А) Нам ведь уже знакомы похожие объекты? Что это за объекты? (линейные уравнения с одной переменной) Придумайте и запишите линейное уравнение с одной переменной. Слушаю. -Посмотрите на доску, перед нами действительно линейное уравнение с одной переменной. Вспомним общий вид линейного уравнения с одной переменной. (ax=b, где a и b –некоторые числа, а x-переменная). А как определить общий вид линейного уравнения с двумя переменными? Перед вами на доске уравнения 1. 3у+2х=0. 2. 5у – 6 =0. 3. 0,2х2 – у +3=0. 4. х+у=15. 5. 4х – 17 = 0. 6. 5х+2у=12 Работаем в парах. Выпишите те уравнений, которые бы вы отнесли к линейным уравнениям с двумя переменными? Проверьте себя и своего партнера. Запишите общий вид уравнения, заменив числовые коэффициенты на буквы а, в, с. Обменялись РЛ и поставили плюс или минус. Определим общий вид линейного уравнения с двумя переменными: (ax+by=c, где a,b,c некоторые числа, x, y переменные.) Попробуйте сформулировать определение: (Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида ax+by=c, где a,b,c некоторые числа, x, y переменные)—проговариваем. Возьмите теоретический справочник. Прочитайте определение про себя. Не ошиблись ли мы в определении. Есть ли различия? Придумайте и запишите в рабочем листе свое линейное уравнение с двумя переменными.-( 1.Что называется линейным уравнением с двумя переменными?- ответили, лист переворачиваю) Б) Как решаются и свойства Вернемся к линейным уравнениям с одной переменной. Давайте вспомним, как они решаются, и решим уравнение с объяснением: 2х+6=10 (Перенесем слагаемое без х в правую часть уравнения, изменив при этом его знак на противоположный: 2х=10-6 , вычислим результат 2х=4. Разделим обе части уравнения на 2, получим х=2). - Ребята, такие уравнения вы хорошо умеете решать. Вспомним алгоритм решения. - А какие свойства применяли при решении этих уравнений? (Если в уравнении слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.) - А какое еще свойство вы применяли? (Если разделить или умножить обе части уравнения на одно и тоже отличное от нуля число, то получится уравнение равносильное данному.) Линейные уравнения с двумя переменными обладают такими же свойствами. Для уравнений с двумя переменными все остается в силе. Загляните в справочный лист и прочитайте свойства линейного уравнении с двумя переменными. В) Решим конкретное уравнение Ребята, ведь мы забыли про мастеров из парикмахерской. Это нехорошо. Надо им помочь. Давайте вернемся к той ситуации. Применим свойства уравнений с двумя переменными к полученному нами уравнению, и сведем его к виду, указанному в определении. 0,3x + 0,03y = 0,12(x + y)- что делаем? 0,3x + 0,03y = 0,12x + 0,1-группируем неизвестные справа и слева. 0,3x – 0,12x = 0,12y – 0,03y- приводим подобные 0,18x - 0,09y =0- умножаем на 100( переход к целым числам) 18x - 9y=0 2x-y=0 При каких значениях x и y наше уравнение обратится в верное равенство? при х=1, у=2 (записываю на доске) (2∙1=2) Ребята, ведь мы забыли про мастеров из парикмахерской. Это нехорошо. Надо им помочь. Давайте вернемся к той ситуации. Применим свойства уравнений с двумя переменными к полученному нами уравнению, и сведем его к виду, указанному в определении. 0,3x + 0,03y = 0,12(x + y)- что делаем? 0,3x + 0,03y = 0,12x + 0,1-группируем неизвестные справа и слева. 0,3x – 0,12x = 0,12y – 0,03y- приводим подобные 0,18x - 0,09y =0- умножаем на 100( переход к целым числам) 18x - 9y=0 2x-y=0 При каких значениях x и y наше уравнение обратится в верное равенство? при х=1, у=2 (записываю на доске) (2∙1=2) Что же является решением линейных уравнений с двумя переменными? (Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.) Прочитайте это определение в справочнике про себя. Не ошиблись ли мы, давая определение?-( ответили 2.Что называется решением уравнения с двумя переменными?-0 лист переворачиваю) А какие еще пары чисел будут являться решениями уравнения 2x-y=0? х=2, у=4 х=3, у=6 х=4, у=8 Сколько же таких пар? (Множество) В нашем случае это будут числа, одно из которых в два раза больше другого. Т.е 3-процентного раствора надо взять вдвое больше, чем 30-процентного. Как же смешать? мерить будем мерным стаканчиком. Дети показывают на практике: Выходит ученик , наливает 100 г 3% раствора и 50 г 30% раствора. Мы решили задачу!- а как? Подбором чисел. |