СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Падеж имён существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Падеж имён существительных»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Тема: «Падеж имён существительных»

Педагогическая цель

Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы,; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

Тип урока

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).

Планируемые результаты

(предметные)

Владение первоначальными навыками определения падежных форм имён существительных в словосочетаниях и предложениях, умением различать внешне сходные падежные формы, обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.

Личностные результаты

Владение первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности.

Метапредметные

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать, работать со словарём.

Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Основное содержание темы, понятия и термины

Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма существительного. Фразеологизмы

Образовательные ресурсы

Книгопечатные: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, 3 класс (УМК «Школа России»); маршрутные карты для обучающихся

ЦОР: презентация с использованием интерактивной игры-тренажёра «Определение падежа имён существительных»


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.

- Ребята! Мы отправляемся в путешествие в удивительный мир русского языка.

Откройте тетради, запишите дату отправления: четвертое февраля. Не забывайте правила посадки при письме.

- Сегодня мы продолжим исследовать наш родной язык. Что значит исследовать?

- Чтобы наше путешествие-исследование было успешным, и мы уверенно шли по заданному маршруту, мы воспользуемся маршрутными картами. Они помогут нам самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. Каждое выполненное задание вы оцените, дорисовав смайлик. Образцы смайликов в конце маршрутной карты.


- А начнём мы наше путешествие с напутствия, которое вы видите на обложке маршрутной карты:


Учитесь с улыбкой, шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет,

боясь

веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки. Вперёд!

В добрый час!

- Это не просто напутствие, а задание, которое вы получите в конце урока.




Работают в тетрадях. Следят за посадкой.



Высказывают своё мнение






Знакомятся с маршрутными картами






















-самоопроеделение к деятельности - Л;

-смыслообразование- Л;


- целеполагание - П;


- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками - К;


- эмоционально положительное восприятие учения – Л;

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: актуализация используемых способов

действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности


1.Минутка чистописания































2. Актуализация необходимых ЗУН


1 СЛАЙД

- Уважаемые исследователи! Предлагаю вам следующие слова: сорока, дорога, вокруг, горох, около, воробей, молоток, огород, ворона, молоко, солома.

Разделите слова на группы.

- Проверьте по эталону. 2 СЛАЙД

орока, дорога, горох, воробей, огород, ворона. (оло)


олоток, молоко, около, солома. (оро)


округ


- Кто скажет, какие буквосочетания мы будем прописывать? - оло, оро (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)

- Перед тем как записать буквосочетания, разогреем пальцы.

- Посмотрите, как правильно написать эти буквосочетания и напишите красиво по образцу по одной строчке.

- Обменяйтесь тетрадями и простым карандашом подчеркните у соседа самое красивое написание.

-Оцените себя.

(ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)

-Какое слово не вошло ни в какую группу? Какой частью речи оно является? (Предлог)

- Найдите ещё один предлог. (Около)

Предлогами какого падежа они являются? (Р.п.)

- Запишите эти предлоги с существительными из 2-х групп и запомните их написание.

(ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)

- Предлагаю найти во фразеологическом словаре предложение с новым словарным словом вокруг (стр.158)

-А что такое фразеологизмы?


Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)

- Спишите этот фразеологизм. Определите падеж им. сущ.

- Проверим.

- Оцените себя.


(ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) 3 СЛАЙД

- Какое слово повторяется в каждом предложении? К какой части речи оно

относится? Что вы можете сказать об этом существительном?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

- Каков алгоритм (порядок действий) определения падежа сущ.? Определите падеж сущ. в каждом предложении.

- Какие затруднения испытали?













Читают слова.




Работают в группе.

Сверяют с эталоном.









Называют буквосочетания.


Делают пальчиковую гимнастику.

Прописывают буквосочетания.


Выполняют взаимопроверку.

Оценивают друг друга и себя.


Называют слово. Определяют часть речи.

Находят и называют ещё один предлог. Определяют падеж.

Образуют сочетания предлогов с существительными из 2-х групп, записывают в тетради и запоминают их написание.



Работают с фразеологическим словарем. Находят фразеологизм.


Дают определение:

-Фразеологизм - устойчивая фраза, которая употребляется в переносном смысле.

Записывают фразеологизм в тетради. Определяют падеж сущ.

Выполняют проверку.

Оценивают себя.



Выделяют слово. Определяют часть речи. Называют известные им признаки имени существительного:

-обозначает предмет

-отвечает на вопрос что?

- неодушевленное

- ед.ч., м.р.

-нарицательное

- изменяется по падежам.


Называют падежи.

Называют алгоритм и определяют падеж существительного.

Определяют места и причины затруднений.


-мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) - П;

-извлечение необходимой информации – П;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К;



- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;






-поиск и выделение необходимой информации;

- установление причинно – следственной связи - П;



-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;









- осуществление действия по образцу- Р;







-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации - К.







- поиск необходимой информации в словаре – П;





-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач - К;





- извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-осознанное и произвольное речевые высказывание – К;


-фиксирование индив.затруднений в пробном учебном действии - Р;


-волевая саморегуляция в затруднении – Р;


  1. Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? 4 СЛАЙД

- Давайте определим задачи урока. (Научиться определять падежи существительных, распознавать имена существительные в разных падежных формах, обобщить знания о падежах) (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)



Определяют тему.

Называют задачи урока.





- смыслообразование – Л;


- стимулирование к выражению собственного мнения – К;


- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации

-Для работы нам будет нужна табличка -помощник. Она деформировалась. Помогите её восстановить.

(ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) 5 СЛАЙД


Сравни работу с эталоном. Оцени себя

Раздать распечатанные таблички-эталоны детям.

-Эта таблица будет вам помощником в определении падежей и склонении существительных.

Запомните! Им. падеж единственного числа - это начальная форма им. сущ.


Самостоятельно работают в маршрутных картах. Вписывают слова-помощники и падежные вопросы











Сверяют с эталоном. Оценивают себя.

- использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) - П;











- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;


  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности


1.Словарная работа.

Работа с учебником

1. –Давайте поупражняемся над определением падежей имён существительных.

Упр.71 с.41

2. Дополните мои предложения:

- Им. падеж единственного числа - это …



-Отгадайте загадку:

В сенокос –горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягодка?

-Запишите слово рябина в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

-Запомните написание этого слова.


(ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)


Физминутка (электронный ресурс)

(ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)


Дети работают самостоятельно над составлением предложений.

Работают по цепочке:

определяют падеж сущ.

Дети дополняют предложения учителя.






-Рябина.








Выполняют гимнастику для глаз и динамические движения за мультгероем.

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.

1. Самостоятельная работа по вариантам

- Прочитайте следующее задание.

Просклонять существительные (собака, сосна).

- Поменяйтесь маршрутными картами, проверьте работу соседа (работа в парах)

6 СЛАЙД (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)

- Сравните работу своего соседа с эталоном. Оцените.

2. Выполнение заданий интерактивного тренажёра

- Определить падеж существительных.

Размышлять о счастье __________

Скучать по товарищу___________

Выглянул из-за камня __________

Лежать под цветком____________


Проверка по эталону 7 СЛАЙД

Сравни работу с эталоном. Оцени себя.

*(дополнительно для сильных обучающихся) 8 СЛАЙД

Подарок для сестры________________

Пели песенку _____________________

Зазвучала мелодия ________________

Бежали по лесенке ________________




Выполняют самостоятельную работу в маршрутных картах по вариантам.

Выполняют взаимопроверку.





Сравнивают работу соседа с эталоном. Оценивают друг друга.













Самостоятельно работают в маршрутных картах.















Сверяют с эталоном. Оценивают себя.

Сильные обучающиеся могут выполнить дополнительное задание.

Сверяют с эталоном. Оценивают себя.


-рефлексия способов и условий действий – П;

- планирование успешного сотрудничества – К;


- следование моральным нормам и этическим требованиям – Л;

- культура поведения в учебном диалоге – Л;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;


















- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;


  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение способа действия в систему знаний и применение на практике

Работа с деформированным предложением.

- Прочитайте следующее задание

9 СЛАЙД

Муравей, от, муравейнике, спрятался, воробья, в

- Напишите предложение в тетрадях. Определите падеж имён существительных.

- Прочитайте, какие предложения у вас получились.

Сравните с эталоном. 10 СЛАЙД

- Даже если слова в предложении стоят не в том же порядке, падеж существительных не изменится.

- Оцени себя.


Работают с деформированным предложением.

Записывают составленное предложение в тетради. Определяют падеж существительных.



Читают составленные предложения.







Сверяют с эталоном.



Делают вывод.


Оценивают себя.






-мыслительные операции – П;






-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;








- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;


  1. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия

- Понравилось путешествие?


-Оцените результаты своей работы.




-Мне было приятно сегодня с вами работать на уроке. Я говорю вам-спасибо и надеюсь, сто те знания, которые вы получили сегодня на уроке, пригодятся вам на последующих уроках и в дальнейшем обучении.


Оценка работы детей учителем.


Д/з: упр.72 стр.41




Дети работают с маршрутной картой.

Дети оценивают себя с помощью смайликов в маршрутных картах. Затем выбирают соответствующие смайлики-магнитики на доске.


- контроль своей деятельности по результату - Р;


-самооценка на основе критерия успешности -Л;


- адекватное понимание успешности или неуспешности - Л;





- объективная оценка результатов деятельности – Р;


- адекватное понимание оценки взрослого и сверстника - Р