Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Открытый урок на тему
Умножение и деление на 3
Выполнила:
Хайруллина Эльвира Фанисовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №20
2017 год
Тема : Умножение и деление на 3.
Цели урока:
1.Развивающие:
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), психические процессы (внимание, память), творческие способности.
2. Образовательные:
формировать понятие о таблице умножения и деления на 3;
тренировать способность умножать и делить на 2 и 3;
тренировать способность решать задачи с использованием таблицы умножения;
тренировать вычислительные навыки.
3. Воспитательные:
Ход урока
1.Организационный момент .
-Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай и считай,
И задачки все решай.
-Садитесь.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Эта сказка о девочке Машеньке, которая пошла в лес за грибами и ягодами. А ведь лес –то был математическим. Задача Машеньки не простая, порой будут встречаться трудности, поэтому с собой в сказку берем самых смелых и находчивых математиков.
– Ребята, готовы? Тогда начинаем урок.
Жили- были дедушка и бабушка, была у них внучка Машенька. Весёлая и умная девочка. Знала она почти всё по математике.
– Захотелось внучке пирога с грибами и компота с земляникой. Вот и отпросилась она в лес у дедушки и бабушки. Повторила она правила поведения в природе и отправилась в путь. Чтобы в лес попасть надо через реку перейти по мосту. На мосту сидит лягушка и не пропускает. Она пропустит Машу, если мы выполним это задание.
II. Актуализация знаний учащихся.
1). – Рассмотрите выражения, записанные на доске.
40-9
41-8
42-7
43-6
…
…
– Что их объединяет? ( Вычитание)
– Вычислите. Найдите закономерность в этих выражениях. (Уменьшаемое увеличивается на 1, а вычитаемые уменьшаются на 1) Продолжите.
– Проверим . (44-5,45-4)
– Ну, вот Маша перешла на тот берег. Теперь нам нужно идти по тропинке. А без математики мы с вами этого сделать не сможем.
Давайте вспомним таблицы умножения и деления на 2
2*1=2 2:2=1
2*2=4 4:2=2
2*3=6 6:2 = 3
2*4=8 8:2=4
2*5=10 10:2=5
2*6=12 12:2=6
2*7=14 14:2=7
2*8=16 16:2=8
2*9=18 18: 2=9
2*10=20 20: 2=10
III. Создание проблемной ситуации.
– А вокруг такая тишина, что девочке захотелось решить примеры в уме, а ответ она записала палочкой на земле.
Действуйте по алгоритму:
1.внимательно рассмотрите выражение;
2. вспомни порядок действий в выражениях без скобок
3. выполните действия по порядку;
4. запишите ответ в тетради и сядьте, показывая, что вы закончили работу.
(45+35):10
5×(26-16)
2×3+2×6
- По дороге Маша встретила бабочку. А бабочка для Маши подготовила новые задания .
Рассмотрите ребята записи на доске:
…*3=… 3*…=… …:3=…
Чем похожи записи ? Сегодня на уроке будем выполнять умножение и деление на 3.
- Какие цели поставим перед собой?
(Учиться выполнять деление на 3 и научиться его использовать)
IV. “Открытие” новых знаний.
– Вот и показался густой лес. Уже совсем близко. Но что-то боязно девочке. Для того, чтобы она была уверенней надо знать как выполняется умножение и деление.
Итак, откройте учебники на стр. 60. Скажите, что мы с вами должны сделать в данном задании? Мы должны прибавлять тройки до тех пор, пока не получим 30.
0+3=3
3+3=6
3+3+3=9
3+3+3+3=12
3+3+3+3+3=15
3+3+3+3+3+3=18
3+3+3+3+3+3+3=21
3+3+3+3+3+3+3+3=24
3+3+3+3+3+3+3+3+3=27
3+3+3+3+3+3+3+3+3+3=30
Итак, мы с вами получили 30.Скажите, сколько троек в числе 15? (пять)
3+3+3+3+3 или по 3 взяли 5 раз, т.е. 3*5=15
-Сколько троек в числе 18? (шесть)
А теперь давайте запишем эти же выражения, заменяя сумму произведением.
По 3 взяли 1 раз, получили 3 По 3 взяли 2 раза, получили 6 По 3 взяли 3 раза, получили 9 По 3 взяли 4 раза, получили 12 По 3 взяли 5 раз, получили 15 По 3 взяли 6 раз, получили 18 По 3 взяли 7 раз, получили 21 По 3 взяли 8 раз, получили 24 По 3 взяли 9 раз, получили 27 По 3 взяли 10 раз, получили 30 | 3*1=3 3*2=6 3*3=9 3*4=12 3*5=15 3*6=18 3*7=21 3*8=24 3*9=27 3*10=30 |
-Числа получили умножением числа 3 на другие однозначные числа. Значит эти числа делятся на 3.
3:3=1
6:3=2
9:3=3
12:3=4
15:3=5
18:3=6
21:3=7
24:3=8
27:3=9
30:3=10
Задание 4. Посмотрите на данное упражнение скажите, в какой звездочке находится самое маленькое произведение?
Запишите произведения в порядке увеличения.
–– Молодцы! Маша смело вошла в лес и оказалась на большой солнечной и красивой полянке. Как много грибов и ягод! Пора собирать их в корзинку.
На доске грибы и ягоды из бумаги, а с обратной стороны примеры. Дети выходят по очереди к доске, записывают пример и находят значение.
1×3 3:3 3×2 5×3 3×8 6×3
21:7 27:3 24:3 18:6 12:4 15:3
VI. Первичное закрепление.
– Для чего нужно уметь делить на 3? (Чтобы решать примеры, задачи)
– Давайте вместе найдем ответ,используя таблицу умножения и деления на 3.
3×5+27:3=24
У кого все правильно – молодцы, а тем, кто ошибся – спасибо за ошибку – вы помогли нам разобраться.
– Мимо пробегали 4 ёжика . У каждого было по 3 яблока. Сколько у них яблок ?
- 15 птиц сидят на 3 ветках. Сколько птиц на каждой ветке?
VII.Закрепление.
– Где мы можем применить деление на 3? (В решении задач и примеров, уравнений)
– Вы правы. И сейчас мы решим задачу вместе с Машенькой.
– Прочитаем задачу (1 ученик читает)
Белочке надо заготовить 16 орехов и 11 грибов. Она работала 3 дня. Сколько заготовок делала белочка каждый день?
– Что в задаче известно? (Надо засушить 16 орехов и 11 грибов, работала 3 дня)
– Что нужно узнать? (Сколько заготовок делала белка каждый день).
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
– Почему? (не знаем,сколько всего надо заготовить)
– Можем узнать? (Да)
– Как? (16+11=27 (з.) всего)
– Теперь можем ответить на вопрос задачи? (Да)
– Как? (27:3=9 (з.) – каждый день)
– Кто сможет решить задачу самостоятельно, то приступайте к решению задачи в тетради.
Если всё получилось– раскрасьте земляничку красным цветом. Если испытывали затруднения – зелёным, а если не смогли справиться с задачей – оставьте бесцветной.
-В каком действии вы применили случай деления на 3? (Во 2)
VIII. Рефлексия.
– Вот и вернулась довольная Машенька домой к дедушке и бабушке.
В руках у неё корзина полная грибов и ягод.
Достигли мы цели нашего урока? (Да)
– Обоснуйте. (Мы научились выполнять деление на 3 и научились его применять)
– Что удалось выполнить?
– Можем ли мы утверждать, что научились уверенно применять деление на 3? (Нет)
Какую цель должны поставить перед собой? (выучить таблицу умножения на 3 наизусть и деления на 3)
Урок окончен. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы!
Домашняя работа стр. 61 № 59письменно ) № 7 (устно)
– Спасибо за урок!