СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по информатике в 7 классе по теме "Единицы измерения информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по информатике в 7 классе по теме "Единицы измерения информации"»

ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»













Открытый урок по информатике в 7 классе

на тему

«Единицы измерения информации»








Учитель информатики

Елисеева Н.Н.





2020-2021 уч.год




7 класс

Тема: «Единицы измерения информации».

Цели урока:


Планируемые образовательные результаты:

Предметные – знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;

Метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;

Личностные – навыки концентрации внимания

Решаемые учебные задачи:

  1. Изучение единиц измерения информации и соотношений между ними;

  2. Определение информационного веса символа произвольного алфавита;

  3. Определение информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита

  4. Создание маркированного списка

Тип урока: комбинированный


Основные понятия рассматриваемые на уроке:

  1. Бит — базовая единица измерения информации.

  2. Байт, история термина.

  3. Укрупнение единиц измерения информации.

  4. Перевод единиц измерения.


Оборудование: интерактивная доска, ПК, мультимедиапроектор, раздаточный материал, смартфоны.































Ход урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Доброе утро, садитесь, мне приятно видеть вас всех в добром здравии.

Прозвенел звонок, а это значит, мы можем начать нашу с вами работу. На карточке написаны понятия. Распределите их по трём столбцам (последний столбец оставьте пустым).

миллиметр, секунда, сутки, год, сантиметр, грамм, век, килограмм, минута, час, дециметр, метр, месяц, центнер, километр, тонна

А можно ли измерить информацию???

Оказывается, кроме массы, расстояния и времени можно измерять информацию.

Показываю две книги

Откройте тетради, запишите число, тему урока «Единицы измерения информации».

Садятся.

Слушают.




Знакомятся с планом урока.






Записывают в тетради число и тему

Актуализация знаний.

Назовите слово, получившееся в результате. Это слово «Бит». Именно так и называется базовая единица измерения информации. Запишите себе в тетрадь «Бит – основная единица измерения информации».

Проблемная ситуация

Записывают в тетради

Теоретическая часть.

Название bit происходит от английских слов binary digit - двоичная цифра. В некоторых источниках BInary elemenT — двоичный элемент. Кроме того, в названии присутствует игра слов: в английском языке «Бит» означает «очень-очень мало». А вот авторство различные источники приписывают разным людям. В одних автором термина указывается американский математик Клод Шеннон, который в 1948 году выпустил книгу, где рассматривался вопрос об измерении информации и где им использовался термин «Бит». По другим источникам автором этого термина является американский ученый-статистик Джон Тьюки, предложивший термин «Бит» в 1946 году для обозначения одного двоичного разряда. Но, как бы то ни было, можно смело утверждать, что с середины 50-ых годов ХХ века человечество уверенно измеряет информацию. И применяет для этого базовую единицу 1бит.


Рассмотрим наши рисунки. На данном изображении одна клеточка несет один бит информации. Давайте посчитаем, сколько всего информации содержится в рисунках? Как это сделать рационально? Нужно найти количество клеток в одном квадрате. Затем полученный результат умножить на количество квадратов. В результате получается 64 клетки или 64 бита.

Современные объемы информации, обрабатываемые на компьютере, огромны. Посмотрите, уже в примере с рисунками у нас получается число 64, а мы использовали всего три квадрата. А если их будет больше? Применять в качестве единицы измерения информации 1 бит нерационально. Появляется потребность в укрупнении этой единицы.

Название следующей единицы измерения мы с вами узнаем с из сообщения.


В июле 1956 года Вернер Бухольц публично применил собственное словечко "byte" в докладе "О преимуществе слов длиной 64 бита для IBM Stretch". Сколько же битов входит в 1 байт. Если обратится к истории, то первоначально 1 байт содержал и 4 бита информации, и шесть. По одной из версий байт стал считать равным 8 битам с появлением нового компьютера System/360 от IBM. По другой версии, 8-битный размер байта связан с 8-битным числовым представлением символа строки. Из удобства: один байт = один символ.


Это стало стандартом де-факто, и с начала 1970-х большинство компьютеров использует байты, состоящие из 8 бит. Запишите себе в тетради «1 байт=8 бит».


А теперь давайте представим, сколько символов содержит ваш учебник? А если взять не один учебник, а много, прибавить к ним художественные произведения, справочники, энциклопедии… И это только книги. Становится понятно, что измерять в байтах информацию тоже нерационально Давайте рассмотрим, как происходит укрупнение единиц измерения.


1 байт=8 бит

1 килобайт=1024 байта

1 мегабайт=1024 килобайта

1 гигабайт=1024мегабайта.


Запишите себе эту схему в тетрадь

А чтобы вы представили, что это за единицы измерения, послушайте! (слайд 10)

5 бит – буква в клетке кроссворда.

1 байт – символ, введенный с клавиатуры.

6 байт – средний размер слова, в тексте на русском языке.

50 байт – строка текста.

2 Кбайта – страница машинописного текста.

100 Кбайт – фотография в низком разрешении

1 Мбайт – небольшая художественная книга.

1 Гбайт – прочитывает человек за всю жизнь.

3 Гбайт – час качественной видеозаписи.

Конечно, все эти примеры приблизительны, но они дают нам возможность оценить масштабы получаемой и обрабатываемой нами информации.


Существуют правила перевода единиц измерения информации. Давайте попробуем сформулировать их вместе, рассматривая некоторые примеры.


Пример 1. Как можно перейти от битов к гигабайтам и обратно? Возможен ли переход сразу?

(слайд 11)

Ответ: переходить лучше по следующей цепочке:

БИТ ↔ БАЙТ ↔ КИЛОБАЙТ↔ МЕГАБАЙТ↔ ГИГАБАЙТ

Переходить через единицы возможно, но нерационально, т.к. это требует запоминания сложных чисел.


Сформулируем первое правило: переходить рациональнее к соседней единице по цепочке.


Пример 2. Как вычислить, сколько битов в 10 байтах?

Ответ: необходимо 10 умножить на 8.


Пример 3. Как вычислить, сколько байтов в 10 килобайтах?

Ответ: необходимо 10 умножить на 1024.


Сформулируем второе правило: при переходе от большей единицы измерения к меньшей необходимо выполнять умножение.


Пример 4. Как вычислить, сколько байтов содержится в 32 битах (слайд 13)

Ответ: необходимо разделить 32 на 8.


Пример 5 Как вычислить, сколько мегабайтов содержится в 512 килобайтах?

Ответ: необходимо разделить 512 на 1024.

Сформулируем третье правило: при переходе от меньшей единицы измерения к большей необходимо выполнять деление.

Возьмите третий лист из раздаточного материала. (приложение 3) На нем вы видите эти правила. Прочитайте их еще раз. А дома вклейте их в свою тетрадь.
















Сообщения обучающихся






















Отвечают на вопрос















Записывают в тетради

Отвечают на вопросы











Считают количество символов.








Записывают в тетради















Отвечают на вопросы.







Формулируют правило










Формулируют правило.



Читают правила.

Практическая часть

Решим несколько задач на перевод единиц измерения. При решении используем калькулятор.



Решают задачи с комментариями у доски. Записывают решение в тетради.

Домашнее задание

  1. Выучить все единицы измерения информации и правила перевода

  2. РТ №61, 62, 63

Записывают домашнее задание

Итоги урока.


Посмотрите еще раз на тему урока и попробуйте сначала про себя, затем вслух закончить следующие предложения: (слайд 19)

Я узнал…

Я научился…

Я буду применять…

Я оцениваю свою работу…

Повторяет домашнее задание, выставляет отметки

Отвечают на вопрос