СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру: «Зона пустынь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель – знакомство с зоной пустынь и полупустынь России.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру: «Зона пустынь»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №482 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

194358, Санкт-Петербург, Парголово, ул. Федора Абрамова дом 6

Тел. +7 (812) 616-00-49, факс +7 (812) 616-00-48








Открытый урок

по окружающему миру:

«Зона пустынь»




Разработала:

Хромуничева Полина Андреевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории








Санкт-Петербург

2021

Тема урока: «Зона пустынь».

Цель – знакомство с зоной пустынь и полупустынь России.

Задачи урока:

  • организовать учебно-поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира;

  • формировать умения работать с географической картой, учебником и делать логические умозаключения;

  • развивать наблюдательность, навыки выборочного чтения, обогащать словарный запас.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • стремление к повышению культуры речевого общения, слушать и понимать речь других.

  • овладение приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда при индивидуальной и групповой работе,

  • осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать свое рабочее место,

  • определять задачи урока и план выполнения заданий на уроке,

  • прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний,

Предметные:

  • представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира изучаемой природной зоны,

  • находить зону пустынь на карте природных зон России,

  • пользоваться учебником для добывания необходимой информации,

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (составление группой ответа), а также исследовательский метод изучения нового материала.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» 4 класс А.Плешакова, маршрутные листы, сигнальные карточки «+», «-», конверты с правильными ответами, карточки с животными для игры «Кто где живет?»


Ход урока

1. Организационный момент.

(Слайд 1) Вот и солнце появилось,

На урок к нам снарядилось,
Чтобы мы учились дружно,

И узнали всё, что нужно.

- Солнышко дарит вам частичку своего тепла и хорошего настроения.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (Нужно быть внимательным и наблюдательным)

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

- Какой раздел в мире природы мы изучаем? (Мы изучаем природные зоны в разделе «Родная страна от края до края»)

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо.

- Ребята, я сейчас буду читать текст с описанием природной зоны, а вы должны догадаться о какой природной зоне идет речь?

Читает текст с описанием природных зон:

(Слайд 2) 1) «Это природная зона, в которой растительность скудная. Низкорослые кустарники прижаты к земле – так растениям легче спастись от ветров и морозов»; (Тундра)

(Слайд 3) 2) «Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона)

(Слайд 4) 3) «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова. Здесь летом солнце подолгу не заходит за горизонт: стоит полярный день. А зимой оно вовсе не показывается, в это время царит полярная ночь» (Арктические пустыни)

(Слайд 5) «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья. Животный мир не отличается разнообразием» (Степи)

(Слайды с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей)

- Молодцы! Хорошо знаете особенности природных зон!

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, по какой природной зоне мы путешествовали с вами на прошлом уроке? (По зоне степей)

- Сейчас мы с вами будем писать тест, после проверки которого я увижу, кто из вас внимательно слушал на предыдущем уроке и хорошо поработал дома, а кто недостаточно уделил внимания этой теме.

- Возьмете с парты листочек в клеточку, подпишите (ФИ, класс), расставьте в столбик цифры от 1 до 6.

- Я буду читать высказывания, если вы с ним согласны ставьте «+», а если не согласны «-».

(Слайд 6) Высказывания:

1. В зоне степей жаркое лето. (+)

2. Часто дуют суховеи. (+)

3. Часто идут дожди. (-)

4. Растений очень мало. (-)

5. Степей в степной зоне почти не осталось. (+)

6. Животные степи очень крупные. (-)

- Поменяйтесь с соседом для проверки.

- Умники! Внимательны были на прошлом уроке!

3. Постановка темы и цели урока.

- Предлагаю сыграть вам в игру «Кто где живёт?»

- У меня в коробочке карточки с изображением животных. Ваша задача расселить этих животных на той части карты, в какой зоне они обитают. (Тюлень, белый медведь – арктика, северный олень, полярная сова – тундра, летяга – тайга, хомяк, суслик – степь, тушканчик, верблюд – ? пустыня.

Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам на карте.

- Ребята, а куда вы расселите тушканчика и верблюда? (Дети рассуждают и предлагают свои варианты)

- А кто из вас прав вы узнаете, внимательно прослушав стихотворение.

Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.

- Ребята, кто догадался, в какой природной же зоне обитает тушканчик и верблюд? (В пустыне)

- Молодцы!

(Слайд 7) - Вы, наверно догадались какова тема нашего урока? (Природная зона – пустыни)

- Сформулируйте цель урока. (Ответы обучающихся)

4. Работа по теме урока над новым материалом.

- Итак, работать будем по заданному плану:

1. Географическое положение и климат пустыни.

2. Растительный мир.

3. Животный мир.

4. Деятельность человека в пустыне. Экология.

- Для этого вы разделены на 4 группы.

- Давайте напомним правила работы в группе.

- Какими источниками будете пользоваться? (Учебником, своими знаниями, картой)

- У вас на столах лежат маршрутные листы (на каждого ученика), положите их к себе. Начнем работу.

Учитель объясняет детям задания, задает вопросы на понимание, фиксирует время работы.

1 группа ГЕОГРАФЫ, вы будете изучать географическое положение. Вам выяснить и записать, где находится эта природная зона, какие климатические условия и какая в пустынях поверхность.

2 группа БОТАНИКИ, вы будете изучать растительный мир пустыни. Вам нужно выяснить и записать, какие растения произрастают в пустыне, какие общие особенности (корни, листья) и индивидуальные приспособления они имеют.

3 группа ЗООЛОГИ, вы будете изучать животный мир пустыни. Вам выяснить и записать, какие животные обитают в пустыне, какие особенности приспособленности имеют для жизни в пустыне (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются)

4 группа ЭКОЛОГИ, вы будете изучать деятельность человека в пустыне и экологические проблемы. Вам выяснить и записать, какую хозяйственную деятельность ведут люди, живущие в пустыне, какие экологические проблемы там есть и как они решаются. Рассказать об охране редких растений и животных, заповедниках.

- Итак, начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах.

Идет работа в группах.

Заслушивается отчет по результатам исследования каждой группы.

Один учащийся от 1 группы представляет работу своей группы. Все остальные группы достав из конверта №1 правильные ответ, внимательно слушают, сравнивают и вклеивают на свой маршрутный лист. Оценивается работа в группе.

Остальные группы работают по тому же алгоритму.

По окончанию урока маршрутные листы вклеиваются в тетрадь.

Физкульминутка (после 1 группы)

(По мере выступлений на экране появляется таблица:

1. Географическое положение и климат пустыни.


стр.118-119

Расположена южнее зоны степей. Занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря. Пустыни бывают глинистые и песчаные. Валы песка – барханы. (Слайд 8) Потрескавшиеся глиняные участки – такыр. (Слайд 9)

Лето очень жаркое. Температура воздуха выше 400. А поверхность земли нагревается до 700. Дожди выпадают очень редко.

2. Растительный мир.


стр.122

Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Верблюжья колючка, колосняк, джузгун.

3. Животный мир.


стр.122-123

(стр.120-121 картинки)

Животные некрупные с окраской защитного цвета. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, сайгаки, песчанка, змеи, ушастый еж, корсак, ящерица, жуки, верблюды.

4. Деятельность человека в пустыне. Экология.


стр.123-125

Проведение воды, строительство каналов, орошение земли. Строительство дорог.

Орошение земли вызывает засоление почты. Стало больше подвижных песков. Угроза исчезновения животных. Браконьерство. Для сохранения природы пустынь создан заповедник «Черные Земли»

- Отлично справились, молодцы!

Вы рассказали о пустыне - и словно я там побывала!

Я вижу солнце золотое, верблюдов рыжий караван,

Песчинок колкие иголки впиваются в моё лицо,

И солнце жаркое такое, как раскаленное кольцо.

- Вот теперь у нас сложилась целостная картина природной зоны пустыни.

5. Первичное закрепление.

Работа с кроссвордом.

(Слайд 10) - Сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд.

Задания кроссворда читаются, ответы открываются по щелчку мыши.

(Слайд 11) 1. Сколько важности в походке

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто вдет с горбом-мешком? (Верблюд)

(Слайд 12) 2.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик)

(Слайд 13) 3. Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка)

(Слайд 14) 4. Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун)

(Слайд 15) 5. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица)

Работа с утверждениями (с сигнальными картами).

Утверждения появляются на слайде, сразу идет проверка.

- Я сейчас буду зачитывать утверждения о пустыне, если согласны с утверждением, поднимайте карточку «+», если не согласны с утверждением, поднимайте карточку «-»

1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

2. У растений ствол длиннее корня. (-)

3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)

4. Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)

5. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)

6. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)

- Молодцы! Отличная работа!

Ответы на вопросы.

- В чем, на ваш взгляд, главная проблема пустыни? (Недостаток воды)

- Как можно решить эти проблемы? (Орошение земли и строительство каналов.)

- А может ли превратиться в пустыню вполне благоприятная природная зона? Почему? (В результате неправильной хозяйственной деятельности человека: мелеют и пересыхают реки, выдуваются плодородные слои почвы, уничтожаются леса, исчезают виды растений и животных, когда то плодородные земли превращаются в пустыни.)

- И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки

7. Итог урока.

- Какая тема была сегодня на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы её?

- Что нового узнали на уроке?

8. Рефлексия.

(Слайд 16) - Продолжите мои предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

У меня получилось …

Я смог…

Меня удивило…

9. Домашнее задание.

- Откройте дневники. Запишите домашнее задание: стр.118-124 пересказ, вопросы устно. По желанию можно сделать сообщение о животных пустыни.


- Спасибо за урок!

- Молодцы!