| Учитель биологии Звонкова Виктория Евгеньевна- МБОУ Пригорская СШ |
Предмет | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. |
Тема | Внутренняя среда организма. Кровь. |
Цель | Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека. |
Задачи | Общеобразовательные: углубить знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, гомеостаз, антигены, антитела. Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы. Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний. |
Основные термины, понятия | Тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз, гипертонический раствор, физиологический раствор, гипотонический раствор |
Планируемый результат |
ПознавательныеУУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию. Личностные УУД: овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы: |
Фронтальная Индивидуальная Работа в группах | Рабочая тетрадь, учебник, дополнительный материал к уроку для работы в группах Опорные листы (каждому) Технические средства обучения: ПК Презентация к уроку Интернет |
Структура урока |
1 | Организационный этап. |
2 | Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. |
3 | Создание проблемной ситуации. |
4 | Усвоение первичных знаний и первичное закрепление. |
5 | Физкультминутка. |
6 | Закрепление и осмысление результатов урока. |
7 | Рефлексия деятельности (подведение итогов). |
8 | Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация класса. | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение: внутренняя позиция школьника. Предметные результаты: основы системы научных знаний. | Включение в деловой ритм. Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих учащихся. Мы приступаем к изучению новой главы Внутренняя среда организма. | Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест. |
Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. Создание проблемной ситуации. | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определение степени успешности выполнения работы. Познавательные УУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; публичная защита своей позиции. Личностные УУД: осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: актуализация и систематизация знаний о строении организма человека, тканях. | - Согласны ли вы с утверждением: «Клетка является единицей строения живого организма, в том числе и человеческого?» Задание: Восстановите схему. клетки→……….→….......→….…...→организм - Что изображено на экране? (слайд 1) - Что такое ткань? - Вид ткани? - Как называется эта ткань? (слайд 2) Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. - Что такое среда? - Какая среда окружает наш организм? - Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма? - Внутренняя среда – совокупность жидкостей. -Будет ли кровь являться компонентом внутренней среды? (слайд 3) Тема: Внутренняя сред организма. Кровь. -Какова цель и задачи урока? (изучить состав, значение, свойства, функции крови; узнать больше о своем организме; уметь применять знания в повседневной жизни для сохранения своего здоровья) | Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, заполняют логическую схему. Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. |
Усвоение первичных знаний и первичное закрепление | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривание последовательности действий на уроке; работать по плану, инструкции. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление целого из частей); анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес; понимание важности сохранения здоровья самоопределение, самосознание. Предметные результаты: знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, обеспечивающей существование жизни; умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ. | Организует работу по опорным листам (Приложение 1) Тканевая жидкость (межклеточное вещество) – второй компонент внутренней среды. Лимфа – третий компонент внутренней среды. Задание: Составьте схему №1 «Компоненты внутренней среды» в опорных листах. (Приложение 1) слайд 4 компоненты внутренней среды кровь лимфа тканевая жидкость - Можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? слайд 5 Гомеостаз – поддержание относительного постоянства внутренней среды организма Задание: Запишите определение в опорный лист (Приложение 1) - Кровь – удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». - Почему же так важно присутствие крови в организме? Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. слайд 6 Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Слайд Нижний слой – осадок цвета темно-красного цвета, который образован форменными элементами эритроцитами. Средний слой – осадок светлого цвета, который образован форменными элементами лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами. Задание: Составьте схему №2 «Состав крови» в опорных листах. (Приложение 1) кровь плазма компоненты внутренней среды ↓ ↓ ↓ эритроциты лейкоциты тромбоциты Физкультминутка Упражнение «Сова-сова – большая голова» | Сообщение 1. Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся. Сообщение 2. Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь. Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, заполняют логические схемы в опорных листах: №1 «Компоненты внутренней среды» №2 «Состав крови» |
|
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции. Коммуникативные УУД: учет разных мнений; планирование работы учебного сотрудничества; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Предметные результаты: знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ. | Организует работу в группах по 5 человек. Задание для 1 группы: Изучить текст учебника §17 с 84 «Плазма крови», дополнительный материал (Приложение 2) и заполнить таблицу в опорном листе. Задание для 2 группы: Изучить текст учебника §17 с 84 «Эритроциты», дополнительный материал (Приложение 2) и заполнить таблицу в опорном листе. Задание для 3 группы: Изучить текст учебника §17 с 86 «Лейкоциты», дополнительный материал (Приложение 2) и заполнить таблицу в опорном листе. Задание для 4 группы: Изучить текст учебника §17 с 86 «Тромбоциты или кровяные тельца», дополнительный материал (Приложение 2) и заполнить таблицу в опорном листе. Сначала учащиеся работают в группе по своему заданию, затем через 7 минут 2 чел из 5 остаются на местах, а 3 расходятся по одному в другие группы (меняется состав, в новой группе оказываются учащиеся, которые изучали разный материал, теперь они обмениваются знаниями→в результате, у каждого полностью заполнена таблица) Название | Состав, строение | Кол-во в 1 мм3 крови | Продолжительность жизни | Место образования | Функции | Плазма (слайд 7) | Прозрачная, слегка желтоватая жидкость Н2О - 90% Минеральные соли: – 0,9% NaCl , соли К⁺, PO4³⁺, Ca²⁺ Белки -7% Жиры – 0,8% Глюкоза - 0,12% ФИБРИНОГЕН CO2 Витамины (К) Пит. в-ва, продукты распада | | | | Свертывание крови | Дополнение учителя (слайд 8) гипертонический р-р (способствует оттоку гноя из ран и оказывает антисептическое действие), физиологический р-р, гипотонический (слайд 9) изотонические растворы - хлорида натрия вводят внутривенно для увеличения кровяного давления после больших кровопотерь, для возмещения объема жидкости в организме при сильном обезвоживании (ожоговая болезнь, обильные рвоты и т. п.). Изотонические растворы, приближающиеся по составу, величине рН, буферным и другим свойствам к сыворотке крови, называемые физиологическими растворами, используются в качестве кровезаменителей. | Эритроциты красные кровяные тельца (слайд 10) | Двояковону тые диски Позв. + ядро Млек. - ядро | Ж 4-4,5 млн. М 4,5-5 млн. | 120-130 дней. | Красный костный мозг. | Транспорт О2 к тканям; СО2 – к легким | Дополнение учителя: гемоглобин, оксигемоглобин Нв+4О2= НвО8 НвО8= Нв+4О2 | Лейкоциты белые кровяные тельца (слайд 11-12) | Бесцветные, амебовидные с хорошо развитым ядром | 4-8 тысяч. | От нескольких часов до 10 дней. | Красный костный мозг. | Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток. | Дополнение учителя: фагоциты, фагоцитоз, лимфоциты, антитела→имунная реакция, И.И. Мечников (слайд 13) | Тромбоциты Кровяные пластинки (слайд 14) | Безъядерные образования округлой или овальной формы | 200-400 тысяч. | 8-10 суток. | Красный костный мозг. | Свертывание крови Поранение кров. сосуда ↓ Разрушение тромбоцитов ↓ Выделение фермента ↓ Фибриноген превращается в фибрин ↓ Сетка ↓ Сгусток крови | Дополнение учителя (слайд 15) Поранение кров. сосуда Протромбин Т ромбопластин + Са Тромбин Фибриноген Фибрин Сгусток | | Работа в группах, заполнение таблицы. По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации. Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме и при работе в группе. |
Закрепление и осмысление результатов урока. | | (слайд 16-20) Тест Внутреннюю среду организма образуют: А – кровь, лимфа, тканевая жидкость Б – полость тела В – внутренние органы Г – ткани, образующие внутренние органы 2. Жидкую часть крови называют: А – тканевой жидкостью Б – плазмой В – лимфой Г – физиологическим раствором 3. Все клетки тела окружает: А – лимфа Б - раствор поваренной соли В – тканевая жидкость Г – кровь 4. Из тканевой жидкости образуется: А – лимфа Б – кровь В – плазма крови Г – слюна 5. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией: А – участием в свертывании крови Б – обезвреживанием бактерий В – переносом кислорода и углекислого газа Г – выработкой антител 6. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией: А – участием в свертывании крови Б – обезвреживанием бактерий В – переносом кислорода Г – выработкой антител 7. При малокровии в крови уменьшается содержание: А – кровяной плазмы Б – тромбоцитов В – лейкоцитов Г – эритроцитов 8. Фагоцитоз – это процесс: А – поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами; Б – свертывания крови В – размножения лейкоцитов Г – перемещения фагоцитов в тканя 9. Антигенами называют: А – белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ Б – чужеродные вещества, способные вызвать иммунную реакцию В – форменные элементы крови Г – особый белок, называемый резус-фактором 10. Антитела образуются: А – всеми лимфоцитами Б – Т-лимфоцитами В – фагоцитами Г – В-лимфоцитами (слайд 11-15) Проверка (слайд 16) | Выполнение теста. проверка по ключу. |
Рефлекси | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные УУД: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: умение и знания по теме; объяснение значение понятий: тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз; понимать, что состав крови является важной характеристикой состояния организма. | Организует рефлексию. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами: в каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. СИНКВЕЙН 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. | Составляют синквейн. Пример синквейна с урока: 1 строка - Урок биологии 2 строка - Интересный, познавательный 3 строка – составляли, искали, узнавали 4 строка - Быстро прошел урок. 5 строка - Знания Пример синквейна с урока: 1 строка – Кровь 2 строка – жидкая, уникальная 3 строка – транпортирует, защищает, пожирает 4 строка – кровь – это жизнь 5 строка - жизнь |
Домашнее задание | | Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Домашнее задание. (слайд 17) 1 группа – составить тест (10 вопросов) по материалу учебника на стр. 82-89; 2 группа - подготовить дополнительное сообщение «История открытия иммунитета» (на 3 мин); 3 группа - подготовить дополнительное сообщение «Группы крови» (на 3 мин). | Прослушивают инструктаж по выполнению д/з, записывают в дневники. |
хема 1. «Компоненты внутренней среды»
хема 2. «Состав крови»