- Открываем тетради, записываем число. Шестнадцатое ноября. Классная работа. Белый снежок укрывает деревья. Белый (снежок)- прил, (Какой?) н/ф – белый, ед.ч, м.р., и.п., опред. Снежок – сущ, (Что?),н/ф – снежок, нариц., неодуш, м.р., ед.ч, и.п., подл. Укрывает – глагол (Что делает?) - Самоопределение к деятельности — Прочитайте предложение. Бабушка рассказала мне о сестр.. и дочер... — Найдите в предложении однородные члены. (О сестре и дочери.) — Каким членом предложения они являются? (Второстепенным членом предложения.) — Какой частью речи они выражены? (Это имена существительные.) — Определите их род, падеж. (Женский род, предложный падеж.) — Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные? (Ответы детей.) (Учитель дописывает окончания.) Бабушка рассказала мне о сестре и дочери. — Что вы заметили? (Окончания разные.) — Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имён существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.) — Прочитайте название темы на с. 89 учебника. — Объясните значение слова склонение. — Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться, поклон, склонённый.) — Что значит «имя существительное склоняется»? (Изменяется по падежам и числам.) — Почему же склонения три? (Ответы детей.) - Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён существительных.) - Давайте проведем исследовательскую работу. Зима, земля, мороз, солнце, дядя, окно, осень. - К какой части речи относятся эти слова? (имя/сущ) - В какой форме стоят эти существительные? (в начальной форме) - определите число, падеж. - на какие три группы их можно разделить? (по родам) Зима, земля, осень. Мороз, дядя. Солнце, окно. - Их можно еще разделить на 3 группы. - Ориентируясь на таблицу, давайте разделим на группы, запишем слова и выделим окончания. 1 группа Зима Земля Братишка - Чем отличаются и чем похожи эти и/с? 2 группа Солнце Мороз Окно 3 группа Осень - по каким признакам группировали и/с? (по их роду и окончанию) - Значит, вывод: И/с бывают 1, 2, 3 склонения. - Так, как же определить склонение? (по начальной форме, обращая внимание на род и окончание) - значит, склонение сущ/х является постоянным морфологическим признаком или непостоянным? (Если сущ относится к 1 скл, то оно не может стать 2 скл, потому что род постоянный). - МОЛОДЦЫ! - Давайте составим АЛГОРИТМ как определить склонение сущ/го: 1. Нач форма. 2. Род. 3. Окончание. Вывод: К 1-му склонению относятся имена существительные женского, мужского с окончаниями -а, -я: зима, линия, тетя, дядя. дедушка, папа, малина, умница, соня. Вывод: Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (сом, ком, мяч, дом), все существительные с окончаниями -о, -е. (поле, зерно, окно – средний род.) Вывод: Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к 3 склонению. - Прочитайте слова на экране. Ил..я, з..мля, л..са, р..ка. - Какое задание надо выполнить? (Обучающиеся формулируют задание. Ребята называют вид орфограммы и способ проверки.) - Запишите слова в тетрадь. - Задайте к каждому слову вопрос и сделайте вывод, к какой части речи они принадлежат. (Ребята задают вопросы к каждому слову и делают вывод, что это имена существительные.) - На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) - Какое слово можно считать лишним и почему? (Слово Илья - орфограмма разделительный мягкий знак, а в других словах – проверяемая безударная гласная. Илья – имя собственное, а остальные слова – нарицательные имена существительные.) - В каждом слове выделите окончание и определите род. (Ребята выполняют задания и делают вывод о том, что это существительные 1 –го склонения.) - О каких именах существительных пойдёт речь сегодня на уроке? (Обучающиеся формулируют тему урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о существительных 1-го склонения.) |