СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку 3 склонения имен существительных (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 3 склонения имен существительных (4 класс)»

Урок 47
Три склонения имен существительных .
первое склонение.

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с тремя типами склонения имен существительных; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Метапредметные УУД

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости







Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I.Орг.мо-мент.

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Прочитайте пословицу и объясните, как вы её понимаете: «Добро поощряй, а зло порицай».

  1. Осуждай

  2. обвиняй

  3. бранить

  4. упрекай

  5. суди



– В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, принёс много нового и интересного.

– Покажите карточкой своё настроение.


Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнём сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно

Поймёшь всё обязательно



II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

Какое упражнение было задано на дом?(148).

-Что надо было сделать в нём?( Прочитать ,списать, определить падежи имен существительных, составить предложение с существительми в Т.п)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Разберите его по членам предложения. Над словами обозначьте части речи.

Выполняют чистописание.

Бб, бл, об,

Беседа

Фразеологизм Воды в рот набрал.

Д..ревья в ..сеннем л..су беседовали и шептались о красочных нарядах.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.


Слова . С-ч-нение, к-рабль,л-пата,обл-к-, неск-лько, еж-вика, (н-)извес--ный ,ин_гда, _нот.


-Что объединяет все эти слова на доске? (словарные,непроверяемые) СКЛОНЕНИЕ


И.п.

-а, -я

-- , -о, -е

--

Р.п.

-и, -ы

-а, -я

Д.п.

-у ,-ю

В.п.

-у, -ю

-а,-я,-о,-е,--

---

Т.п

-ой, -ей,-ёй

-ом, -ем -ём

П.п.





Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную задачу

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом

Упр.153

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Что значит склонять имена существительные? (Изменять по падежам.)

– Проведите исследование. Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод: одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении?

Что значит просклонять сущ-е? – изменение существительных по падежам и числам.. Существительные распределяются по трем типам склонения.к 1 скл., …….2 скл., к 3 скл…..

Тип склонения(склониться, поклон, склонённый) имени существительного определяется по начальной формеименительный падеж, единственное число

Выполняют устно упр.153.Обьясняют как определить склонение. Делают вывод, что в каждой группе имен существительных одинаковые окончания.

Имена существительные, которые при изменении
по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, относятся в русском языке к одному склонению. Имена существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 154).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Спишите, добавляя окончания имен существительных в начальной форме.

– В чем сходство и различие данных имен существительных?

– Укажите род имен существительных, выделите их окончания.

– Обратите внимание, что вы записали имена существительные 1-го склонения.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении.

Списывают, добавляя окончания имен существительных в начальной форме.

– Данные существительные в начальной форме имеют окончания -а, -я. Относятся к мужскому или женскому роду.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 155)

– Прочитайте. Докажите, что данные имена существительные относятся к 1-му склонению. (Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа относятся к 1-му склонению.)

– Усно. Обозначьте род имен существительных, определите окончания


Списывают. Обозначают род имен существительных, выделяют окончания.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «Илья»

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте загадки. Спишите их и запишите отгадки.

– Найдите в загадках имена существительные.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Работают в парах. Списывают загадки, записывают отгадки. Указывают имена существительные 1-го склонения.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 157).

Работа в парах.

Обсудите, как узнать, какие из них относятся И

к 1-му склонению. (Необходимо поставить имя существительное в начальную форму, определить род и выделить окончание.)

Я как песчинка (1-е скл.) мал, а землю (1-е скл.) покрываю, я из воды (1-е скл.), а с воздуха летаю.

(Снег.)

С неба – звездой (1-е скл.), в ладошку (1-е скл.) – водой (1-е скл.). (Снежинка.)

для собеседника высказывания. Формулировать свое мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Игра «Найди «лишнее»

слово».

Проводит игру «Найдите “лишнее” слово».

– Определите, по какому принципу собраны слова
в группу, и найдите «лишнее» слово.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

Улыбка

Юноша

Болезнь

Природа

Радость

Болото

Упрямство

Окно

Парта

Площадь

Пыль

Тетрадь

В лесу

На столе

В доме

Картина







– Почему у остальных существительных сложнее определить склонение? (Они стоят в косвенных падежах.)

– Как поступить, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах? (Нужно пос-

Работают в группах. Находят «лишнее» слово.

Рассуждают.

1-я группа. «Лишнее» слово – «болезнь», так как это имя существительное 3-го склонения, остальные – существительные 1-го склонения.

2-я группа. «Лишнее» слово – «радость», так как это имя существительное 3-го склонения, остальные – 2-го склонения.

3-я группа. «Лишнее» слово – «парта», так как это имя существительное 1-го склонения, остальные – 3-го склонения.

4-я группа. «Лишнее» слово – «картина», так как это имя существительное стоит в именительном падеже.



Самостоятельная работа.

тавить существительное в именительный падеж: в лесу – лес – 2-е скл.; на столе – стол – 2-е скл.;

в доме – дом – 2-е скл.)

Организует самостоятельную работу по карточкам.

– Прочитайте слова каждой группы. Чем они похожи? (В каждой группе записаны однокоренные слова.)

– Разделите данные однокоренные слова на группы по склонениям.



Выполняют самостоятельную работу. Делят имена существительные на группы по типу склонения.

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Помощница, злоба, медведица, ленивица, дождинка, лошадка

Помощник, зло, медведь, медвежонок, лентяй, пень, пенек, опенок, дождь, дождевик, огонь, огонек, огниво, лошадник

Помощь, злость, лень

лошадь



Игра «Крестики-нолики»

– Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы. Крестиком отметьте, к какому типу склонения относится каждое имя существительное

Заполняют перфокарты по вариантам.

Вариант I.


1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

капуста

х



ночь



х

зверь


х


мышь



х

дерево


х




Вариант II.


1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

брат


х


печь



х

река

х



море


х


яблоня

х





VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Сколько склонений существительных в русском языке?

– Какие существительные относятся к 1-му склонению?

– Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

– Какие существительные относятся к 3-му склонению?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Читают правило о склонениях в стихах (см. с. 245)

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи









Самоанализ урока

Класс: 4-А
Тема урока: «Три склонения имен существительных»

Тип урока - урок открытия нового знания.

Оборудование: дидактические карточки, наглядный материал, учебник.

Формы работы: коллективная, индивидуально-дифференцированная, работа в паре, в группе, учебный диалог.



Для активизации познавательной деятельности учащихся были использованы следующие педагогические технологии:

-игровые (весь урок проходил в атмосфере свободного и радостного творчества) На этапе усвоения новых знаний проводились игры «Найди лишнее», «Крестики-нолики». Использование такой технологии способствует развитию интереса не только к учебному материалу, но и к предмету в целом.

-технология проблемного обучения, которая реализовалась на уроке через создание проблемной ситуации и открытие знаний вместе с детьми. Были использованы , например, такие методы, как частично- поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, под руководством учителя); исследовательский (учащиеся добывали информацию путем наблюдений ).Данная технология использовалась для стимулирования мотивации к открытию новых знаний, формирования исследовательской деятельности, развития коммуникативной компетенции

-здоровьесберегающая технология. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, методы стимулирования и мотивации (поощрение, похвала, ситуация успеха для каждого ученика); работа в паре, в группе, где более слабые чувствуют поддержку своего товарища,- все это способствовало поддержанию и сохранению здоровья у детей. К тому же урок был продуман так, чтобы перегрузки и переутомления не было у детей. Использовались различные виды деятельности. Физминутка проводилась на отработку навыков определения и различения рода имен существительных.

Были использованы на уроке и другие методы и приемы: словесные (беседа);наглядные (картинки, карточки).

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и содержит все необходимые этапы урока: мотивация, актуализация знаний, целеполагание, открытие новых знаний, усвоение новых знаний, итоги урока, рефлексия, домашнее задание.

Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель. Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности.

Ученики были активны, дисциплинированны, к заданиям подошли серьезно.

Подведены итоги урока, проведена рефлексия. Это способствует развитию мыслительных операций, таких, как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Урок достиг поставленной цели, задачи были выполнены.







6