СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по чтению: «Обобщение по теме «Времена года»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в 7 классе для детей с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению: «Обобщение по теме «Времена года»»

Открытый урок по чтению: «Обобщение по теме «Времена года».

Урок проведен в 7в классе (учащиеся обучаются по программе для детей с интеллектуальными нарушениями).

Тип урока: обобщающий

Формы работы: индивидуальная, коллективная

Цель: повторение и обобщение по теме «Времена года»

Задачи: 1. Образовательные:

-- закрепление и обобщение знаний по теме «Времена года» (зима, весна);

2. Коррекционно- развивающие:

-коррекция и развитие речи учащихся (активизация словаря, монологическая речь);

-развитие памяти, внимания, логического мышления;

3.Воспитательные:

-воспитание интереса к предмету (через смену видов деятельности, использования игровых технологий, создание ситуаций успеха);

-воспитание нравственности, наблюдательности.







Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Постановка темы и целей урока.

Вступительное слово учителя.

- На протяжении нескольких уроков вы знакомились с произведениями по теме: «Времена года» (зима, весна). Сегодня предстоит вспомнить все, что вы изучали по этой теме.

-Какие времена года изучали?

-какие изменения происходят в природе с приходом зимы?

-Какие зимние месяцы вы знаете?

-Какие изменения происходят в природе с приходом весны?

-Какие весенние месяцы вы знаете?

3. Работа над темой урока.

-Давайте вспомним, какие произведения мы проходили по этой теме.

1) Угадай отрывок.

-Я буду сейчас по очереди к вам подходить, а вы должны будете взять у меня один из листков. На каждом из них написан отрывок из пройденных произведений. Вы должны будете прочитать и отгадать из какого произведения данный отрывок. Обязательно назвать автора.

(1) Г. Х. Андерсен «Ель»

«Она была чудесна! С каждым годом у нее прибавлялось одно коленце, прошел еще год, прибавилось еще одно: так по числу коленцев и можно узнать, сколько ей лет».

-Почему елочка не радовалась своей жизни? Что она хотела?

-Какая у нее была мечта?

-О чем она мечтала после детского утренника?

-А что сделали с ней?

-Как она стала относиться к своей прежней жизни?

-Какое настроение вызывает у вас эта сказка? Чему учит?

(2) И. Суриков «Белый снег пушистый»

«Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…»

-Как Суриков описывает зиму в своем стихотворении?

- Как вы понимаете выражение «божьи дни коротки»?

-Почему лес заснул?

(3) Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

«Я сидел за столом и читал. В комнате было тепло, свет лампы падал на книгу, уютно тикали часы. И о том, что на улице метель, я мог судить лишь по шуму ветра, который время от времени швырял пригоршни снега в окно... Вдруг среди этих звуков я уловил новый: кто-то осторожно стучал в стекло. Потом стук стих, но вскоре снова повторился».

-Кто стучал в окно?

-Как повел себя автор рассказа?

-Для чего он утром вышел из дома и стал пробираться по снегу к окну?

-Кого он увидел?

-Как он стал чувствовать себя после этого?

-Почему следующей ночью автор не мог уснуть?

-К чему призывает автор?

(4) В. Бианки «Февраль»

«Последний, самый страшный месяц зимы. Вьюги да метели полетели, бегут по снегу, а следу нет».

-Почему февраль самый страшный месяц?

-Что происходит в природе в феврале?

(5) Ю. Рытхэу «Пурга»

«Когда он открыл дверь, сначала ему показалось, что кто-то большой, невидимый и сильный схватил его за шиворот и потащил. Это был ветер.Мальчик огляделся- кругом только снег и ветер. Он посмотрел на небо, там то же самое. Снизу, сверху, справа, слева- всюду летящий снег.

-Что такое пурга?

-Что произошло с мальчиком, когда он вышел из дома?

Кто помог ему?

-Как отреагировала мама? Почему?

(6) В. Бианки «Март»

«Это месяц- говорит наш народ- парник, капельник. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес».

-Что изменяется в природе с приходом весны?

-Что такое день весеннего равноденствия?

-Когда этот день?

-Что делают в этот день?

2) Узнай героя.

-А сейчас давайте попробуем определить героев наших произведений. Я буду читать отрывок с описанием героя, а вы попробуйте определить героя и назвать автора произведения.

(1) «Соседи про нее говорят: «Ах, сиротка несчастная», «Работница- золотые руки», «Красавица- глаз не отвести». Всю работу по дому делает. Жалко ее.»

(падчерица- «12 месяцев» Маршак)

(2) «Отец его водит вездеход. Это такая машина, которая проходит везде: через сугробы, ледяные горы, болота и даже переплывает озера. А мать работает в яслях» (Ю. Рытхэу «Пурга»)

(3) «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет 65, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку» (Константин Макарыч- А. Чехов «Ванька»)

(4) «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного белого льда и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя» (Снежная королева- Г. Андерсен «Снежная королева»)

(5) «Место у нее было хорошее, воздуха и света вдоволь. Ей ужасно хотелось вырасти; кругом росли подруги постарше; она не думала ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе, не было ей дела и до болтливых крестьянских ребятишек, что собирали в лесу землянику и малину; набрав полные кружки или нанизав ягоды, словно бусы. На тонкие прутики» (ель- Г. Андерсен «Ель»)

(6) «Ей было в то время 7 лет. И она была исключительно бойкая девочка. Была она очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать» (Леля- М. Зощенко «Леля и Минька»)

3) Конкурс стихотворений.

-Какое у вас любимое время года? Почему?

-За сто можно полюбить каждое время года?

-Прочитайте стихотворения, которые вы выучили к этому уроку.

4) Конкурс рисунков.

-Изучая данные произведения мы готовили иллюстрации. И сделали вот такую выставку рисунков. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

-Расскажите, что изображено на этих рисунках. Иллюстрацией какого произведения они являются?

5) Предмет из коробки.

-Давайте попробуем определить предмет и сказать из какого он произведения, кому принадлежит и назвать автора.

-Вы должны по очереди подходить ко мне и достать, не глядя, любой предмет. Назовите предмет, кому он принадлежит, название и автора произведения.

(1) конверт («Ванька» Чехов)

(2) звезда («Ель» Андерсен)

(3) яблоко («Леля и Минька» Зощенко)

(4) зеркало («Снежная королева» Андерсен)

(5) хворост («12 месяцев» Маршак)

(6) корзинка («12 месяцев Маршак)

-Вы отлично справились. А какое из изученных произведений вам понравилось больше всего? Почему?

4. Итог урока.

- В следующих классах вы еще будете изучать и рассказы Чехова и сказки Андерсена, стихотворения русских поэтов и многие другие интересные произведения. И я думаю, что они вам тоже понравятся.

-Мне было приятно видеть. Как вы дружно и хорошо работаете на уроке. Молодцы!

5. Домашнее задание.

- О каких временах года мы говорили на уроке?

- Какие вы знаете слова по теме «Зима», «Весна»?

-Вот некоторые из этих слов я зашифровала. Отгадайте их. А в скобках подпишите к какому времени года они относятся.

19, 15, 6, 4, 16, 3, 10, 1 (сосулька)

19, 16, 6, 21, 13,30, 12, 10 (снеговик)

12, 1, 17, 6, 13, 30 (капель)

14, 16, 18, 16, 9 (мороз)

18, 21, 25, 6, 11 (ручей)

4, 18, 33, 9, 30 (грязь)

5, 16, 8, 5, 30 (дождь)

19, 15, 6, 8, 10, 15, 12, 1 (снежинка)

6. Выставление оценок.