СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Первое склонение имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку на тему "Первое склонение имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Первое склонение имен существительных"»

Технологическая карта урока

русского языка в 4 "б" классе по теме

"Три склонение имен существительных (Общее представление). 1 склонение имен существительных". УМК "Школа России".

Школа: МБОУ МНОШ

Класс: 4 "б"

Дата проведения: 16.11.2022 г.

Учитель: Новгородова Валентина Валерьевна

Продолжительность: 45 минут

Используемый УМК: "Школа России"

Цель урока: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков.

  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

  • Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,

формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.

Организационная структура урока

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I.

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

1 мин

Направленность внимания на учителя. Регуляция психических функций.

За окном по зимнему прохладно, а у нас в классе тепло и уютно от добрых глаз и сердец наших любимых учителей. Давайте повернулись к ним поздороваемся и подарим свои улыбки.

- Садитесь, пожалуйста.

- Ребята, начать наш урок я хочу с такого высказывания:

"С малой удачи начинается большой успех"

- Как вы понимаете смысл высказывания?


- Пусть эти мудрые слова будут сегодня девизом нашего урока.

- Желаю всем успехов.

Психологический настрой обучающихся на урок.








- Если стараться, то можно достигнуть многого, большего.

Слуховое восприятие.

II.

Актуализация знаний.

Орфографическая разминка.

3 мин.

Повторить ранее изученное. Знать материал по теме "Орфограммы", "Состав слова".

- Начинаем наш урок с орфографической разминки.

- Называете орфограммы и способы их проверки.

Оши.ка, праз.ник, руж.ё, дер.во, пыл.сос, с.п.ги, мощный, река Индигирка, н.деля, м.ро., зд.ров.е, лё., лист.пад, не пьет, чаща, ф.нар., ноч., в л.су, ар.мат, сумма, х.лодный, вечный, сне., под.езд.


- Молодцы!

- Разбираем слова по составу.

Листики, стоял, почистил, объявила, кормушка, думать, камнепад, играешь, ловить, мышеловка, храбренький, умывался, подружка.


- Безударные гласные в корне слова, непроверяемые гласные, сложные слова, сочетания - ча, -ща, -чн, - щн, не с глаголом пишется раздельно, удвоенная согласная, непроизносимая согласная, мягкий знак для обозначения мягкости согласного, разделительный мягкий знак, разделительный твердый знак.

Наглядно-практический метод.

III.

Этап мотивации.

Целеполагание.


Постановка проблемы урока. Умение правильно определять падеж. Знать все падежи.

- Открываем тетради, записываем число. Шестнадцатое ноября.

Классная работа.

Белый снежок укрывает деревья.

Белый (снежок)- прил, (Какой?) н/ф – белый, ед.ч, м.р., и.п., опред.

Снежок – сущ, (Что?),н/ф – снежок, нариц., неодуш, м.р., ед.ч, и.п., подл.

Укрывает – глагол (Что делает?) -

















Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложение.

Бабушка рассказала мне о сестр.. и дочер...

— Найдите в предложении однородные члены. (О сестре и до­чери.)

— Каким членом предложения они являются? (Второстепен­ным членом предложения.)

— Какой частью речи они выражены? (Это имена существи­тельные.)

— Определите их род, падеж. (Женский род, предложный па­деж.)

— Как вы думаете, какие окончания будут у этих существи­тельных? Они одинаковые или разные? (Ответы детей.)

(Учитель дописывает окончания.) Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.

— Что вы заметили? (Окончания разные.)

— Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имён существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.)

— Прочитайте название темы на с. 89 учебника.

— Объясните значение слова склонение.

— Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться, по­клон, склонённый.)

— Что значит «имя существительное склоняется»? (Изменя­ется по падежам и числам.)

— Почему же склонения три? (Ответы детей.)

- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён сущест­вительных.)



- Давайте проведем исследовательскую работу.

Зима, земля, мороз, солнце, дядя, окно, осень.

- К какой части речи относятся эти слова? (имя/сущ)

- В какой форме стоят эти существительные? (в начальной форме)

- определите число, падеж.

- на какие три группы их можно разделить? (по родам)

Зима, земля, осень.

Мороз, дядя.

Солнце, окно.

- Их можно еще разделить на 3 группы.

- Ориентируясь на таблицу, давайте разделим на группы, запишем слова и выделим окончания.

1 группа

Зима

Земля

Братишка

- Чем отличаются и чем похожи эти и/с?


2 группа

Солнце

Мороз

Окно


3 группа

Осень

- по каким признакам группировали и/с? (по их роду и окончанию)

- Значит, вывод: И/с бывают 1, 2, 3 склонения.

- Так, как же определить склонение? (по начальной форме, обращая внимание на род и окончание)

- значит, склонение сущ/х является постоянным морфологическим признаком или непостоянным? (Если сущ относится к 1 скл, то оно не может стать 2 скл, потому что род постоянный).


- МОЛОДЦЫ!

- Давайте составим АЛГОРИТМ как определить склонение сущ/го:

1. Нач форма.

2. Род.

3. Окончание.

Вывод: К 1-му склонению относятся имена существительные женского, мужского с окончаниями -а, -я: зима, линия, тетя, дядя. дедушка, папа, малина, умница, соня.

Вывод:

Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (сом, ком, мяч, дом), все существительные с окончаниями -о, -е. (поле, зерно, окно – средний род.)

Вывод: Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к 3 склонению.








- Прочитайте слова на экране.

Ил..я, з..мля, л..са, р..ка.

- Какое задание надо выполнить?

(Обучающиеся формулируют задание. Ребята называют вид орфограммы и способ проверки.)

- Запишите слова в тетрадь.

- Задайте к каждому слову вопрос и сделайте вывод, к какой части речи они принадлежат.

(Ребята задают вопросы к каждому слову и делают вывод, что это имена существительные.)

- На какие две группы можно разделить эти слова?

(Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

- Какое слово можно считать лишним и почему?

(Слово Илья - орфограмма разделительный мягкий знак, а в других словах – проверяемая безударная гласная. Илья – имя собственное, а остальные слова – нарицательные имена существительные.)

- В каждом слове выделите окончание и определите род.

(Ребята выполняют задания и делают вывод о том, что это существительные 1 –го склонения.)

- О каких именах существительных пойдёт речь сегодня на уроке?

(Обучающиеся формулируют тему урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о существительных 1-го склонения.)











Грамматическая основа – снежок укрывает

Снежок (Какой?) белый (определение),

Укрывает (Что?) деревья - дополнение.

Делаем синтаксический разбор.

По цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное, по наличию основ простое, по наличию второстепенных членов распространенное.

Орфоэпическая запись.


Выполнять

морфологический разбор имен существительных, прилагательных, глагола, выполнять синтаксический разбор.





Словесный метод, беседа.


Первичное усвоение новых знаний.


Закрепить знание имен существительных, имеющих одинаковые окончания в родительном и винительном падежах.


Работа у экрана.





Работа с карточками в парах.




ФИЗМИНУТКА


Закрепление с проговариванием во внешней речи.


Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.

- Если назову сущ/ное 1 скл хлопают девочки, если 2 скл хлопают мальчики, если 3 скл – наши гости.

Приготовились:

Дочь, луч, поле, капля, костер, окно, газета, ремонт, яблоко, тетрадь, стол, серебро.


Итог урока.





Рефлексия.


Подведение итога урока, оценка деятельности.

Самооценка, взаимооценка.

Стимулирующее оценивание.


- Закройте глаза и вспомните наш урок. Улыбнитесь, если на уроке у вас все получилось.

- Молодцы! Какие мы все умные и мудрые.

- Спасибо за работу.