МБОУ «Дружбинская СОШ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
«ДРУЖБИНСКАЯ СОШ»
____________________________
Гасаналиев И.Г.
Открытый урок
на тему:
«Мир растений»
Провела учительница начальных классов: Гасанбекова З.С.
Тема урока: Мир растений.
Цели:
-Познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений;
-Показать взаимосвязи солнечной энергии, зелёных растений и живых
организмов Земли;
- Познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле;
- Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в
природе;
- Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;
-Учить бережно относиться к растениям.
Оборудование: учебник, кроссворд, справочник растений и тд.
Ход урока.
Орг. момент.
Слайд
Повторение изученного материала.
- Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология)
- На какие царства делится живая природа?
Слайд
Сегодня мы повторим всё ,что знаем о царстве растений и узнаем много нового.. Мы уже знаем , что учёные делят царство растений на несколько групп.
-Какие же эти группы?
1. Водоросли – жители воды.
2. Мхи –растут во влажных местах.
3. Папоротники –их легко узнать по красивым листьям.
4. Хвойные растения – это сосна , ель и др.
5. Цветковые растения – это те , у которых есть цветки и плоды.
Слайд.
Прочитайте текст . Найдите и исправьте в нём ошибки:
У хвойных растений нет листьев, а есть хвойники. У сосны или лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.
Ответ:
4 ошибки. У хвойных растений есть листья – это хвойники. У лиственницы листья опадают осенью. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.
Молодцы ,хорошо вы справились с заданием.
Работа по теме урока.
Как слова « солнце», «растение», и «человек» распределить на две группы.
Слайд
- Назовите признаки живой природы.
- А теперь давайте порассуждаем, как растение дышит и питаются.
- Подумайте чем «позавтракали» комнатные растения?
- Почему растениям необходимо питание?
- Каким образом растение получают питание?
Вы знаете, что своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? Ведь их в почве нет, а в растениях они есть. Учёные долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.
Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня. А углекислый газ листья поглощают из воздуха.
Но запомните: работает чудесная «кухня» только на свету! Почему же для её работы требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы.
Когда учёные разгадали тайну питания растений, они поняли что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. В месте с питательными веществами образуется кислород! Мы должны сажать как можно больше растений и ухаживать за ними.
Слайд
Как же размножаются растения?
Растения размножаются семенами , спорами или частями ( листьями, стеблями, корнями)
Семена растений распространяются с помощью ветра, насекомых, птиц, зверей.
Слайд
Попробуем разгадать кроссворд.
Слайд
Рассмотрите таблицу « Части растений». Покажите на ней все части растений.
- Подумайте, можно ли выделить какую - нибудь самую важную часть растения. Почему?
- Какая часть растения чаще всего спрятана в другой его части?
Слайд
Слайд
Шиповник - многолетнее растение, длина растения достигает до 2 метров. Цветки крупные, душистые розового или тёмно красного цвета. Цветёт с мая до июля. Плоды созревают в августе - сентябре. Растёт по берегам рек, на опушках леса, среди кустарников. Плоды шиповника заготавливают в период полной зрелости (недозрелые плоды содержат меньше витаминов С) Плоды шиповника содержат аскорбиновую кислоту, кроме этого в шиповнике содержатся витамины В1 , В2, сахар и многие другие витамины. Витамины, содержащие в шиповнике помогают укрепить иммунитет. Из семян шиповника получают масло, его так и называют масло шиповника.
Масло шиповника используют наружно, как ранозаживляющее средство, а так же при язвенной болезни желудка.
Рецепт:
На одну столовую ложку измельчённых плодов шиповника залить 1 стаканом кипящей воды. Принимать по1/2 стакана 2 раза в день.
Одуванчик – очень полезное лекарственное растение. Съедобные листья одуванчика содержат витамин С, кальций, калий, марганец, железо и мн. другое. Его листья и корни издавна широко применяются в народной медицине для возбуждения аппетита, как отхаркивающее и мочегонное средство. Сырой сок одуванчика, полученный из листьев и корней, сочетаемый с морковным соком и соком листьев репы, помогает при недугах позвоночника, болезней костей, а также придаёт крепость зубам.
Его также применяют для лечения сахарного диабета, при анемии, малокровии.
При отсутствии аппетита: 2 ч. ложки измельчённого корня залить1 стаканом холодной кипячёной воды, настаивить8 часов. Пить по ¼ стакана 4 раза в день перед едой.
Слайд
Зверобой – это широко известное в народе растение с ярко – жёлтыми цветками. Его считают излечивающей 99 болезней. Растёт он повсюду, зацветает в июне – августе, Сушат зверобой как и все остальные лекарственные растения в тени. Высушенную траву затем лучше обмолотить, отделив грубые стебли, и сложить в бумажный пакет. Хранить её можно до 3 лет. Зверобой используют при кашле, поносах, для укрепления дёсен.
Крепкий настой зверобоя применяют для укрепления дёсен, устранения неприятного запаха изо рта, а так же в качестве противовоспалительного средства.
Его так же используют при заболеваниях сердца, почек, повышает артериальное давление.
1 ст. ложку измельчённой травы зверобоя залить1 стаканом кипятка, настаивать 30 мин. О принимать по пол стакана 3 раза в день.
Слайд
Ромашка – чудодейственное лекарственное растение. В народе она широко применяется успокаивающего и антибактериального средства. Так же она помогает от бессонницы. Его используют в виде чая. Ромашковый чай помогает нормализовать работу желудка. Его следует пить без сахара, трижды в день, перед приёмом пищи. Отвар ромашки также принимают при лечении инфекций ротовой полости. Ромашка ещё применяется в качестве косметического средства. Так волосы, приобретают красиво золотистое сияние, если регулярно ополаскивать их ромашковым отваром. Применят ромашку , рекомендуется и при проблемах кожи: цветы ромашки способны снимать раздражение, сухость, делают кожу нежной и бархатистой.
Цветы ромашки способны справиться с многими недугами, если делать из них компрессы.
Необходимо размешать цветов ромашки с 3 столовыми ложками горячей кипячёной водой. Полученную массу следует завернуть в марлю и прикладывать к болевым местам. Его также используют при болях в суставах, ожогах, отёках, фурункулах.
Слайд
Подорожник-первое средство помощи при разбитых коленях, ссадинах и царапинах. Антисептическое действие подорожника позволяет заменить использование зелёнки и йода. Подорожник также может остановить кровотечения, уменьшает воспаление и снимает боль, препятствует размножению бактерий, убивает микробов. Молодой подорожник используют в пищу., его можно добавлять в салаты. Собирать подорожник надо в летние месяцы и в начале сентября. Лучше всего подорожник собирать в сухие дни, желательно утром, после того, как на листьях высохнет роса. Подорожник можно заварить, настаивать и пить, как травяной чай, если высокая температура,, начинается грипп или простуда. Подорожник можно применять в свежем и засушенном виде. Лечение подорожником проблем с желудком или кишечником: 3 чайные ложки листьев на 250 мл. кипящей воды. Настаивать подорожник следует долго, не меньше 8 часов, затем можно пить.
Слайд
Крапива очень полезна для организма. Крапива используется для лечения многих болезней. Наружно крапиву используют при открытых ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях. В крапиве аскорбиновой кислоты вдвое больше ,чем в плодах чёрной смородины. Крапива обладает общеукрепляющими свойствами: она укрепляет иммунитет, защищает организм от кислородной недостаточности.
При перхоти или при выпадении волос, после мытья головы и подсушивания волос нужно втереть в кожу головы настой листьев крапивы:1 столовую ложку листьев заварить 1 стаканом кипятка, настоят1,5 часа и процедить. Применять 1 раз в неделю.
При кашле: корни крапивы мелко нарезать ,хорошо проварить в сахарном сиропе. Применять по 1 столовой ложки несколько раз в день.
Слайд
Мята- многолетнее, душистое, травянистое растение . Побеги, листья, цветки мяты содержат большое количество эфирного масла, сахар, жиры, витамины С. Мята очень популярна, его часто выращивают в близи дома. Его используют для лечения головных болей, при нервных расстройствах, бессоннице, при простуде и т.д. Листья мяты также используют в кулинарии. Они имеют охлаждающий, приятный вкус и резкий тонкий аромат, вызванным высоким содержание ментола. Листья мяты добавляют в салаты, супы, мясные блюда. Из свежих измельчённых листьев мяты делают компрессы, маски для лица. Чай из мяты снимает нервозность, раздражительность, улучшает сон.
Слайд
Мальва – многолетнее лекарственное растение. Мальва одна из некоторых растений, которая хорошо переносит засуху. Любит солнце, но может погибнуть из-за длительных дождей. Она начинает цвести в июне до сентября. Лечебные свойства мальвы широко известны в медицине. Используют мальву как противовоспалительное и отхаркивающее средство. Настоем ополаскивают горла при ангине., так же его применяют при конъюнктивите и т.д.
Физкультминутка
Беседа об охране природы
Слайд
Как хорошо, что есть на земле растения. Без растений не было бы жизни на земле!
Итог урока:
- Что произойдёт с деревьями ,если в лесу окажется мало птиц?
- Что будет, если ребята станут ловить бабочек, пчёл, жуков?
-Поэтому выжить растениям помогает борьба человека с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых – опылителей, хищных птиц.
Слайд
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- И чтобы такое не случилось, мы должны помогать природе.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Д/З. повторить пройденный материал.
Слайд