СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Кишечнополостные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Кишечнополостные"»

Открытый урок по биологии в 7-А классе по теме:

"Тип Кишечнополостные».


Цели урока:

  • раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводной гидры,

  • показать особенности строения, внутреннего слоя клеток тела гидры и их значение,

  • познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;

  • дать понятие о чередовании поколений и явлении регенерации

  • дать понятие о роли кишечнополостных в экосистемах

Задачи:

Образовательные:

  • изучить с общую характеристику Типа Кишечнополостные;

  • познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;

  • дать определение явления регенерации

  • дать понятие о чередовании поколений.

Развивающие:

  • развитие критического мышления;

  • развитие умений сравнивать и делать выводы.

  • развитие творческих способностей;

Воспитательные:

  • закрепление навыков работы в паре;

  • воспитание культуры общения, коммуникативных умений, толерантности.

Планируемые результаты обучения:

  • учащиеся должны уметь узнавать животных, имеющих лучевую симметрию,

  • знать строение Кишечнополостных.

  • знать особенности строения клеток эктодермы и энтодермы,

  • усвоить понятие регенерации,

  • знать процессы бесполого и полового размножения кишечнополостных.

Тип урока: изучение новых знаний.

Используемые образовательные технологии:

  • коллективные способы деятельности;

  • здоровье сберегающие технологии;

  • работа с текстом

  • поисковая деятельность.

Форма проведения: сочетание различных форм: беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность.

Оборудование: таблицы: «Тип Кишечнополостные», «Тип Простейшие», ИКТ презентация урока «Тип Кишечнополостные. Гидра».

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Общая характеристика кишечнополостных.

  4. Внешнее и внутреннее строение гидры.

    • Строение эктодермы.

    • Стрекательные клетки

    • Строение энтодермы.

  1. Размножение гидры.

  2. Закрепление по строению гидры.

  3. Разнообразие кишечнополостных, знакомство с классами Гидроидные, Сцифоидные. Коралловые полипы.

  4. Роль Кишечнополостных в экосистемах.

  5. Задание на дом.

Ход урока:

      1. Орг. момент

Приветствие, проверка отсутствующих, запись темы в журнал.

      1. Проверка домашнего задания.

  • У доски на интерактивном рисунке указать органоиды простейших (амебы и эвглены зеленой) и назвать их функции 2 ученика. «3»

  • Немой рисунок нфузории-туфельки,2 ученика у доски. Один показывает органоид, другой ученик его называет + функцию. «4»

  • Назвать признаки животных.

КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК

      1. Новая тема записана на доске + эпиграф (Слайд № 1)

Лист самооценки (Слайд № 3-4)

1. Актуализация опорных знаний

Как вы думаете, это растения или животные?– Учитель демонстрирует веточку коралла или изображение “зарослей” кораллов. Долгое время кишечнополостных относили к растениям. Сегодня мы попытаемся доказать, что кишечнополостные – это животные, изучив их строение и образ жизни.

2. Общая характеристика кишечнополостных. (Слайд № 5) - запись в тетрадь.

Среда обитания.

– Где обитают эти животные? Чтобы ответить на этот вопрос нам надо обратиться к учебнику.

- Среда обитания водная (немногие обитают в пресных водоемах, остальные в морях и океанах).

Особенности строения.

Внимательно прочитайте материал учебника и выпишите в тетрадь особенности строения. Через 5 минут мы проверим, как вы выполнили задание: вы будете озвучивать особенности строения кишечнополостных, а я показывать и подписывать их на таблице “Пресноводный полип - гидра”.

  • Имеют лучевую симметрию тела.

  • Тело состоит из двух слоев клеток:

наружный – эктодерма, внутренний – энтодерма.

  • Имеют кишечную полость.

  • Имеют рот, который окружен венчиком щупалец.

  • Способны к регенерации, это было доказано в XVIII веке, Авраамом Трамбле.

Он разрезал гидру поперек и несколько раз в день рассматривал обе части под увеличительным стеклом. Скоро из каждой половинки вырастала целая гидра. Отсюда и название животного-из греческой мифологии, по аналогии с Лернейской гидрой.

В типе Кишечнополостные выделяют три класса (Слайд № 6): класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипызапись в тетрадь.

3. Общая характеристика класса Гидроидные. (Слайд.№ 7)

В озерах, реках или прудах с чистой прозрачной водой на стеблях водных растений встречается маленькое полупрозрачное животное – полип Гидра (“полип” – “многоног”) Это прикрепленное малоподвижное животное с многочисленными щупальцами. Тело обыкновенной гидры имеет почти правильную цилиндрическую форму. На одном конце находится рот, окруженный венчиком тонких длинных щупалец, другой конец вытянут в виде стебелька с подошвой на конце.

4. Строение гидры. (Слайд № 8).

Если вдоль тела гидры провести воображаемую ось, то её щупальца будут расходится от этой оси во все стороны, как лучи от источника света. Лучевая симметрия (Слайд № 9). характерна, как правило, для животных, ведущих прикрепленный образ жизни.

Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев– наружного (эктодермы) и внутреннего(энтодермы).Внутри тела имеется кишечная полость.

Строение эктодермы. (Слайд № 10-12)

Рефлекс (Слайд № 13-14)

Движение гидры (Слайд № 15)

Стрекательные клетки. (Слайд № 16)

Учитель рассказывает об их строении по слайду. Далее учащимся предлагается ответить на вопрос:

  • Какое значение имеют стрекательные клетки для кишечнополостных?

Регенерация (Слайд № 17)

Строение энтодермы. (Слайд №18-19).

Клетки энтодермы имеют сократительное мускульное волоконце, но их роль – переваривание пищи. Они выделяют в полость пищеварительный сок, под действием которого добыча гидры размягчается. Клетки имеют жгутики и способны выпускать ложноножки и захватывать пищу.

Питание (Слайд № 20-21)

Выделение (Слайд № 22)

5. Размножение гидры.

Гидра размножается бесполым и половым путем. Летом на теле гидры появляется маленький бугорок (Слайд № 23). Он растет, вытягивается. На его конце появляются щупальца, а между ними прорывается рот. Когда маленькая гидра подрастет, она отделяется от материнского организма и начинает жить самостоятельно. (Почкование)

К осени, с наступлением неблагоприятных условий, гидры гибнут, но перед этим в их теле развиваются половые клетки: яйцевые и сперматозоиды. (Слайд № 24) Сперматозоид имеет жгутик, с помощью которого подплывает к гидре с яйцевой клеткой и проникает внутрь неё. Происходит оплодотворение. Образуется яйцо с толстой оболочкой. Гидра погибает, а яйцо весной начинает делиться и из него развивается молодая гидра.


6. Закрепление. (Слайд № 25)

7. Знакомство с классом Сцифоидные. (Слайд № 26):

8. Знакомство с классом Коралловые полипы (Слайд № 27)

9. Роль Кишечнополостных в экосистемах (Слайд № 28)

Самостоятельная работа с учебником.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека

В природе:

  • Местообитание для некоторых видов животных (среди щупалец полярной медузы находят убежище мальки некоторых видов рыб; коралловые рифы, атоллы)

  • Медузы являются пищей для многих морских животных

  • Вступают в симбиотические отношения с другими животными (рак-отшельник и актиния)

– Вспомните, как в своей жизни человек использует кораллы?

В жизни человека:

  • Коралловые рифы мешают судоходству.

  • Из отложений рифообразующих кораллов изготавливают высококачественную известь.

  • Известковые кораллы используются в строительстве.

  • Известковый скелет кораллов применяют при заполнении водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических поверхностей.

  • В Японии и Китае из некоторых видов медуз готовят съедобные блюда.

  • Красный, розовый, черный кораллы используются в ювелирной промышленности.

  • Некоторые кораллы используют для декоративного оформления жилищ, садов, парков.

  • Медуза крестовичок и физалия, ядом стрекательных клеток вызывают ожоги, судороги и остановку сердца.

  • Могут служить лабораторными животными (гидра).

10.Рефлексия

Тип


Класс

Класс

Класс

Гидроидные

Сцифоидные

Кораллы

Представители

Представители

Представители










Выставление оценок с комментариями

11. Задание на дом: (Слайд № 29)

  • рис гидры в тетрадь;

  • Паразитарные болезни, вызванные кошачьей, печеночной двуусткой.

  • Придумать рассказ о гидре с ошибками.



Закрепление.


1.Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток.

2. Внутри тела имеется________ полость.

3. В ____________ слое располагаются различные клетки.

4. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела.

5.На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток.

6. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками.

7.Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы.

8. Яд _________________ в добычу.

9.Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.

(Стрекательная нить, стрекательная клетка, наружный, двух, капсула, кишечная, изменять, защищают, проникает)




Лист самооценки

Критерии

Балл

Мой балл

1

Я самостоятельно сформулировал цель и задачи урока

1


2

Я активно работал с текстом и смог найти ответы более, чем на 3 вопроса

3


3

Я смогу без помощи охарактеризовать внешнее строение гидры

5


4

Я смогу без помощи охарактеризовать внутреннее строение гидры

5


5

Я знаю классы полипов и условия их обитания

3


6

Я понял значение кишечнополостных в природе и жизни человека

5


ИТОГ:

22


МОЯ ОЦЕНКА:



11-15 баллов – оценка «3»

16-19 баллов – оценка «4»

20-22 балла – оценка «5»




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!