Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Юлдаш».
МО «Табасаранский район»
Открытый урок по окружающему миру в 3 «2» классе
Тема: «Берегите воду»
Учитель начальных классов: Курбанова Лейла Исамутдиновна
Тема урока: «Берегите воду»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека.
Задачи урока:
Образовательные: уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека; расширить представления детей о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой;
Развивающие: развивать внимание, мышление, интеллектуальные умения (анализ), память, воображение, речь;
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе, формирование понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научатся устанавливать источники загрязнения водоемов, бережному и экономному отношению к воде;
Метапредметные:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей; умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Познавательные: формулировать тему урока; искать и выделять необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник А. Плешакова «Окружающий мир»,
Формы обучения:
индивидуальная работа
групповая работа
фронтальная работа
работа в парах
Структура урока:
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Целеполагание
Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания
Физкультминутка
Первичное закрепление
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока
Самоанализ и самооценка ученика
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Добрый день! У всех хорошее настроение. Желаю всем справиться с интересными заданиями и получить новые знания.
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно,
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
Что делать, если что-то не знаете?
Будем стараться узнавать новое.
Сейчас я прочитаю стихотворение, после чего вы должны ответить:
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….(воды).
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям, животным, растениям)
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде. Трое обучающихся будут работать по карточкам, а остальные выполнят тест:
1) Лед и снег-это вода.
А) в твердом состоянии;
Б) в жидком состоянии;
В) в газообразном состоянии.
2) Что происходит с водой при нагревании?
А) при нагревании вода сжимается;
Б) при нагревании вода расширяется;
В) изменений с водой при нагревании не происходит.
3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
А) вода впиталась в поверхность пола;
Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
В) вода с поверхности пола испарилась;
4) Пар - это
А) вода в жидком состоянии
Б) вода в газообразном состоянии.
В) вода в твердом состоянии;
5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
А) вода, превращаясь в лед, расширяется;
Б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
Проверка выполнения теста. Самооценка.
Индивидуальная работа по карточкам
1. В каком случае основные свойства воды указаны, верно.
А) имеет синий цвет, без запаха, прозрачная;
Б) бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.
2. Что происходит с водой при нагревании
А) при нагревании вода сжимается
Б) при нагревании вода расширяется
3. Вода является растворителем
А) Да
Б) Нет
Подчеркни свойства воды:
Без вкуса, без запаха, текучесть, бесцветность, испаряемость, горючесть, растворитель.
Где можно наблюдать воду в различных состояниях? Используя слова для справок, заполни таблицу.
Слова для справок: ручей, сосулька, пар, океан, айсберг, туман.
Состояния воды |
твёрдое | жидкое | газообразное |
| | |
Вставь слова:
Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________.
Слова для справок: сжимается, расширяется, фильтр, растворитель
Работа со схемой «Круговорот воды в природе»
Расскажите, пользуясь схемой, как в природе происходит круговорот воды в природе?
Целеполагание
Тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку.
В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.
Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора.
Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
(Воду нужно беречь, не загрязнять)
Итак, тема урока: «Берегите воду!»
Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:
Почему нужно беречь и охранять воду? Почему вода находится в опасности?
А какие задачи мы должны решить на этом уроке? Чему должны научиться?
Прочитайте, они записаны на экране
Слайд
1) Узнать причины загрязнения водоемов;
2) Научиться бережно, относиться к воде и экономить воду.
Учитель: Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья - Капелька из сказочного Красивого озера.
Слайд
КАПЕЛЬКА появляется на экране
Вопросы:
Где на планете встречается вода?
Для чего человеку нужна вода?
Почему чистой воды становится меньше?
Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?
Что значит «экономно расходовать воду»?
Слайд
Еще Капелька приготовила плакат (открывается рисунок реки)
Что вы видите? (рисунок реки с источниками загрязнения)
Что вы можете сказать про эту речку?
Какие источники загрязнения воды существуют у нас в стране, в мире?
Давайте поможем Капельке очистить речку от источников загрязнения.
Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания
Учитель: Очень-очень давно, много миллионов лет назад, еще до появления динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.
Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды.
Современные ученые пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода - мать всего живого на земле.
Вопрос 1: Где на планете встречается вода?
Читаем 1 абзац, с. 59 учебник
(Обучающиеся читают текст учебника, выбирают главное, отвечают на вопрос)
Ученики делают вывод по прочитанному.
Вода встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды много в морях и океанах.
Но морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на
Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах.
Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения.
Знаете ли вы, где у нас в стране самые большие запасы пресной воды.
Об этом нам расскажет ученик 1.
Сообщение о Байкале:
Мы сделали первый шаг по очистке воды в реке. (Убирается первый источник загрязнения с рисунка) На месте источника загрязнения зазеленел кустик.
Вопрос 2: Для чего человеку нужна вода?
Читаем 2 абзац
Ученик 2 делает обобщение:
А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.
Учитель: А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения)
Например: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.
Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке. (Убирается второй
источник загрязнения).
Физкультминутка
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
Учитель: Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы.
Слайд
На экране:
"Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды." Василий Михайлович Песков.
Вы согласны с его словами? Объясните (возможность в любую минуту утолить жажду.)
Работа в группах
Слайд
Игра: «Собери пословицу». (Найдите концовку пословицы).
Тише воды, не суйся в воду.
Под лежачий камень молодецкая еда
В марте вода, ниже травы
Хлеб да вода — в апреле трава.
Не зная броду, вода не течет.
(Ответы)
Тише воды, ниже травы.
Под лежачий камень вода не течет.
В марте вода, в апреле трава.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Не зная броду, не суйся в воду.
Капелька благодарит вас за ответы.
Работаем дальше по очистке реки.
Вопрос 3: Почему чистой воды становится меньше?
Читаем 3 абзац
Ученик 3 делает обобщение:
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Мы сделали третий шаг по очистке воды в реке. (Убирается третий источник загрязнения).
Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого она опасна?
Ученик 4 делает вывод:
От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах, морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
Учитель: можно ли пить воду из реки, озера, пруда? (Нельзя, в ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии)
Знаете ли вы, что более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды.
Мы сделали четвертый шаг по очистке воды в реке. (Убирается четвертый источник загрязнения).
Капелька благодарит вас за ответы.
Продолжаем работу по очистки реки
Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?
Читаем в учебнике, с.60, 1 абзац.
Ученик 5 обобщает:
Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.
Как вы думаете, нужны людям такие предприятия?
Мы сделали пятый шаг по очистке воды в реке. (Убирается пятый источник загрязнения).
Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»?
Работа в парах
На партах лежат картинки, пользуясь ими, назовите, как необходимо экономить воду в быту.
Мы сделали шестой шаг по очистке воды в реке. (Убирается шестой источник загрязнения).
На все вопросы ответили?
Капелька благодарит нас.
Слайд
Первичное закрепление
Выполнение заданий в рабочих тетрадях: задания№ 1,2
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока
Наш урок подходит к концу.
Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили? ( открываю задачи)
Проверим, как усвоили новый материал
Слайд
Тест (обучающиеся фронтально отвечают на вопросы теста)
1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал
б) воду
в) соль
2. Какая вода нужна людям?
а) прозрачная
б) бесцветная
в) чистая
3. От чего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту
б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм
в) от использования воды на производстве
4. Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
а) фильтры
б) пластиковые трубы
в) кислоты
Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду, ее становится меньше)
Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает все живое.)
Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь)
Слайд
А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.
Самоанализ и самооценка ученика
1.«Необычная радуга»
У вас на парте лежит картинка с изображением радуги, эта радуга необычная. Во-первых, она черно- белая, а во- вторых, у нее только 3 дуги. Предлагаю оживить радугу.
Я все понял, могу объяснить – зеленая полоска
Я понял – желтая полоска
Я не все понял – красная полоска
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание
Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»
«Проверь себя» стр.63 в учебнике.