СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Лист. Внешнее строение листа".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Лист. Внешнее строение листа".»



План-конспект открытого урока по биологии

Тема: «Внешнее строение листа»

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями внешнего строения листа, изучить разнообразие листьев, типы жилкования и определить виды листьев по количеству листовых пластинок; закрепить полученные знания в разделе «Ботаника»; создать лэпбук для наглядного усвоения полученной информации.

Задачи:

Образовательные: продолжить изучение строения растений в рамках раздела «Ботаника», дать представление о внешнем строении, о видах листьев, о типах жилкования.

Развивающие: продолжить развивать у учащихся основные приёмы мышления (анализ материала, сравнение), внимание, способность к совместной групповой деятельности; способствовать развитию исследовательских навыков.

Воспитательные: сформировать интерес к изучению природы, поспособствовать формированию культуры бережного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности внешнего строения листа, его функции; ознакомиться с разнообразием листовых пластинок, уметь классифицировать листья по видам жилкования и листорасположению на конкретных примерах.

Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в учебно-методическом материале, выявлять общие признаки биологических объектов на примере листа; давать характеристику, ориентируясь на наглядный учебный материал.

Регулятивные: уметь самостоятельно формулировать цель учебной деятельности; осуществлять самоконтроль

Коммуникативные: продолжать учиться эффективной коммуникации в условиях групповой работы; развивать навык формулирования и выражения вопросов в корректной форме и навык анализа и критической оценки информации.

Личностные: формирование любознательности и интереса к окружающему миру, раскрытие творческого потенциала.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: творческая квест-игра

Методы и приёмы: рассказ, беседа, обсуждение, ИКТ, частично-поисковый метод, квест-игра, работа с текстом, исследовательская деятельность.

Формы организации работы на уроке: самостоятельная, парная, фронтальная, исследовательская работа.

УМК:

Оборудование: Учебник, ПК, презентация, раздаточный материал в виде папки для лэпбуков (буклет), карточек с заданиями и изображениями, клей, образцы листьев, карточка для обратной связи (красные и зелёные листья).

Структурный план (этапы) урока:

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы, психологически подготавливающей учащихся к уроку (1 мин).

  2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме (4 мин).

  3. Постановка цели занятия перед учащимися и введение в квест (3,5 мин).

  4. Организация восприятия и осмысления новой информации в процессе этапного проведения квест-игры (25 мин).

  5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (1,5 мин).

  6. Подведение итогов урока и завершение работы с лэпбуком (1 мин).

  7. Осуществление обратной связи, рефлексия и саморефлексия (3 мин).

  8. Домашнее задание (1 мин).




Ход урока



Основные этапы урока
(время)

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент (1мин)

Монолог учителя

Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя и создание благоприятной атмосферы в классе.


Добрый день, дорогие ученики! Присаживайтесь!


Сегодня мы с вами продолжим изучать крайне интересный раздел биологии – ботанику. Давайте представим, что на один урок вы стали учёными, которым предстоит сделать множество интересных открытий. На ваших столах есть всё необходимое для этого. Но чтобы приступить к новому исследованию, нужно вспомнить, на какой теме мы остановились в прошлый раз.

Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации.







Учащиеся начинают размышлять и строить гипотезы о том, какое «исследование ждёт их на данном уроке. Учащиеся отвечают на вопрос, являющийся подводкой к проверочной работе по теме прошлого урока (Корень).



Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. (4 мин)


Задания на карточках

Всё верно, ребята! На прошлом уроке мы рассмотрели тему корень: изучили строение и значение корней, типы корневых систем и существующие видоизменения корней. Прежде чем начать наше новое путешествие в мир ботаники, давайте более подробно вспомним все те знания, которые вы получили на предыдущем занятии. Для этого каждый из вас получит карточку с заданием: необходимо ответить на указанные в ней вопросы. У вас есть 2 минуты, по истечении которых у каждого будет возможность на несколько секунд открыть учебник и на страницах …-… найти ответ на тот вопрос, который вызвал больше всего сомнений. По команде «Закрываем!» все учебники необходимо закрыть, а листочки передать на передние парты.


После завершения работы карточки собираются.

Учащиеся слушают инструкцию учителя, задают уточняющие вопросы.

Учащиеся получают карточки и работают с ними.




Возможность заглянуть в учебник снижает уровень стресса у учащихся и способствует повышению уверенности в себе во время проведения проверочных работ. Помимо этого, умение находить информацию в учебнике развивает навык работы с учебным материалом и самостоятельного поиска ответов. Метод «загадывания» может быть особенно полезен, когда условие задания ориентировано на понимание информации, а не только на воспроизведение.








Постановка цели занятия перед учащимися и введение в квест (3,5 мин)

Беседа с учащимися

Уверена, вы все замечательно справились с заданиями, и теперь мы смело можем вернуться к нашей бурной научной деятельности! Самые внимательные возможно успели заметить, что же всё это время было изображено на презентации (фото и изображения листьев). Верно, закончив изучение корней, пора приступать к новому разделу, новому органу растений – листу. Но не всё так просто! Как любой орган, лист имеет собственное сложное внутреннее и внешнее строение. Как раз на втором мы и остановимся.


Только давайте не будем забывать, что сегодня мы учёные, и у всех наших трудов должен быть результат. А кто знает, где или в какой форме учёные излагают свои труды? Дам подсказку: это можно распечатать и почитать или даже взять в библиотеке (книга или статья).


Молодцы! Книга может содержать в себе результат многолетней работы различных учёных. Вот и мы с вами не просто окунёмся в ботанику и начнём изучение внешнего строения листа, но и создадим книгу – лэпбук, в которой будет изложена вся информация, полученная в процессе нашей исследовательской деятельности. Для этого на ваших столах есть всё необходимое: буклет – основа лэпбука, пронумерованные карточки с изображениями и образцы листьев.

Некоторые из учащихся отвечают на вопрос.

















Учащиеся строят гипотезы и рассуждают на поставленный вопрос.










Учащиеся рассматривают лежащие на столе буклеты, карточки с изображениями, образцы листьев.


Организация восприятия и осмысления новой информации в процессе этапного проведения квест-игры (25 мин)

Рассказ учителя, беседа, опрос, работа в группах, работа с лэпбуком

Теперь приступим к работе. Сегодня сосед по парте стал не просто другом, отныне он ваш коллега и напарник. Вам предстоит работать сообща, зарабатывать баллы за верные ответы и помогать друг другу, в создании ценнейшего научного труда – лэпбука.


Этап 1 (6 мин)

Для начала давайте узнаем, что же из себя представляет лист. Для этого откройте учебники на странице 54-55 и прочитайте текст до предложения, где выделенным жирным шрифтом написано слово «жилки» на странице 55. Найдите название структур, которые можно отнести к понятию «Строение листа». Те напарники, которые первыми дадут верный ответ, получат 1 балл. (Листовая пластинка, черешок, жилки)


Здорово! Вы уже на пути к тому, чтобы стать прославленными ботаниками! Как уже было сказано, лист состоит из широкой части – листовой пластинки, соединяется со стеблем при помощи черешка и имеет интересный узор, образованный жилками, по которым в лист поступает вода и питательные вещества, а также выводятся продукты фотосинтеза.


Давайте найдём на ваших столах карточку под номером 1, на которой изображен лист растения. Теперь подпишите все указанные структуры, которые мы только что с вами обсудили, можете украсить лист при помощи цветных карандаше (зелёный, желтый, красный). Как только завершите работу, наклейте карточку в соответствующую ячейку под номером 1.


Этап 2 (10 минут)

Теперь проведём небольшой опыт: найдите на столе образец листа, возьмите его и поставьте напротив света. Видите эти замечательные линии? Это жилки. Казалось бы, такие тоненькие и хрупкие, но именно они придают листьям жесткость и являются каркасом, как, например, скелет является опорой и каркасом для нашего тела.


Юные исследователи, прошу вас полностью прочитать текст на 55 странице учебника с абзаца «Возьмите лист любого растения…» и изучить сопутствующую картинку (рис.30). Кто первый закончит, поднимите руку.

Задаётся вопрос: «Какие типы жилкования существуют?» Правильно ответившие учащиеся получают ещё 1 балл.


Всё верно, в зависимости от расположения жилкования выделяют сетчатое, параллельное и дуговое жилкование. Теперь найдите на столах конвертик под номером 2, в нём вы увидите 3 листочка. Также найдите в лэпбуке ячейку с соответствующим номером. На ней изображен точно такой же рисунок, как и в учебнике. Мои дорогие пытливые умы, теперь попробуйте соотнести образцы листьев и картинку с типами жилкования, при необходимости обсудите с коллегой свой выбор. При возникновении трудностей, поднимите руку, и я подойду к вам.

Учитель подходит к каждой парте и проверяет правильность выполнения задания, подсказывает.


Теперь под каждым листом на рисунке наклейте соответствующий образец листочка с аналогичным типом жилкования.


Этап 3 (9 мин)

Наше исследование практически завершено, вы большие молодцы!

Найдите на столе конверт № 3 и разложите содержимое перед собой. Подумайте, чем отличаются 2 листа, на совместное обсуждение с напарником у вас есть минута (Один простой, другой сложный).


Очень интересные предположения. Чтобы узнать, были ли они верными, прочитайте текст учебника на страницах 55-56, начиная с абзаца «По количеству листовых пластинок…» и рассмотрите рисунки на 56 странице (рис.31, рис.32 и рис.33).


Так в чём же состоят отличия двух листьев из конверта №3?(Один лист является простым, другой – сложным).

Верно ответившим детям добавляют 1 балл в личный рейтинг.


Как здорово, что мы с вами разобрались и узнали, что простые листья состоят из одного черешка и одной листовой пластинки, а сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок и одного черешка. Теперь пора дополнить наш научный труд и вклеить в ячейку под номером 3 образцы листьев. После этого подпишите, какой лист является простым, а какой сложным. Посмотрите ещё раз на картинки на странице 56 и выпишите в лэпбук названия растений сначала с простыми листьями, потом названия растений со сложными листьями.

Учащиеся настраиваются на групповую работу и могут начать обсуждение деталей между собой.









Учащиеся читают текст учебника, ищут необходимую информацию и отвечают на вопрос.



























Учащиеся находят карточку №1 с изображением листа, подписывают все структуры и приклеивают карточку в лэпбук.

























Учащиеся выполняют задание по инструкции учителя. Первый выполнивший задание ученик отвечает на вопрос, другие могут помочь или дополнить его ответ.









Учащиеся анализируют и сравнивают образцы листьев с изображением в учебнике и в ячейке №2 лэпбука, обсуждают между собой.





















Учащиеся заполняют лэпбук образцами листьев.






Учащиеся обсуждают в парах, в чём различия двух листьев. По истечении 2 минут проходит опрос.








Учащиеся читают текст учебника, анализируют изображения и сверяют свои предположения с изложенным материалом. Некоторые учащиеся высказываются, были ли они правы или ошибались.






Учащиеся стараются ответить на поставленный вопрос.







Учащиеся работают с лэпбуком и материалом учебника.

Квест-игра сопровождается презентацией с понятными изображениями, соответствующими тематике каждого этапа.

Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (1,5 мин)

Беседа, опрос

Вот и подошла к концу наша исследовательская работа по изучению внешнего строения листа. Вы все хорошо потрудились Давайте ещё раз вспомним, что мы узнали нового на уроке? Все подсказки есть в вашем лэпбуке.

Какие структуры относятся к строению листа?

Для чего нужны жилки?

На какие группы делятся листья по количеству листовых пластинок?

Учащиеся, ориентируясь на содержание лэпбука, отвечают на вопросы учителя, обобщая информацию, полученную на уроке.



Подведение итогов урока и завершение работы с лэпбуком (1 мин)


Спасибо за работу, мои умнейшие юные учёные! Если есть вопросы, задавайте!

Отметки за урок. Людям с дополнительными баллами выдаётся небольшая дополнительная карточка с интересными фактами о внешнем строении листа:

  1. У большинства хвойных растений в листе проходит одна или несколько продольных, не связанных между собой жилок.

  2. Черешок листа прикрепляет его к стеблю и поворачивает в наилучшее положение по отношению к свету.

Учащиеся подводят итоги урока.


Осуществление обратной связи, рефлексия и саморефлексия (3 мин)




В завершение хочется узнать, понравился ли вам сегодняшний небольшой научный квест? Поднимите красный листочек те, кому не понравился, а зелёный те, кому наоборот показалось интересным ощутить себя в роли учёного и создать собственную книгу.


Благодарю вас за обратную связь! Помните, что мы всегда можем примерить роль учёных и взглянуть на самые обычные вещи, окружающие нас, под самым необычным углом.

Учащиеся при помощи карточек-листьев дают обратную связь по проведённой квест-игре и осуществляют процесс саморефлексии.


Домашнее задание (1 мин).


Беседа

Найти интересные факты про внешнее строение листа (2-3 примера) и дополнить лэпбук.

Учащиеся записывают задание учителя и задают уточняющие вопросы.











Приложение

Лэпбук — это интерактивная книжка (папка) по определённой теме. Ниже приведены примеры подобных книжек-буклетов.