СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Мир растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Мир растений"»

МБОУ «Дружбинская СОШ»



  УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ

«ДРУЖБИНСКАЯ СОШ»

____________________________

Гасаналиев И.Г.

Открытый урок

на тему:

«Мир растений»


























Провела учительница начальных классов: Гасанбекова З.С.

Тема урока: Мир растений.

Цели:

-Познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений;

-Показать взаимосвязи солнечной энергии, зелёных растений и живых

организмов Земли;

- Познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле;

- Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в

природе;

- Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;

-Учить бережно относиться к растениям.

Оборудование: учебник, кроссворд, справочник растений и тд.

Ход урока.

Орг. момент.

Слайд

Повторение изученного материала.

- Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология)

- На какие царства делится живая природа?

Слайд


Сегодня мы повторим всё ,что знаем о царстве растений и узнаем много нового.. Мы уже знаем , что учёные делят царство растений на несколько групп.

-Какие же эти группы?

1. Водоросли – жители воды.

2. Мхи –растут во влажных местах.

3. Папоротники –их легко узнать по красивым листьям.

4. Хвойные растения – это сосна , ель и др.

5. Цветковые растения – это те , у которых есть цветки и плоды.




Слайд.

Прочитайте текст . Найдите и исправьте в нём ошибки:

У хвойных растений нет листьев, а есть хвойники. У сосны или лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

Ответ:

4 ошибки. У хвойных растений есть листья – это хвойники. У лиственницы листья опадают осенью. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.


Молодцы ,хорошо вы справились с заданием.

Работа по теме урока.

Как слова « солнце», «растение», и «человек» распределить на две группы.

Слайд

- Назовите признаки живой природы.

- А теперь давайте порассуждаем, как растение дышит и питаются.

- Подумайте чем «позавтракали» комнатные растения?

- Почему растениям необходимо питание?

- Каким образом растение получают питание?

Вы знаете, что своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? Ведь их в почве нет, а в растениях они есть. Учёные долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.

Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня. А углекислый газ листья поглощают из воздуха.

Но запомните: работает чудесная «кухня» только на свету! Почему же для её работы требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы.

Когда учёные разгадали тайну питания растений, они поняли что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. В месте с питательными веществами образуется кислород! Мы должны сажать как можно больше растений и ухаживать за ними.

Слайд

Как же размножаются растения?

Растения размножаются семенами , спорами или частями ( листьями, стеблями, корнями)

Семена растений распространяются с помощью ветра, насекомых, птиц, зверей.

Слайд

Попробуем разгадать кроссворд.

Слайд












Рассмотрите таблицу « Части растений». Покажите на ней все части растений.



- Подумайте, можно ли выделить какую - нибудь самую важную часть растения. Почему?

- Какая часть растения чаще всего спрятана в другой его части?







Слайд





Слайд

Шиповник - многолетнее растение, длина растения достигает до 2 метров. Цветки крупные, душистые розового или тёмно красного цвета. Цветёт с мая до июля. Плоды созревают в августе - сентябре. Растёт по берегам рек, на опушках леса, среди кустарников. Плоды шиповника заготавливают в период полной зрелости (недозрелые плоды содержат меньше витаминов С) Плоды шиповника содержат аскорбиновую кислоту, кроме этого в шиповнике содержатся витамины В1 , В2, сахар и многие другие витамины. Витамины, содержащие в шиповнике помогают укрепить иммунитет. Из семян шиповника получают масло, его так и называют масло шиповника.

Масло шиповника используют наружно, как ранозаживляющее средство, а так же при язвенной болезни желудка.

Рецепт:

На одну столовую ложку измельчённых плодов шиповника залить 1 стаканом кипящей воды. Принимать по1/2 стакана 2 раза в день.










































Одуванчик – очень полезное лекарственное растение. Съедобные листья одуванчика содержат витамин С, кальций, калий, марганец, железо и мн. другое. Его листья и корни издавна широко применяются в народной медицине для возбуждения аппетита, как отхаркивающее и мочегонное средство. Сырой сок одуванчика, полученный из листьев и корней, сочетаемый с морковным соком и соком листьев репы, помогает при недугах позвоночника, болезней костей, а также придаёт крепость зубам.

Его также применяют для лечения сахарного диабета, при анемии, малокровии.

При отсутствии аппетита: 2 ч. ложки измельчённого корня залить1 стаканом холодной кипячёной воды, настаивить8 часов. Пить по ¼ стакана 4 раза в день перед едой.






Слайд

Зверобой – это широко известное в народе растение с ярко – жёлтыми цветками. Его считают излечивающей 99 болезней. Растёт он повсюду, зацветает в июне – августе, Сушат зверобой как и все остальные лекарственные растения в тени. Высушенную траву затем лучше обмолотить, отделив грубые стебли, и сложить в бумажный пакет. Хранить её можно до 3 лет. Зверобой используют при кашле, поносах, для укрепления дёсен.

Крепкий настой зверобоя применяют для укрепления дёсен, устранения неприятного запаха изо рта, а так же в качестве противовоспалительного средства.

Его так же используют при заболеваниях сердца, почек, повышает артериальное давление.

1 ст. ложку измельчённой травы зверобоя залить1 стаканом кипятка, настаивать 30 мин. О принимать по пол стакана 3 раза в день.





Слайд

Ромашка – чудодейственное лекарственное растение. В народе она широко применяется успокаивающего и антибактериального средства. Так же она помогает от бессонницы. Его используют в виде чая. Ромашковый чай помогает нормализовать работу желудка. Его следует пить без сахара, трижды в день, перед приёмом пищи. Отвар ромашки также принимают при лечении инфекций ротовой полости. Ромашка ещё применяется в качестве косметического средства. Так волосы, приобретают красиво золотистое сияние, если регулярно ополаскивать их ромашковым отваром. Применят ромашку , рекомендуется и при проблемах кожи: цветы ромашки способны снимать раздражение, сухость, делают кожу нежной и бархатистой.

Цветы ромашки способны справиться с многими недугами, если делать из них компрессы.

Необходимо размешать цветов ромашки с 3 столовыми ложками горячей кипячёной водой. Полученную массу следует завернуть в марлю и прикладывать к болевым местам. Его также используют при болях в суставах, ожогах, отёках, фурункулах.


Слайд



Подорожник-первое средство помощи при разбитых коленях, ссадинах и царапинах. Антисептическое действие подорожника позволяет заменить использование зелёнки и йода. Подорожник также может остановить кровотечения, уменьшает воспаление и снимает боль, препятствует размножению бактерий, убивает микробов. Молодой подорожник используют в пищу., его можно добавлять в салаты. Собирать подорожник надо в летние месяцы и в начале сентября. Лучше всего подорожник собирать в сухие дни, желательно утром, после того, как на листьях высохнет роса. Подорожник можно заварить, настаивать и пить, как травяной чай, если высокая температура,, начинается грипп или простуда. Подорожник можно применять в свежем и засушенном виде. Лечение подорожником проблем с желудком или кишечником: 3 чайные ложки листьев на 250 мл. кипящей воды. Настаивать подорожник следует долго, не меньше 8 часов, затем можно пить.

Слайд

Крапива очень полезна для организма. Крапива используется для лечения многих болезней. Наружно крапиву используют при открытых ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях. В крапиве аскорбиновой кислоты вдвое больше ,чем в плодах чёрной смородины. Крапива обладает общеукрепляющими свойствами: она укрепляет иммунитет, защищает организм от кислородной недостаточности.

При перхоти или при выпадении волос, после мытья головы и подсушивания волос нужно втереть в кожу головы настой листьев крапивы:1 столовую ложку листьев заварить 1 стаканом кипятка, настоят1,5 часа и процедить. Применять 1 раз в неделю.

При кашле: корни крапивы мелко нарезать ,хорошо проварить в сахарном сиропе. Применять по 1 столовой ложки несколько раз в день.






Слайд

Мята- многолетнее, душистое, травянистое растение . Побеги, листья, цветки мяты содержат большое количество эфирного масла, сахар, жиры, витамины С. Мята очень популярна, его часто выращивают в близи дома. Его используют для лечения головных болей, при нервных расстройствах, бессоннице, при простуде и т.д. Листья мяты также используют в кулинарии. Они имеют охлаждающий, приятный вкус и резкий тонкий аромат, вызванным высоким содержание ментола. Листья мяты добавляют в салаты, супы, мясные блюда. Из свежих измельчённых листьев мяты делают компрессы, маски для лица. Чай из мяты снимает нервозность, раздражительность, улучшает сон.








Слайд

Мальва – многолетнее лекарственное растение. Мальва одна из некоторых растений, которая хорошо переносит засуху. Любит солнце, но может погибнуть из-за длительных дождей. Она начинает цвести в июне до сентября. Лечебные свойства мальвы широко известны в медицине. Используют мальву как противовоспалительное и отхаркивающее средство. Настоем ополаскивают горла при ангине., так же его применяют при конъюнктивите и т.д.








Физкультминутка

Беседа об охране природы

Слайд


Как хорошо, что есть на земле растения. Без растений не было бы жизни на земле!

Итог урока:

- Что произойдёт с деревьями ,если в лесу окажется мало птиц?

- Что будет, если ребята станут ловить бабочек, пчёл, жуков?

-Поэтому выжить растениям помогает борьба человека с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых – опылителей, хищных птиц.











Слайд

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


- И чтобы такое не случилось, мы должны помогать природе.

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.


Д/З. повторить пройденный материал.

Слайд


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!