Открытый урок по биологии в 7-А классе по теме:
"Тип Кишечнополостные».
Цели урока:
раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводной гидры,
показать особенности строения, внутреннего слоя клеток тела гидры и их значение,
познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;
дать понятие о чередовании поколений и явлении регенерации
дать понятие о роли кишечнополостных в экосистемах
Задачи:
Образовательные:
изучить с общую характеристику Типа Кишечнополостные;
познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;
дать определение явления регенерации
дать понятие о чередовании поколений.
Развивающие:
развитие критического мышления;
развитие умений сравнивать и делать выводы.
развитие творческих способностей;
Воспитательные:
закрепление навыков работы в паре;
воспитание культуры общения, коммуникативных умений, толерантности.
Планируемые результаты обучения:
учащиеся должны уметь узнавать животных, имеющих лучевую симметрию,
знать строение Кишечнополостных.
знать особенности строения клеток эктодермы и энтодермы,
усвоить понятие регенерации,
знать процессы бесполого и полового размножения кишечнополостных.
Тип урока: изучение новых знаний.
Используемые образовательные технологии:
коллективные способы деятельности;
здоровье сберегающие технологии;
работа с текстом
поисковая деятельность.
Форма проведения: сочетание различных форм: беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность.
Оборудование: таблицы: «Тип Кишечнополостные», «Тип Простейшие», ИКТ презентация урока «Тип Кишечнополостные. Гидра».
План урока.
Вступительное слово учителя.
Проверка домашнего задания
Общая характеристика кишечнополостных.
Внешнее и внутреннее строение гидры.
Строение эктодермы.
Стрекательные клетки
Строение энтодермы.
Размножение гидры.
Закрепление по строению гидры.
Разнообразие кишечнополостных, знакомство с классами Гидроидные, Сцифоидные. Коралловые полипы.
Роль Кишечнополостных в экосистемах.
Задание на дом.
Ход урока:
Приветствие, проверка отсутствующих, запись темы в журнал.
У доски на интерактивном рисунке указать органоиды простейших (амебы и эвглены зеленой) и назвать их функции 2 ученика. «3»
Немой рисунок нфузории-туфельки,2 ученика у доски. Один показывает органоид, другой ученик его называет + функцию. «4»
Назвать признаки животных.
КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК
Лист самооценки (Слайд № 3-4)
1. Актуализация опорных знаний
Как вы думаете, это растения или животные?– Учитель демонстрирует веточку коралла или изображение “зарослей” кораллов. Долгое время кишечнополостных относили к растениям. Сегодня мы попытаемся доказать, что кишечнополостные – это животные, изучив их строение и образ жизни.
2. Общая характеристика кишечнополостных. (Слайд № 5) - запись в тетрадь.
Среда обитания.
– Где обитают эти животные? Чтобы ответить на этот вопрос нам надо обратиться к учебнику.
- Среда обитания водная (немногие обитают в пресных водоемах, остальные в морях и океанах).
Особенности строения.
Внимательно прочитайте материал учебника и выпишите в тетрадь особенности строения. Через 5 минут мы проверим, как вы выполнили задание: вы будете озвучивать особенности строения кишечнополостных, а я показывать и подписывать их на таблице “Пресноводный полип - гидра”.
Имеют лучевую симметрию тела.
Тело состоит из двух слоев клеток:
наружный – эктодерма, внутренний – энтодерма.
Имеют кишечную полость.
Имеют рот, который окружен венчиком щупалец.
Способны к регенерации, это было доказано в XVIII веке, Авраамом Трамбле.
Он разрезал гидру поперек и несколько раз в день рассматривал обе части под увеличительным стеклом. Скоро из каждой половинки вырастала целая гидра. Отсюда и название животного-из греческой мифологии, по аналогии с Лернейской гидрой.
В типе Кишечнополостные выделяют три класса (Слайд № 6): класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы – запись в тетрадь.
3. Общая характеристика класса Гидроидные. (Слайд.№ 7)
В озерах, реках или прудах с чистой прозрачной водой на стеблях водных растений встречается маленькое полупрозрачное животное – полип Гидра (“полип” – “многоног”) Это прикрепленное малоподвижное животное с многочисленными щупальцами. Тело обыкновенной гидры имеет почти правильную цилиндрическую форму. На одном конце находится рот, окруженный венчиком тонких длинных щупалец, другой конец вытянут в виде стебелька с подошвой на конце.
4. Строение гидры. (Слайд № 8).
Если вдоль тела гидры провести воображаемую ось, то её щупальца будут расходится от этой оси во все стороны, как лучи от источника света. Лучевая симметрия (Слайд № 9). характерна, как правило, для животных, ведущих прикрепленный образ жизни.
Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев– наружного (эктодермы) и внутреннего(энтодермы).Внутри тела имеется кишечная полость.
Строение эктодермы. (Слайд № 10-12)
Рефлекс (Слайд № 13-14)
Движение гидры (Слайд № 15)
Стрекательные клетки. (Слайд № 16)
Учитель рассказывает об их строении по слайду. Далее учащимся предлагается ответить на вопрос:
Регенерация (Слайд № 17)
Строение энтодермы. (Слайд №18-19).
Клетки энтодермы имеют сократительное мускульное волоконце, но их роль – переваривание пищи. Они выделяют в полость пищеварительный сок, под действием которого добыча гидры размягчается. Клетки имеют жгутики и способны выпускать ложноножки и захватывать пищу.
Питание (Слайд № 20-21)
Выделение (Слайд № 22)
5. Размножение гидры.
Гидра размножается бесполым и половым путем. Летом на теле гидры появляется маленький бугорок (Слайд № 23). Он растет, вытягивается. На его конце появляются щупальца, а между ними прорывается рот. Когда маленькая гидра подрастет, она отделяется от материнского организма и начинает жить самостоятельно. (Почкование)
К осени, с наступлением неблагоприятных условий, гидры гибнут, но перед этим в их теле развиваются половые клетки: яйцевые и сперматозоиды. (Слайд № 24) Сперматозоид имеет жгутик, с помощью которого подплывает к гидре с яйцевой клеткой и проникает внутрь неё. Происходит оплодотворение. Образуется яйцо с толстой оболочкой. Гидра погибает, а яйцо весной начинает делиться и из него развивается молодая гидра.
6. Закрепление. (Слайд № 25)
7. Знакомство с классом Сцифоидные. (Слайд № 26):
8. Знакомство с классом Коралловые полипы (Слайд № 27)
9. Роль Кишечнополостных в экосистемах (Слайд № 28)
Самостоятельная работа с учебником.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека
В природе:
Местообитание для некоторых видов животных (среди щупалец полярной медузы находят убежище мальки некоторых видов рыб; коралловые рифы, атоллы)
Медузы являются пищей для многих морских животных
Вступают в симбиотические отношения с другими животными (рак-отшельник и актиния)
– Вспомните, как в своей жизни человек использует кораллы?
В жизни человека:
Коралловые рифы мешают судоходству.
Из отложений рифообразующих кораллов изготавливают высококачественную известь.
Известковые кораллы используются в строительстве.
Известковый скелет кораллов применяют при заполнении водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических поверхностей.
В Японии и Китае из некоторых видов медуз готовят съедобные блюда.
Красный, розовый, черный кораллы используются в ювелирной промышленности.
Некоторые кораллы используют для декоративного оформления жилищ, садов, парков.
Медуза крестовичок и физалия, ядом стрекательных клеток вызывают ожоги, судороги и остановку сердца.
Могут служить лабораторными животными (гидра).
10.Рефлексия
Тип |
|
Класс | Класс | Класс |
Гидроидные | Сцифоидные | Кораллы |
Представители | Представители | Представители |
| | |
| | |
| | |
Выставление оценок с комментариями
11. Задание на дом: (Слайд № 29)
рис гидры в тетрадь;
Паразитарные болезни, вызванные кошачьей, печеночной двуусткой.
Придумать рассказ о гидре с ошибками.
Закрепление.
1.Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток.
2. Внутри тела имеется________ полость.
3. В ____________ слое располагаются различные клетки.
4. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела.
5.На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток.
6. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками.
7.Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы.
8. Яд _________________ в добычу.
9.Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.
(Стрекательная нить, стрекательная клетка, наружный, двух, капсула, кишечная, изменять, защищают, проникает)
Лист самооценки
№ | Критерии | Балл | Мой балл |
1 | Я самостоятельно сформулировал цель и задачи урока | 1 | |
2 | Я активно работал с текстом и смог найти ответы более, чем на 3 вопроса | 3 | |
3 | Я смогу без помощи охарактеризовать внешнее строение гидры | 5 | |
4 | Я смогу без помощи охарактеризовать внутреннее строение гидры | 5 | |
5 | Я знаю классы полипов и условия их обитания | 3 | |
6 | Я понял значение кишечнополостных в природе и жизни человека | 5 | |
ИТОГ: | 22 | |
МОЯ ОЦЕНКА: | |
11-15 баллов – оценка «3»
16-19 баллов – оценка «4»
20-22 балла – оценка «5»
9