Урок № 28
Тема урока: «Вода. Растворы. Растворение»
Цель урока: Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений обучающихся по теме «Вода. Растворы. Растворение».
Задачи:
Образовательные: ввести понятия растворов, гидратов, разобрать типы растворов, классификацию растворов, факторы, влияющие на растворение веществ; основные положения физической, химической и современной теории растворов.
Развивающие: развивать умения и навыки мыслительной деятельности (умения обобщать, сравнивать, анализировать), общеучебные умения и навыки (формирование самостоятельной и познавательной деятельности обучающихся);
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.
Средства: презентация, таблица растворимости веществ, раздаточный материал, химическое оборудование (химические стаканы с водой, стеклянная палочка, хлорид натрия, медный купорос, оксид меди, оксид кальция, цинк гранулированный, соляная кислота, спиртовка, спички, штатив с пробирками, пробиркодержатель).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковые, практические, наглядные.
Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, обще групповая.
Структура урока:
Организационный момент (1 мин)
Мотивация (1 мин)
Актуализация опорных ЗУН (3 мин)
Изучение нового материала (30 мин)
Закрепление материала (7 мин)
Рефлексия (2 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока: урок начинается с демонстрации стакана с водой и показа лабораторного опыта- растворение поваренной соли в воде.
ТБ. Опыт 1: хлорид натрия, вода
Вопрос группе: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Слайд 1 («Вода. Растворы. Растворение веществ в воде»).
Запись темы в тетради и демонстрация на слайде темы «Вода. Растворы. Растворение»
Актуализация опорных ЗУН.
(Слайд 2) Вопрос группе: Какие сведения о воде и растворах были известны вам до сегодняшнего урока?
Знакомство обучающихся с задачами урока ( слайд 3)
На столах лежит раздаточный материал со словами Антуана де Сент-Экзюпери: (слайд 4)
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
Ты – сама жизнь.
Вопрос группе: Что означают эти слова?
«Значение воды для жизни человека» (сообщение студента Жукова С.) (слайды 5-9)
Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Сложные физико-химические процессы, протекающие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке.
Давайте представим себя в роли сторонников этих теорий.
Работа по группам ( работа с текстом).
1 вариант – представители физической теории,
2 вариант – представители химической теории
Через 3 минуты вы должны объяснить основную идею своей теории и назвать имена учёных, сторонников теории.
Обсуждение теорий сопровождается разбором схемы. (слайд 10)
Физическая теория: Химическая теория:
(Вант-Гофф, Оствальд, Аррениус). (Менделеев, Каблуков,
Кистяковский).
Растворение - это процесс диффузии, Растворение – это процесс
а растворы – это однородные смеси. химического взаимодействия
растворяемого вещества с водой-
процесс гидратации, а
растворы – это соединения –
гидраты.
Теперь вопрос- Как вы думаете, какая из этих теорий близка к современной теории о растворах?
Современная теория.
Растворение – это физико – химический процесс, а растворы – это однородная (гомогенная) система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов.
Гидраты – это непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе. (слайд 11)
Обучающиеся записывают определения в тетрадь со слайда
Растворимость веществ. Типы растворов.
От чего зависит растворение веществ? (слайд 12)
Вспоминаем с обучающимися инструктаж по ТБ. Далее идет демонстрация опытов: Опыт 2 -растворение разных веществ в воде.
1) от природы веществ. - хорошо растворимые;
- малорастворимые;
-практически нерастворимые (слайд 13-растворимость в-тв ); слайд 14-типы растворов.
Рассмотрите таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, приведите примеры растворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ (работа с таблицей растворимости).(слайд 15)
Классификация растворов:


(Слайд 16-17)
На слайде показаны схемы классификации растворов. На примере опытов обучающимся ставится задача найти отличия между растворами.
Концентрированный раствор — раствор с высоким содержанием растворённого вещества.
Разбавленный раствор- раствор, содержащий малое количество растворённого вещества. (слайд 18). Работа с определениями.
(слайд 19)
Обучающимся предлагается по изображению на презентации определить типы растворов.(слайд 20-21)
Демонстрация опыта 3 – растворение поваренной соли в воде, получение разных растворов по количеству частиц, переходящих в раствор. Обучающиеся сами дают определения видам растворов.
Насыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.
Ненасыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.
Пересыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях. (слайд 22-23)
Сегодняшний урок был посвящен теме «Вода.Растворы. Растворение», я предлагаю вам ответить на вопрос «Что нового вы узнали сегодня о воде, растворах?» (слайд 20)
(Закрепление изученного материала.)
Студентам предлагается ответить на вопросы:
1)Если вы были внимательны и уверены в себе, что все изученные вопросы усвоили, поставьте себе «5».
2) Если вы были внимательны, усвоили материал в целом, но на вопросы ответить можете, поставьте «4».
3) Кто сомневается, поставьте себе «3». (слайд 21)
Рефлексия: (слайд 22)
Что вы считаете для себя главным на уроке?
Сегодня урок химии: легкий – трудный; интересный – скучный; полезный – ненужный?
Я ученик: старательный – ленивый; внимательный – невнимательный; урок усвоил – не усвоил.
Я запомнил....
узнал...
повторил...
удивился ...
Выводы по изученному материалу делают студенты в устной форме.
Домашнее задание п. 7.2 учебника, конспект по тетради. (слайд 20)
Задача:
Коэффициент растворимости – это масса вещества (г), способная раствориться в одном литре растворителя (л)

Например, растворимость NANO3 равна 80,5 г/л при 100С. Это означает, что при данной температуре в одном литре воды может раствориться 80,5 г. нитрата натрия.
Решим задачу (слайд 8)
В 400 мл. воды при 200С может раствориться 48 г. сульфата калия. Какова растворимость сульфата калия при данной температуре?

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
Ты – сама жизнь.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
Ты – сама жизнь.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Вода в жизни человека
Главный потребитель воды на Земле — это человек. Не случайно все мировые цивилизации формировались и развивались исключительно вблизи водоемов. Значение же воды в жизни человека просто огромное.
.
Тело человека тоже состоит из воды

Без воды человек не выживет!
При недостатке 2% воды в организме – начинается мучительная жажда;
При потере более 12% воды человеку уже не восстановиться без помощи врачей;
Потеряв 20% воды из организма – человек умирает.
По статистике один человек за год потребляет до 60 тонн воды только для питания;
Именно вода доставляет к каждой клеточке нашего организма кислород и питательные вещества;
Благодаря наличию воды наш организм может регулировать температуру тела;
Вода выводит шлаки и отходы из нашего организма.
Человек повсеместно использует воду для своих нужд: для питания, в сельском хозяйстве, для различного производства, для выработки электроэнергии. Неудивительно, что борьба за водные ресурсы идет нешуточная. Вот всего лишь несколько фактов:
Более 70% нашей планеты покрыто водой. Но при этом всего 3% всей воды можно отнести к питьевой. И доступ к этому ресурсу с каждым годом становится все труднее. Так, по данным РИА-новости за последние 50 лет на нашей планете произошло более 500 конфликтов, связанных с борьбой за водные ресурсы. Из них более 20 конфликтов переросли в вооруженные столкновения. Это всего лишь одна из цифр, ярко демонстрирующих то, насколько важна роль воды в жизни человека.





