СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по основам православной культуры на тему: «Православный храм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОПК "Православный храм" для учащихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по основам православной культуры на тему: «Православный храм»»


ГБОУ «Малониколаевская ООШ IIII ступеней»





Конспект урока на тему:

«Православный храм»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Горлова Ирина Викторовна

Конспект урока в 4 классе

по теме: «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1.     Познакомить с понятием «православный храм».

2.     Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3.     Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4.     Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5.     Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

    Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняюсь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.


2. Сообщение темы занятия.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

 

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

 

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

 

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

     Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

     Можно ли представить себе современный город или село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний учащихся

   Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

    Зачем люди посещают  храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III. Изучение нового материала. 

     Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

1.Беседа с учащимися.

    На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

    Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.    Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

     Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

     Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

     Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

     Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. 

    Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

     Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

    Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

     Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

·        Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

·        Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника называется «трезвон».

·        Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

   Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит.
(аудиозапись колокольного звона).
– Какую музыку вы сейчас слышали?
– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном. Назовите эти слова. (Прием «Кластер»).

     Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

3. Физкультминутка

Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли 
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись, 
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!.

4. Изучение устройства храма.

     Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

– Попробуйте дать определение слову «храм». 
– Зачем люди посещают храм?
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого  – небо  и подножие земли. Храмы нужны человеку».
– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа.

     Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. 

     Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

   Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.


V. Применение знаний и умений

– Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Посмотрите видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам выполнить задания в тетради.
(Работа в парах с последующей взаимопроверкой).


 VI. Коллективная работа.

       Часто ли вы бываете в храме?

       Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

       Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

 

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

 

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...

 

          Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

          Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.

 Учитель:       

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

 

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

 

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

VII. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

VIII. Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- прочитать стр.48-51 учебника

- ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

-  нарисовать храм вашей мечты

-  подобрать и выучить стихотворение о храме

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»