Тема: Слагаемые. Сумма.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот звонок вам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
(Дети садятся.)
- Проверим, правильно ли вы сидите.
- Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? – У края.
Спина? – Прямая.
- Молодцы!
II. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку.
- Город этот непростой,
Он дремучий и густой. (Лес.)
- Правильно! (Слайд 1. Картина леса)
- Ребята, сегодня мы отправимся в лес.
- А кто живёт в лесу? (Животные, лиса, волк, медведь, белка и т.д.)
- Верно! (Слайд 2. Картинки некоторых животных.)
- Посмотрите, вот только некоторые из них.
- А теперь я прочитаю стихотворение, а вы должны досказать словечко.
- Неуклюжий, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу.
Кто таков? Скорей ответь!
Ну, конечно же, … (Медведь.)
- Правильно, это медведь. (на доске прикреплена картинка медведя)
- К нам на урок пришёл медведь. Посмотрите, какой он красивый, умный. Он хочет проверить наши знания по математике.
- Давайте покажем ему, что мы с вами умеем хорошо считать.
1. Самостоятельная работа у доски.
- Я приглашаю к доске Алпееву Диану и Багринцева Ваню. Они будут заполнять пустые окошки в примерах, подставляя в квадратики числа, а в кружки знаки плюс, минус.
- Пока ребята решают у доски, мы покажем нашему дорогому медведю, как мы умеем устно считать.
2. Устный счёт.
А) -Первый ряд Сосчитайте хором от 1 до 5 ;
- Второй ряд от 3 до 8;
- третий ряд от 9 до 5.
Б) Теперь отвечаем, поднимая руки.
Назовите число, которое стоит:
- после числа 6; 3; 7;
- перед числом 2; 4; 9;
- между числами 7 и 9; 4 и 6
.
- Молодцы! Давайте проверим работы товарищей у доски. Я читаю выражения, а если вы с ними согласны, делаете один хлопок
- Умнички! Медведь вами доволен. Ему понравилось следить за вами. Мишка за вашу работу дарит вам ЗВЕЗДУ
Но он хочет ещё раз проверить наши знания. (Слайд . НОЧЬ -ДЕНЬ)
3. Игра «Ночь-День».
- Поиграем в игру «Ночь- день».
Ребята, как только я скажу слово НОЧЬ, вы сразу закрываете глаза и кладете голову на стол. Глаза не открываете. Я буду называть вам цепочку примеров, а вы должны про себя ее решить.
Как только я скажу слово ДЕНЬ, вы просыпаетесь и называете число,которое у вас получилось. (2+1+ 1+ 2-1 ) =5
- Молодцы! От Мишка вам еще одна звезда
4. Работа в парах с карточками.
- Сейчас я прочитаю задачи в стихах. Вы работаете в парах, на своих местах. На парте у вас лежат карточки с цифрами и знаками. Берём их и складываем у себя на партах решение задачи. Кто первыми закончат, поднимают руки «домиком».
- Три яблока из сада
Ёжик притащил,
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ёжика в тарелке. (3 – 1 = 2.)
- На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (1 + 2 = 3.)
- Молодцы! Мишка вами очень доволен и дарит вам еще одну звезду.
- А теперь давайте отдохнём.
III. Физкультминутка.
IV. Самоопределение к деятельности.
Отдохнули, продолжаем работать
- Наш Мишка подготовил задачку. Давайте решим её. Слушайте внимательно.
- На полянке у дубка
Медведь увидел 2 грибка,
А подальше, у осин,
Он нашёл ещё 1.
Кто ответить нам готов,
Сколько медведь нашёл грибов? (3.)
- Как вы узнали? (2 + 1 = 3.)
- Давайте запишем эту запись на доске.
Ребята, кто готов прочитать данную запись? (два плюс один равно трём; к двум прибавить один получится три; два увеличить на один получится 3; два да ещё 1 будет три.)
Оказывается ребята, что эту запись можно прочитать ещё по-другому.
- Значит, что мы будем делать на уроке?
(Мы научимся читать запись ещё по-другому.)
- Мы познакомимся с названиями чисел при сложении и научимся читать выражение по-новому.
V. Работа по теме урока. ПОВЕШАТЬ ТАБЛИЧКУ С ПРИМЕРОМ 2+1=3
- Выражение 2 + 1 = 3 – это сложение, потому что здесь знак «+».
- Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми. (прикрепить к выражению названия 1 слагаемое, 2 слагаемое)
- ДАВАЙТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ ПРОИЗНЕСЕМ СЛОВО СЛАГАЕМОЕ
- Какое первое слагаемое? (2.)
- Какое второе слагаемое? (1.)
- Сколько грибов нашёл медведь? (3.)
- Как можете назвать число 3? (Ответ, то, что получилось, результат .)
- В математике все эти слова заменяют одним словом – сумма. (прикрепить к выражению название СУММА)
- ПРОИЗНЕСЕМ все вместе – сумма.
Теперь я прочитаю данное выражение (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 1, сумма 3.)
- Ребята, я открою вам секрет. Эту запись можно ещё по-другому прочитать.
- Ведь есть правило, что Суммой можно назвать не только результат сложения, но и целое выражение.
- Выражение 2 + 1 = 3 можно прочитать так: Сумма чисел 2 и 1 равна 3. (Дети хором повторяют.)
- К нам идёт ещё один гость. Отгадайте.
- Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают рыжую в лесу –
Очень хитрую … (Лису.)
- Правильно. (Картинка лисы на доске)
- Лиса тоже хочет посмотреть на нас, увидеть, как мы решаем задачи, как мы можем по-разному и по-новому читать выражения.
- Давайте, покажем ей наши возможности.
- Лиса нашла 3 яблока и положила их в корзину.
- Потом она нашла 2 апельсина и положила их в корзину.
- Что делала лиса с фруктами? (Складывала в корзину.)
- Какое действие она выполняла? (Сложение.)
- Значит, какой знак поставим между цифрами? (Плюс.)
- Что она складывала? (3 яблока и 2 апельсина.)
- Как это записать? Что у вас получилось? (3+2.)
- Числа, которые мы складываем, как называются? (Слагаемыми.)
- Какое первое слагаемое? (3.)
- Какое второе слагаемое? (2.)
- А сколь фруктов всего оказалось в корзине у лисы? (5)
- А как мы по-новому назовём ответ 5? (Сумма.)
УЧИТЕЛЬ ЗАПИСЫВАЕТ НА ДОСКЕ ВЫРАЖЕНИЕ 3 +2=5
- Давайте вместе прочитаем получившееся выражение по-новому. (Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма 5 и сумма чисел 3и 2 равна 5)
- Молодцы! Лисичка довольна вашим ответом.
VII. Закрепление изученного.
Работа по слайду
Дети, давайте посмотрим на экран.
_ Сколько кубиков сложила девочка? (3)
- Сколько кубиков сложим мальчик? (2)
- Сколько кубиков они сложили вместе (5)
Какое выражение я смогу записать по данной картинке? (3+2 = 5
Назовите первое слагаемое? (3)
Назовите второе слагаемое? (2)
Назовите чему равна сумма? (5)
.
2. Работа в тетради.
- Ребята, давайте покажем нашим гостям, как мы умеем работать в тетрадях.
- Откройте тетради на странице с. 32. Картинка из ваших тетрадей у меня изображена на слайде.
1) Работаем по первому заданию.
Как вы считаете, что мы с вами должны сделать? (ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ЧИСЛА)
- Первый столбик делаем все вместе.
Какое число пропущено? (1)
Чем оно является в данном выражении? (второе слагаемое)
- Молодцы! Закрыли тетради и убрали на край стола.
VIII. Рефлексия.
- Ребята, интересно было на уроке?
- Вам понравилось?
- Теперь давайте это подтвердим. У вас на столах у каждого лежат по три «смайлика» трёх разных цветов, Вы должны мне показать только один из них. Если вам урок понравился и вам все понятно, значит, вы покажите мне желтый смайлик. Если у вас есть какие-то затруднения, то показываете смайлик зеленого цвета. А если вам было непонятно, то фиолетовый
- Договорились? (Да.)
- Итак, я вижу только желтые смайлики. Значит, всем действительно всё понравилось и понятно.
IХ. Подведение итогов.
- Что вы нового узнали на уроке? (Дети отвечают хором.)
- Ребята, вы молодцы! СПАСИБО ЗА УРОК