Учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 4 р.п. Линево» Вязовая Марина Васильевна
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: Добро и зло
Тип урока: урок предъявления новых знаний, интеллектуальных раздумий и проблемных поисков
Форма проведения урока: урок, основанный на нетрадиционной организации учебного материала: урок откровения.
Форма организации: групповая.
Цель: дать представление о нравственных понятиях «добро» и «зло», показать их противоположность
Задачи:
1) Создать условия для формирования этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему: "Почему плохо быть равнодушным?", выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ ситуаций.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Оборудование и наглядность: учебное пособие для обучающихся, презентация по теме, ПК и проектор, рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям, природе, книги о добре и зле, чашечные весы, фасоль двух цветов, листы бумаги, карточки с “добрыми” и “злыми” словами; лист ватмана, цветная бумага.
Ход урока
1. Актуализация знаний. (3 слайд)
Я рада видеть всех вас, ведь каждый из вас, словно маленькое солнышко, которое согревает всех своими тёплыми лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете сердца окружающих.
2.Проверка выполнения домашнего задания:
- Какое домашнее задание было предложено вам?
( Выяснить, почему плохо быть равнодушным?)
- Каково ваше мнение, мнение опрошенных? Совпали ли эти мнения?
(Привести примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.)
3. Работа над рассказом В. Сухомлинского "Обыкновенный человек". (4 слайд)
1) Чтение учителем рассказа.
2) Проверка восприятия. Анализ поступков героев рассказа:
- Про кого из проезжающих дед сказал, что "это не человек"? Почему?
- Почему третьего проезжающего он назвал "обыкновенным человеком"?
- Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)
4. Сообщение темы урока. (5 слайд)
Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Наш урок посвящен теме "Добро и зло".
(Запись темы в тетради.)
5. Выдвижение гипотезы:
- Тема эта не нова. Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке? (Высказывания детей)
- Что такое добро и что входит в это понятие?
- Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
- Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.
Проблемная притча:
Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему:
- Что такое притча?( Притча – это иносказательный рассказ- нравоучение ) (Записать в тетрадь)
Притча о добре и зле. (6 слайд)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- А какого волка «кормишь» ты?
(Дети выполняют самоанализ: «Какой волк побеждает в них?»)
6. Практикум. (7 слайд)
- Что вы можете сказать о словах добро и зло? (Антонимы)
- Эти два понятия сегодня на уроке будут олицетворять весы. В ходе нашего поиска ответа они нам помогут увидеть, как идет постоянная борьба между злом и добром.
- Прочитайте на с.13 определения добра и зла.
- Сначала мы ответим на вопрос: "Что такое зло?"
(В ходе ответов детей на чашечку весов кладется темная фасоль)
- А что мы положим на другую чашу весов? (Высказывания детей)
- Что такое добро?
- Назовите поступки, которые вы считаете добрыми.
(В ходе ответов детей на чашечку весов кладется белая фасоль)
7. Обсуждение ситуаций. (7-11 слайд)
- На мой взгляд, и добро, и доброта – синонимы. Доброта или добро – это стремление человека дарить радость людям. Я предлагаю обсудить две ситуации и ответить, по каким мотивам (с какой целью) совершалось доброе дело? Что побудило мальчиков совершить эти дела?
1) Работа в парах: чтение ситуаций и поиск ответов на поставленный вопрос
2) Обсуждение поступков:
- По каким же мотивам совершались добрые дела этими детьми?
- Как вы полагаете, смогут ли второй мальчик и Маша бескорыстно делать добро людям?
- Как бы вы поступили на месте этих детей?
8. Физминутка «Дружба». (12 слайд)
9. Работа по учебному пособию (с. 13). (13 слайд)
1) Работа с иллюстрациями.
- Рассмотрите рисунки: Почему дети делают уроки?
2) Выборочное чтение.
Прочитайте древнекитайское изречение(14 слайд)
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки» и скажите, как вы поняли эти слова.
10. Так что же вкладывается в понятие добро?
а) Обобщение:
Ребята, прочитайте слова М.Пришвина, записанные на слайде
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека». (15 слайд)
- Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина? (Высказывания детей).
(Запись высказывания М.Пришвина в тетрадь)
- Злой человек может стать добрым? (Высказывания детей)
- Опишите, как выглядит недобрый человек.
- Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как она выглядит? (Высказывания детей)
- Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква Д - обозначало «добро». Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книги мудрости, чтобы постигнуть значение слова «добро».
Это словари русского языка. (Демонстрирация словарей)
Давайте познакомимся с определениями доброты из этих книг.
Дети читают:
В.И. Даль: «Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты».
С.И.Ожегов: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
б) Игра «Кто больше знает?» (16 слайд)
1)Есть много слов, имён, фамилий с корнем – добр. Давайте проведём конкурс по рядам. Назовите слова с корнем – добр. Победит тот ряд, который последним назовёт слово.
Выберите пословицы, подходящие к теме нашего урока: (17 слайд)
* Добрый думает о других, а злой о себе.
* Злой делает зло не себе, а другим.
* Плохо тому, кто добра не делает никому.
* Тому тяжело, кто помнит зло.
* Добро помни, а зло забывай.
* Доброе слово лечит, а злое калечит.
* Не одежда красит человека, а добрые дела.
в) Игра «Солнце добра» (18слайд)
- Вы превратились в маленького беззащитного муравьишку и ползёте по камню. Какая поверхность у камня: гладкая или шершавая, тёплая или холодная? Почему муравьишка чувствует себя беззащитным? Поделитесь своими впечатлениями. (Высказывания детей)
— Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Может быть, нам помогут это узнать весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)
— Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.
— Ребята, как мы назовём эту картину? (Высказывания детей)
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Высказывания детей)
11. Подготовка к выполнению домашнего задания:
- О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?
- Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
12. Домашнее задание:
1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 12-13).
2. Ответить на вопросы (с. 13)
3. Подобрать и записать пословицы о добре и зле.
4. Нарисовать символы добра и зла (по желанию)
13. Рефлексия:
- Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?
- Какую же дорогу в жизни мы выберем?
- Оцените урок. Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
Приложение
Практикум
Ситуация 1 Добрый ли человек?
Маша получила «2» и, чтобы мама меньше её ругала, вымыла посуду.
Ситуация 2 Добрый ли человек?
Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.
Ситуация 3 Добрый ли человек?
Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.
Ситуация 4. Добрый ли человек?
Ученик, возвращаясь из школы увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В другой раз он увидел на перекрёстке старика, который не решеался перейти дорогу. Мальчик взял его за руку и перевёл на другую сторону. Старик собрался отблагодарить его, но мальчика рядом не оказалось.
В.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
- В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек? – спросил внук.
- И это еще не человек, ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал дальше., а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? – спросил внук.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.