СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Кто что ест"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предполагает работу детей в группах. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Кто что ест"»

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»


Тема: Кто что ест .

Цели: познакомить с классификацией животных по типу питания.

.

Задачи:

актуализировать знания о животном мире;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать наблюдательность, внимание, память.


Планируемые результаты:

Предметные

Научатся классифицировать животных по способу питания; моделировать схемы цепей питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.


Метапредметные

Регулятивные.

  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке;

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • Высказывать своё предположение.

Коммуникативные.

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

  • Оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления:

Познавательные.

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

  • Отличать новое от уже известного;

  • Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные

  • Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

  • Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами;

  • Умение формулировать точку зрения и ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;

  • Умение договариваться о ролях в различных видах совместной деятельности;

Умение адекватно оценить своё поведение и поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи


Тип урока:

Урок «открытия» новых знаний


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

  1. Орг.момент

Мотивация к учебной деятельности


Приветствие учеников. Психологический настрой. Слайд 2

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

 А работать мы будем в группах. Вспомним правила работы в группе.


Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу. Контролируют правильность посадки. Проверяют готовность к уроку, проверяют готовность у соседа.

Вспоминают правила работы в группах.


Регулятивные: организация учебного места

Коммуникативные УУД: способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников

2.Актуализация знаний


- На прошлом уроке мы с вами разделили царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Сейчас на слайде появится животное, а вы должны определить , к какой группе и к какому классу оно относится.

-Вспомните, на какие две большие группы можно разделить царство животных (беспозвоночные и позвоночные)

Задание: Назвать животное и определить, к какому классу и группе относится .


-Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению и внешнему виду , но есть и другие способы классификации животных.


Определяют по фотографии на слайдах к какой группе относит животное:

Крокодил (пресмыкающиеся, позвоночное) Слайд 3

Рак (ракообразные Слайд 4 беспозвоночное)

Стрекоза (насекомое, беспозвоночное) Слайд 5

Лягушка (земноводное, позвоночное) Слайд 6

Акула ( рыбы, позвоночное) Слайд 7

Паук( паукообразные, беспозвоночные) Слайд 8 Морская звезда( иглокожие, беспозвоночные) Слайд 9

Ежик( млекопитающее, позвоночное) Слайд 10

Познавательные:

Синтез информации, выделение причинно-следственных связей

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи

3.Самоопределение к деятельности.


Назовите признаки живых организмов.

(Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, умирают)

А что необходимо для роста и развития животного? ( Питание)

О чем мы будем говорить сегодня на уроке (О питании)


Отвечают на вопросы учителя.





Познавательные:

синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи.

4.Работа по теме урока

- Сегодня мы классифицируем животных по способу питания, и узнаем, кто что ест.

Вешает на доску табличку

ЖИВОТНЫЕ


Работа в группах. Получают задание.

Информация для 1 группы

В природе мыши обитают там, где есть пища, которой они могут питаться.

В осеннее время мышь старается сделать запасы, которыми питается зимой.

Животные, обитающие в лесу, поедают семя трав, плоды деревьев, ботву

растений, орехи, желуди и грибы. Луговые, степные и полевые мыши едят зерно (пшено, гречку, ячмень, пшеницу и овес). Полевка (полевая мышь) также может питаться стеблями злаков и семенами, любит рассаду и цветки.


-Какой пищей питается мышь? (растительной)

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только растительной пищей

-Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.

Вешает на доску табличку зеленого цвета.


РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ




Информация для 2 группы

Так как ласточка проводит практически все время в полете, то и питается она

налету. Паря в воздухе с открытым клювом птички ловят насекомых,

являющихся основной едой. Ласточки отдают предпочтение лакомым для них жучками, мошкам ,кузнечикам, сверчкам и стрекозам.

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?

-Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называют насекомоядными.

Вешает на доску табличку синего цвета .

НАСЕКОМОЯДНЫЕ



Информация для 3 группы

Зимой лисица ловит под снегом мышей, иногда куропаток. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы и могут убежать от неё. Зимой лисицы близко подходят к селениям людей и нападают на домашнюю птицу.

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?

-Верно! Животных, таких животных называют – хищники или плотоядные.

Вешает на доску табличку красного цвета

ХИЩНЫЕ



Информация для 4 группы

Медведь разламывает гнилые пни и выискивает в них жирных личинок жуков-дровосеков и других насекомых, питающихся древесиной. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, одним словом, что только попадётся. Выкапывает из земли луковицы и клубни растений. Часто можно встретить медведя на ягодниках, на которых он с жадностью поедает ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей.

-Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?

-Животных, таких животных называют – всеядные.

Вешает на доску табличку желтого цвета


ВСЕЯДНЫЕ










Каждая группа изучает информацию и отвечает по плану.

Что за животное?

Чем питается?



Познавательные:

анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли

Регулятивные:

планирование деятельности и работа по плану.

5.Первичное закрепление)

Работа по группам:

Раскрасить кружок в нужный цвет.

Названия животных


Их пища

Группа по питанию

Ласточка

Ёж

Ящерица

Насекомые

Сова

Лиса

Рысь

Любая растительная и животная пища

Ворона

Кабан

Барсук

Любая растительная и животная пища

Лесная мышь

Заяц

Лось

Косуля

Плоды, семена, веточка, листья, кора



Работа в группах Слайд 11


Заполняют таблицу, закрашивая кружок в нужный цвет.

Насекомоядные-синий,

Растительноядные-зеленый,

Всеядные-желтый,

Хищники-красный.


Познавательные:

осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

6.Физкульт-минутка

(2 мин)


Ловим рыбку.

Представьте, что моя левая рука– это море (делает волнообразное движение), а правая – рыбка (правой ладошкой изображает рыбку, которая плывет, извиваясь). Когда рыбка выплывает из моря, т. е. правая рука поднимается над левой рукой, то вы хлопаете в ладоши. 


Регулятивные:

волевая регуляция

7.Знакомство с понятиями «цепи питания»



8.Первичное закрепление

(5 мин)
















– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Слайд 12

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Слайд 13

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина — заяц- волк Слайд 14

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб — лесная мышь — сова.

Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.

Где вам придется трудиться, решит жеребьевка. От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают конверт с названием места и заданием. (Лес, Поле, Огород, Водоем)

А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся . Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Дальше? (растительноядные)

– Последнее звено? (хищные)

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему. Слайд 15

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Мышей могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)

Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.

Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.

Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.


-Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.) В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Многое зависит от человека. Ведь именно он часто вторгается в природу, тем самым разрушая невидимые нити, которые там существуют.

Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползущая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них, но и для жизни всей нашей планеты.



















По сигналу ребята начинают работать в группах.


Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Например:

1) Лес.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

2) Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

3) Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).

4) Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц





























Если зайцу нечего будет есть,

то не будет пищи и лисе, и волку.

Она разрушится.

Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка




.





Познавательные:

анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности

9.Включение в систему знаний и повторений


А сейчас я предлагаю вам послушать сообщения, которые приготовили девочки. Слушайте внимательно, а выводы сделаете сами.













































-Какой же можно сделать вывод?









-Ребята, а надо ли уничтожать хищных животных?



Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!

Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Ученица 1

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным по­лёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться


Ученица 2

У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шуб­ки: летом она серая, зимой белая. У ежа защи­та — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост. Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве куз­нечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Ко­ровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»


Делают вывод:

Каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.

Делают вывод: Каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.


Хищники приносят огромную пользу. Они –санитары леса, и ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Если уничтожить хищников , то среди животных распространятся болезни и много животных погибнет.

Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация























Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности

10.Итог урока

“Договори фразу”. Слайд 16

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

…………………………………………






Цепи питания


Растения


Хищники


Сеть питания


11. Домашнее задание

1 группа: Используя атлас определитель познакомиться с разнообразными представителями каждой группы по типу питания

2 группа: Составить различные цепи питания.

3 группа: Найти интересную информацию о том, как животные приспособились к добыванию пищи

4 группа: Найти интересную информацию о том, как животные приспособились к тому. Чтобы не стать добычей другого (способы маскировки и т.д.)





12 Рефлексия


Рефлексия «Яблоня»

Каждой группе раздается картинка с изображением яблони и нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: красные– я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение ( я- созрел); – зелёные не справился с заданием, у меня грустное настроение.


- Спасибо за урок! Урок окончен. Слайд 17






Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности