СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру «Как дикие животные готовятся к зиме» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру «Как дикие животные готовятся к зиме»1 класс

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру «Как дикие животные готовятся к зиме» 1 класс»

Открытый урок

по окружающему миру

«Как дикие животные готовятся к зиме»

1 класс


Цели: Создать благоприятную, доброжелательную обстановку для усвоения нового материала средствами ИКТ; развивать мыслительные операции.

Задачи:

обучающие: Рассказать о том, как звери готовятся к зиме при помощи ИКТ; показать связь между жизнью животных и изменениями в неживой природе и в мире растений;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе родного края; учить детей, беречь и охранять природу;

развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес при помощи ИКТ;


Оборудование: презентация; запись: Антонио Вивальди из цикла « Времена года»- осень; напечатанный текст, вырезанные силуэты плодов деревьев (для каждого ученика)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

Учитель: Закройте глаза. (Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» : «Осень».) Представьте, что мы с вами пришли осенью на берег реки. В лицо нам дует холодный ветер, моросит дождь. Откройте глаза. Перед вами репродукция картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег». Рассмотрите, что на ней изображено?

Ответы детей: …

Учитель: Какие же изменения произошли осенью в живой и неживой природе?

Дети: - Стало холодно.

- Дождливо.

- Сыро.

- Ветрено.

- Грязно.

- Листья стали желтыми, коричневыми, оранжевыми…

- С деревьев опали листья.

- Улетели птицы.

- Выпал первый снег…


III. Сообщение тема урока

Учитель: Молодцы! Скоро наступит зима. Все живое готовится к ее приходу. Изменения в неживой природе влияют и на жизнь диких животных. Тема нашего сегодняшнего урока: «Как дикие животные готовятся к зиме». (Тема урока появляется на экране вместе с изображением диких животных, о которых пойдет речь на уроке.)

IV. Работа над новым материалом

Отгадайте загадку, и вы узнаете, кого из этих животных называют «хозяином леса»:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Дети: Медведь.

Учитель: Правильно. ( Появляется крупная фотография медведя.) Косолапый, Михаил Иванович, Топтыгин – как только ни называют бурого медведя, хозяина наших лесов. К сожалению, леса вырубаются людьми, и там, где раньше вовсю хозяйничал топтыгин, нынче их и след простыл. Но еще остались леса на севере и в глубине нашей Родины, в которых живут эти большие звери.

Медведи живут поодиночке, не перенося общества друг друга. Бурые медведи всеядны. Весной они предпочитают молодую хвою, траву и мелких грызунов. Летом, когда травы грубеют, мишка выбирает растения, посочнее, и ягоды, с удовольствием ест насекомых, и птичьи яйца. Осенью он ест орехи и всевозможные плоды. Если удается - лакомится рыбкой. ( Все перечисленное по очереди появляется на экране.)

Но скоро наступит зима. Что из вышеперечисленного он сможет добыть? Хвоя становится жесткой, грызуны спрячутся глубоко под снегом в норках, ягод, плодов и насекомых в лесу зимой не найдешь, рыба ушла на глубину. ( Все перечисленное по очереди исчезает с экрана.)

Есть медведю зимой нечего! Что же придумала природа? ( Вопрос появляется на экране.) Кто догадался?

Дети: Медведь впадает в спячку!

Учитель: Да, на зиму медведи укладываются спать в берлогу. Зимнюю квартиру опытный медведь находит заранее и обустраивает травой и листьями. Берлогу он может устроить под большим поваленным деревом, кучей веток или в небольшой пещерке в скалах.

Далее один из учеников читает текст на экране:

«Накопив жир, зверь может проспать в берлоге с октября по май». Прочитайте еще раз предложение про себя и скажите мне, что обязательно делает медведь, перед тем как заснуть?

Дети: Накапливает жир.

Учитель: Что он для этого делает?

Дети: Много ест.

Учитель: Да, он усиленно питается летом и всю осень, накапливает жир, а также, он меняют шерсть на более густую, чтобы выжить зимой.

Физкультминутка

Топай мишка,

Хлопай мишка,

Приседай со мной братишка

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Отгадайте следующую загадку, и вы узнаете, кому еще не добыть корм зимой и приходится спать с осени до весны:

Остроносый, круглый, колкий,

Нацепил щиты-иголки,

Защитил себя всего.

Уж на что зубасты волки,

А не могут взять его!

Дети: Еж. (Появляется на экране.)

Учитель: Чтобы проспать всю зиму, ежи, как и медведи, накапливают жир. Кого для этого они едят, прочитает на экране…

Ученик: «Едят насекомых, мышей, змей, ящериц, яйца птиц, плоды растений.

Учитель: Зимой ежи спят под снегом в уютном гнездышке, построенном осенью из опавших листьев.

Итак, как ежи готовятся к зиме?

Дети: Нагуливают жир, строят гнезда, готовятся к спячке.

Учитель: Молодцы! Следующая загадка:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Дети: Белка

Учитель: Белку называют лесной хозяюшкой, как вы думаете почему?

Дети: ответы детей.

Учитель: Молодцы! Много знаете. Самое трудное время для белок – зима. Эти грызуны не впадают в спячку. Зимой они питаются летними запасами. Белки очень хлопотливые хозяюшки. В конце лета и всю осенью они делают запасы орехов, ягод, фруктов, грибов, желудей, шишек. Грибы и ягоды они сушат, накалывая их на веточки, а затем прячут их в гнезде или в кладовочке, закапывают в земле. К зиме мех белки становится гуще, меняется и его цвет с рыжего на серый. Кто знает зачем?

Дети: ответы детей.

Учитель: Серую белку хищникам труднее найти среди веток. Также к зиме белки утепляют свои гнезда. В сильные морозы белки по нескольку дней не покидают свои теплые домики. (Тезисы на экране.)

Отгадайте ребус, и вы узнаете, о ком далее мы поговорим.

Дети: Это заяц.

Учитель: Кто знает, как готовятся к зиме зайцы?

Дети: Меняют цвет меха…

Учитель: А зачем зайцам понадобилось менять мех на белый?

Дети: ответы детей.

Учитель: Чтобы их не нашли хищники. Зайцев часто изображают трусливыми, но это не так. Они не трусливые, а осторожные! Трудно им живется в лесу, много врагов. Но длинные уши и чуткий нос заранее предупреждает его об опасности, а быстрые ноги уносят прочь от нее. Помогают уйти от опасности и умение запутывать следы. Теплая шуба защищает зайцев от холода зимой и делает их незаметными на белом снежном ковре. Зимой зайцы питаются корой деревьев и кустов. Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?

Дети: Ему это не нужно, он находит корм и зимой.

Физкультминутка

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг и ускакал.

Учитель: Разгадайте ребус. О ком мы будем говорить?

Дети: О волке.

Учитель: Как вы думаете, а у волков меняется шерсть на более густую?

Дети: ответы детей.

Учитель: С наступлением зимы добывать пищу становится все сложнее, и волки объединяются в стаи. Вместе зимой легче выжить и можно охотиться не только на мелких животных, но и на северных оленей и лосей. Такую крупную добычу волк сможет добыть только стаей. Волки незаметно окружают стадо животных. Они внезапно бросаются в атаку, стремясь оттеснить от стада какое-нибудь слабое, больное или молодое животное. Для этого приходится иногда по долгу бежать за стадом, а для этого нужна выносливость. Волки уничтожают больных животных, таким образом, другие животные не заразятся.

В стае есть вожак, самый сильный и опытный волк, он поддерживает железную дисциплину в стае. Он руководит охотой, а все остальные животные подчиняются ему.

Следующее животное вы должны угадать, прочитав, как оно готовится к зиме. ( На партах листочки с текстом.)

Дети: читают: «К зиме я тоже меняю шубку на теплую и пушистую. В сказках я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. У меня зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, которое спасает меня от волков и собак. Питаюсь я мышами и лягушками. Догнать зайца мне трудно. Разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка». Это лиса.

Учитель: Как к зиме готовится лиса?

Дети: Меняет мех

Учитель: Найти еду помогают зоркие глаза, острый слух, удивительное чутье. Выжить зимой помогает то, что лисы умеют запутывать следы, Умеют терпеливо ждать, умеют незаметно подкрасться.

Откройте учебники на стр.68. Мы поговорили о подготовке к зиме разных животных. Посмотрите, о каком животном мы еще не говорили?

Дети: О мышке.

Учитель: А кто знает, как она готовится к зиме?

Дети: Делает запасы.

Учитель: Молодцы!

V. Домашнее задание

Учитель: Нарисуйте, как готовится к зиме одно из животных, о которых мы говорили сегодня.

VI. Итоги урока

Учитель: Урок подходит к концу. Все вы очень хорошо работали, молодцы. Понравился вам урок? Что нового вы узнали на уроке? Вы узнали как трудно зимой живется животным. Мы по возможности должны их подкармливать в это трудное время. Я предлагаю вам помочь белочке. ( Открывается доска с изображением дерева, на котором сидит белка)

Для этого возьмите из конвертов заготовки и разукрасьте ее ( Вырезаны желуди, ягоды, шишки, грибы…)

Работы вывешиваются на доске на ветках дерева, рядом с изображением белки.

VII. Организационный момент