МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКУ "Управление образования" Администрации г. Махачкала
МБОУ «СОШ №27 им.Т.А.Абатаева»
План открытого урока
по литературному чтению
Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула»
3 «г» класс
Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Провела: уч.нач.классов Эмирханова В.А.
Тема урока: Л.Н. Толстой «Акула» дата проведения 12.12.2023 год
Цель: продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивать навыки беглого осознанного чтения, память, внимание, воображение, воспитывать интерес к чтению.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.
- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений;
основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя Л. Толстого, карточки с заданиями, памятки, учебник по литературному чтению для 3 класса.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Речевая разминка.
Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (еще: удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой)
Вез корабль карамель.
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
2. Введение в тему. Постановка темы и цели урока.
Ребята, посмотрите на доску: перед вами ребус. Попробуйте отгадать фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся.
- ? (С произведением Льва Николаевича Толстого.)
-Мы уже встречались с произведениями этого автора.
– Что вы знаете о нем? О чём пишет Л.Н. Толстой?
(Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе)
3. Подготовка к восприятию рассказа .
-Но сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом.
А название рассказа заколдовано в загадке. Попробуйте ее отгадать.(Дети дают безошибочный ответ).
И в морях, и в океанах Рыба страшная живёт: Пасть с ужасными зубами И большой-большой живот. |
(Акула) |
Давайте прочитаем с вами произведение и узнаем, о чем это произведение.
— Что вы знаете об акулах? (Дети охотно делятся своими познаниями)
- Как вы думаете, где происходят события рассказа? (Предлагают различные версии, идет обсуждение).
4.Рассказ учителя.
- Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это самые древние рыбы на Земле.
Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.
Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.(Ученики внимательно слушают).
5.Знакомство с текстом.
1. Чтение текста учителем.(Просмотр диафильма «Акула» по ходу чтения)
-Взволновало ли вас это произведение?
- За кого вы переживали, слушая рассказ?
- Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа?
- К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев)
- Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист).
6. Подготовка к чтению рассказа учащимися. Словарно-лексическая работа.
- Какие слова вам были незнакомы при прослушивании?
- Где можно найти объяснение этим словам? (спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете).
Давайте выясним их значение.
Купальня – строение для купанья.
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия (пушки, минометы).
Палуба – часть судна.
Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела
Ропот – неуверенный, тихий возглас
— Что вас взволновало? Какой самый захватывающий момент рассказа? (Эпизод появления акулы — это страшно… выстрел артиллериста, когда неизвестно, попал он или нет…)
— Найдите в тексте, как, через что передано напряжение. (Зачитывают разное, объясняют выбор.)
Учитель акцентирует внимание на важном моменте, дает подсказку:
— Найдите про тишину. (Охотно находят и зачитывают эпизод про выстрел и дым.)
-Так кто же главный герой? (Ответы: мальчики, потому что событие произошло в их жизни, потому что все волнуются из-за них — так считает большинство ребят. Наконец, один: мальчики и артиллерист, потому что он спас мальчиков.)
— Расскажите обо всех переживаниях артиллериста, выберите материал из текста. (Зачитывают выборочно… )
Казалось бы, все ясно, но вдруг ни с того ни с сего звучит: главный герой — рассказчик, потому что без него не было бы рассказа.
Но учитель снова про артиллериста:
— Его можно назвать мужественным человеком?
Дети соглашаются: он не побоялся рисковать, он смелый, он любит своего сына.
7
.Физкультминутка
8.Работа в парах
Задание для учеников: у вас на столах есть памятки с объяснением значения некоторых незнакомых слов. Прочитайте их самостоятельно, объясните друг другу.
сорвался с места - побежал что было сил;
понатужься - собери силы;
подле пушки - около пушки;
взял фитиль – зажёг фитиль.
пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние
Чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением.
- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?
- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала?Зачитать.
(Гордился сыном, болел за него, как на соревновании)
- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. ( Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.)
- Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?
(Прочитайте)
- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? ( Пронзительный визг мальчиков.Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам)
- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? ( Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков)
- Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?
. Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа
- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе
1.Купальня в парусе
2.Мальчики в открытом море
3.Акула
4.Выстрел
5.Дети спасены
Работа в парах по определению элементов сюжета.
-Какова завязка сюжета? С чего все начиналось?) (Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!»)
- Как дальше развивались события?
( Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке)
-Какой момент стал самым напряженным, кульминационным?
(Выстрел из пушки)
- Какова развязка сюжета? (Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль).
За и Против
Согласны ли вы, что акула - морское чудовище?
Могли ли ребята услышать крик артиллериста?
Мог ли он помочь ребятам?
Были у матросов шансы спасти ребят?
Оправдываете ли вы мальчиков?
9.Работа в группах
1 группа.
- Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (смекалка, решительность мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.
Качества артиллериста |
Бывалый | решительный |
сильный духом | трусливый |
честный | слабохарактерный |
веселый | опытный |
беззащитный | смелый |
мудрый | мужественный |
2группа.
– Сопоставить настроение героев рассказа с частями плана
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
Название части | Настроение |
1.Купальня в парусе | Спокойное |
2.Мальчики в открытом море | Волнение |
3.Акула | Тревога,страх |
4.Выстрел | Ужас |
5.Дети спасены | Радость и облегчение |
Коллективная работа
Составление «синквейна»
Мальчики
Веселые, беззащитные
Смеялись, увидели, завизжали
Ни живы, ни мертвы.
Спасение.
10.Обобщение материала
- Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти).
- Каковы могли быть последствия выстрела?
- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности).
Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
- Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
Чтобы показать, как переживают родители за детей;
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)
11. Домашнее задание.
Выразительное чтение рассказа.Разделить текст на части.Подготовить пересказ (от лица мальчиков, артиллериста, или рассказчика);
12. Подведение итогов урока.
– И так, чему же мы учились сегодня на уроке? (оценивать поступки героев, анализировать произведение, выделять главную мысль).
13.Рефлексия
- Какие задания вам показались сложными для выполнения?
- Как вы с ними справились?
– Что нового, интересного узнали?
Дополнить предложения:
На уроке я понял, что…
Я расскажу товарищу, что…