Организационный момент (1мин) | Монолог учителя | Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя и создание благоприятной атмосферы в классе. Добрый день, дорогие ученики! Присаживайтесь! Сегодня мы с вами продолжим изучать крайне интересный раздел биологии – ботанику. Давайте представим, что на один урок вы стали учёными, которым предстоит сделать множество интересных открытий. На ваших столах есть всё необходимое для этого. Но чтобы приступить к новому исследованию, нужно вспомнить, на какой теме мы остановились в прошлый раз. | Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации. Учащиеся начинают размышлять и строить гипотезы о том, какое «исследование ждёт их на данном уроке. Учащиеся отвечают на вопрос, являющийся подводкой к проверочной работе по теме прошлого урока (Корень). | |
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. (4 мин) | Задания на карточках | Всё верно, ребята! На прошлом уроке мы рассмотрели тему корень: изучили строение и значение корней, типы корневых систем и существующие видоизменения корней. Прежде чем начать наше новое путешествие в мир ботаники, давайте более подробно вспомним все те знания, которые вы получили на предыдущем занятии. Для этого каждый из вас получит карточку с заданием: необходимо ответить на указанные в ней вопросы. У вас есть 2 минуты, по истечении которых у каждого будет возможность на несколько секунд открыть учебник и на страницах …-… найти ответ на тот вопрос, который вызвал больше всего сомнений. По команде «Закрываем!» все учебники необходимо закрыть, а листочки передать на передние парты. После завершения работы карточки собираются. | Учащиеся слушают инструкцию учителя, задают уточняющие вопросы. Учащиеся получают карточки и работают с ними. | Возможность заглянуть в учебник снижает уровень стресса у учащихся и способствует повышению уверенности в себе во время проведения проверочных работ. Помимо этого, умение находить информацию в учебнике развивает навык работы с учебным материалом и самостоятельного поиска ответов. Метод «загадывания» может быть особенно полезен, когда условие задания ориентировано на понимание информации, а не только на воспроизведение. |
Постановка цели занятия перед учащимися и введение в квест (3,5 мин) | Беседа с учащимися | Уверена, вы все замечательно справились с заданиями, и теперь мы смело можем вернуться к нашей бурной научной деятельности! Самые внимательные возможно успели заметить, что же всё это время было изображено на презентации (фото и изображения листьев). Верно, закончив изучение корней, пора приступать к новому разделу, новому органу растений – листу. Но не всё так просто! Как любой орган, лист имеет собственное сложное внутреннее и внешнее строение. Как раз на втором мы и остановимся. Только давайте не будем забывать, что сегодня мы учёные, и у всех наших трудов должен быть результат. А кто знает, где или в какой форме учёные излагают свои труды? Дам подсказку: это можно распечатать и почитать или даже взять в библиотеке (книга или статья). Молодцы! Книга может содержать в себе результат многолетней работы различных учёных. Вот и мы с вами не просто окунёмся в ботанику и начнём изучение внешнего строения листа, но и создадим книгу – лэпбук, в которой будет изложена вся информация, полученная в процессе нашей исследовательской деятельности. Для этого на ваших столах есть всё необходимое: буклет – основа лэпбука, пронумерованные карточки с изображениями и образцы листьев. | Некоторые из учащихся отвечают на вопрос. Учащиеся строят гипотезы и рассуждают на поставленный вопрос. Учащиеся рассматривают лежащие на столе буклеты, карточки с изображениями, образцы листьев. | |
Организация восприятия и осмысления новой информации в процессе этапного проведения квест-игры (25 мин) | Рассказ учителя, беседа, опрос, работа в группах, работа с лэпбуком | Теперь приступим к работе. Сегодня сосед по парте стал не просто другом, отныне он ваш коллега и напарник. Вам предстоит работать сообща, зарабатывать баллы за верные ответы и помогать друг другу, в создании ценнейшего научного труда – лэпбука. Этап 1 (6 мин) Для начала давайте узнаем, что же из себя представляет лист. Для этого откройте учебники на странице 54-55 и прочитайте текст до предложения, где выделенным жирным шрифтом написано слово «жилки» на странице 55. Найдите название структур, которые можно отнести к понятию «Строение листа». Те напарники, которые первыми дадут верный ответ, получат 1 балл. (Листовая пластинка, черешок, жилки) Здорово! Вы уже на пути к тому, чтобы стать прославленными ботаниками! Как уже было сказано, лист состоит из широкой части – листовой пластинки, соединяется со стеблем при помощи черешка и имеет интересный узор, образованный жилками, по которым в лист поступает вода и питательные вещества, а также выводятся продукты фотосинтеза. Давайте найдём на ваших столах карточку под номером 1, на которой изображен лист растения. Теперь подпишите все указанные структуры, которые мы только что с вами обсудили, можете украсить лист при помощи цветных карандаше (зелёный, желтый, красный). Как только завершите работу, наклейте карточку в соответствующую ячейку под номером 1. Этап 2 (10 минут) Теперь проведём небольшой опыт: найдите на столе образец листа, возьмите его и поставьте напротив света. Видите эти замечательные линии? Это жилки. Казалось бы, такие тоненькие и хрупкие, но именно они придают листьям жесткость и являются каркасом, как, например, скелет является опорой и каркасом для нашего тела. Юные исследователи, прошу вас полностью прочитать текст на 55 странице учебника с абзаца «Возьмите лист любого растения…» и изучить сопутствующую картинку (рис.30). Кто первый закончит, поднимите руку. Задаётся вопрос: «Какие типы жилкования существуют?» Правильно ответившие учащиеся получают ещё 1 балл. Всё верно, в зависимости от расположения жилкования выделяют сетчатое, параллельное и дуговое жилкование. Теперь найдите на столах конвертик под номером 2, в нём вы увидите 3 листочка. Также найдите в лэпбуке ячейку с соответствующим номером. На ней изображен точно такой же рисунок, как и в учебнике. Мои дорогие пытливые умы, теперь попробуйте соотнести образцы листьев и картинку с типами жилкования, при необходимости обсудите с коллегой свой выбор. При возникновении трудностей, поднимите руку, и я подойду к вам. Учитель подходит к каждой парте и проверяет правильность выполнения задания, подсказывает. Теперь под каждым листом на рисунке наклейте соответствующий образец листочка с аналогичным типом жилкования. Этап 3 (9 мин) Наше исследование практически завершено, вы большие молодцы! Найдите на столе конверт № 3 и разложите содержимое перед собой. Подумайте, чем отличаются 2 листа, на совместное обсуждение с напарником у вас есть минута (Один простой, другой сложный). Очень интересные предположения. Чтобы узнать, были ли они верными, прочитайте текст учебника на страницах 55-56, начиная с абзаца «По количеству листовых пластинок…» и рассмотрите рисунки на 56 странице (рис.31, рис.32 и рис.33). Так в чём же состоят отличия двух листьев из конверта №3?(Один лист является простым, другой – сложным). Верно ответившим детям добавляют 1 балл в личный рейтинг. Как здорово, что мы с вами разобрались и узнали, что простые листья состоят из одного черешка и одной листовой пластинки, а сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок и одного черешка. Теперь пора дополнить наш научный труд и вклеить в ячейку под номером 3 образцы листьев. После этого подпишите, какой лист является простым, а какой сложным. Посмотрите ещё раз на картинки на странице 56 и выпишите в лэпбук названия растений сначала с простыми листьями, потом названия растений со сложными листьями. | Учащиеся настраиваются на групповую работу и могут начать обсуждение деталей между собой. Учащиеся читают текст учебника, ищут необходимую информацию и отвечают на вопрос. Учащиеся находят карточку №1 с изображением листа, подписывают все структуры и приклеивают карточку в лэпбук. Учащиеся выполняют задание по инструкции учителя. Первый выполнивший задание ученик отвечает на вопрос, другие могут помочь или дополнить его ответ. Учащиеся анализируют и сравнивают образцы листьев с изображением в учебнике и в ячейке №2 лэпбука, обсуждают между собой. Учащиеся заполняют лэпбук образцами листьев. Учащиеся обсуждают в парах, в чём различия двух листьев. По истечении 2 минут проходит опрос. Учащиеся читают текст учебника, анализируют изображения и сверяют свои предположения с изложенным материалом. Некоторые учащиеся высказываются, были ли они правы или ошибались. Учащиеся стараются ответить на поставленный вопрос. Учащиеся работают с лэпбуком и материалом учебника. | Квест-игра сопровождается презентацией с понятными изображениями, соответствующими тематике каждого этапа. |