Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 3 склонения имен существительных (4 класс)»
Урок 47
Три склонения имен существительных .
первое склонение.
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с тремя типами склонения имен существительных; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного |
Метапредметные УУД | Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные результаты | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I.Орг.мо-мент. | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Прочитайте пословицу и объясните, как вы её понимаете: «Добро поощряй, а зло порицай». Осуждай обвиняй бранить упрекай суди – В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, принёс много нового и интересного. – Покажите карточкой своё настроение. Здравствуйте, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнём сейчас, Интересен он для вас. Слушай всё внимательно Поймёшь всё обязательно | | |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Какое упражнение было задано на дом?(148). -Что надо было сделать в нём?( Прочитать ,списать, определить падежи имен существительных, составить предложение с существительми в Т.п) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Разберите его по членам предложения. Над словами обозначьте части речи. | Выполняют чистописание. Бб, бл, об, Беседа Фразеологизм Воды в рот набрал. Д..ревья в ..сеннем л..су беседовали и шептались о красочных нарядах. |
| | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока. | Слова . С-ч-нение, к-рабль,л-пата,обл-к-, неск-лько, еж-вика, (н-)извес--ный ,ин_гда, _нот. -Что объединяет все эти слова на доске? (словарные,непроверяемые) СКЛОНЕНИЕ И.п. | -а, -я | -- , -о, -е | -- | Р.п. | -и, -ы | -а, -я | -и | Д.п. | -е | -у ,-ю | -и | В.п. | -у, -ю | -а,-я,-о,-е,-- | --- | Т.п | -ой, -ей,-ёй | -ом, -ем -ём | -ю | П.п. | -е | -е | -и | | | | | | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом Упр.153 | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте. Что значит склонять имена существительные? (Изменять по падежам.) – Проведите исследование. Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод: одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении? – Что значит просклонять сущ-е? – изменение существительных по падежам и числам.. Существительные распределяются по трем типам склонения.к 1 скл., …….2 скл., к 3 скл….. Тип склонения(склониться, поклон, склонённый) имени существительного определяется по начальной форме – именительный падеж, единственное число | Выполняют устно упр.153.Обьясняют как определить склонение. Делают вывод, что в каждой группе имен существительных одинаковые окончания. Имена существительные, которые при изменении по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, относятся в русском языке к одному склонению. Имена существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 154). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Спишите, добавляя окончания имен существительных в начальной форме. – В чем сходство и различие данных имен существительных? – Укажите род имен существительных, выделите их окончания. – Обратите внимание, что вы записали имена существительные 1-го склонения. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении. Списывают, добавляя окончания имен существительных в начальной форме. – Данные существительные в начальной форме имеют окончания -а, -я. Относятся к мужскому или женскому роду. | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражне- ние 155) | – Прочитайте. Докажите, что данные имена существительные относятся к 1-му склонению. (Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа относятся к 1-му склонению.) – Усно. Обозначьте род имен существительных, определите окончания | Списывают. Обозначают род имен существительных, выделяют окончания. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «Илья» |
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте загадки. Спишите их и запишите отгадки. – Найдите в загадках имена существительные. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Работают в парах. Списывают загадки, записывают отгадки. Указывают имена существительные 1-го склонения. | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные |
Работа по учебнику (упражне- ние 157). Работа в парах. | Обсудите, как узнать, какие из них относятся И к 1-му склонению. (Необходимо поставить имя существительное в начальную форму, определить род и выделить окончание.) | Я как песчинка (1-е скл.) мал, а землю (1-е скл.) покрываю, я из воды (1-е скл.), а с воздуха летаю. (Снег.) С неба – звездой (1-е скл.), в ладошку (1-е скл.) – водой (1-е скл.). (Снежинка.) | для собеседника высказывания. Формулировать свое мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Игра «Найди «лишнее» слово». | Проводит игру «Найдите “лишнее” слово». – Определите, по какому принципу собраны слова в группу, и найдите «лишнее» слово. 1-я группа | 2-я группа | 3-я группа | 4-я группа | Улыбка Юноша Болезнь Природа | Радость Болото Упрямство Окно | Парта Площадь Пыль Тетрадь | В лесу На столе В доме Картина | – Почему у остальных существительных сложнее определить склонение? (Они стоят в косвенных падежах.) – Как поступить, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах? (Нужно пос- | Работают в группах. Находят «лишнее» слово. Рассуждают. 1-я группа. «Лишнее» слово – «болезнь», так как это имя существительное 3-го склонения, остальные – существительные 1-го склонения. 2-я группа. «Лишнее» слово – «радость», так как это имя существительное 3-го склонения, остальные – 2-го склонения. 3-я группа. «Лишнее» слово – «парта», так как это имя существительное 1-го склонения, остальные – 3-го склонения. 4-я группа. «Лишнее» слово – «картина», так как это имя существительное стоит в именительном падеже. |
Самостоятельная работа. | тавить существительное в именительный падеж: в лесу – лес – 2-е скл.; на столе – стол – 2-е скл.; в доме – дом – 2-е скл.) Организует самостоятельную работу по карточкам. – Прочитайте слова каждой группы. Чем они похожи? (В каждой группе записаны однокоренные слова.) – Разделите данные однокоренные слова на группы по склонениям. | Выполняют самостоятельную работу. Делят имена существительные на группы по типу склонения. 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | Помощница, злоба, медведица, ленивица, дождинка, лошадка | Помощник, зло, медведь, медвежонок, лентяй, пень, пенек, опенок, дождь, дождевик, огонь, огонек, огниво, лошадник | Помощь, злость, лень лошадь | | |
Игра «Крестики-нолики» | – Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы. Крестиком отметьте, к какому типу склонения относится каждое имя существительное | Заполняют перфокарты по вариантам. Вариант I. | 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | капуста | х | | | ночь | | | х | зверь | | х | | мышь | | | х | дерево | | х | | |
| | Вариант II. | 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | брат | | х | | печь | | | х | река | х | | | море | | х | | яблоня | х | | | | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Сколько склонений существительных в русском языке? – Какие существительные относятся к 1-му склонению? – Какие существительные относятся ко 2-му склонению? – Какие существительные относятся к 3-му склонению? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Читают правило о склонениях в стихах (см. с. 245) | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Самоанализ урока
Класс: 4-А
Тема урока: «Три склонения имен существительных»
Тип урока - урок открытия нового знания.
Оборудование: дидактические карточки, наглядный материал, учебник.
Формы работы: коллективная, индивидуально-дифференцированная, работа в паре, в группе, учебный диалог.
Для активизации познавательной деятельности учащихся были использованы следующие педагогические технологии:
-игровые (весь урок проходил в атмосфере свободного и радостного творчества) На этапе усвоения новых знаний проводились игры «Найди лишнее», «Крестики-нолики». Использование такой технологии способствует развитию интереса не только к учебному материалу, но и к предмету в целом.
-технология проблемного обучения, которая реализовалась на уроке через создание проблемной ситуации и открытие знаний вместе с детьми. Были использованы , например, такие методы, как частично- поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, под руководством учителя); исследовательский (учащиеся добывали информацию путем наблюдений ).Данная технология использовалась для стимулирования мотивации к открытию новых знаний, формирования исследовательской деятельности, развития коммуникативной компетенции
-здоровьесберегающая технология. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, методы стимулирования и мотивации (поощрение, похвала, ситуация успеха для каждого ученика); работа в паре, в группе, где более слабые чувствуют поддержку своего товарища,- все это способствовало поддержанию и сохранению здоровья у детей. К тому же урок был продуман так, чтобы перегрузки и переутомления не было у детей. Использовались различные виды деятельности. Физминутка проводилась на отработку навыков определения и различения рода имен существительных.
Были использованы на уроке и другие методы и приемы: словесные (беседа);наглядные (картинки, карточки).
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и содержит все необходимые этапы урока: мотивация, актуализация знаний, целеполагание, открытие новых знаний, усвоение новых знаний, итоги урока, рефлексия, домашнее задание.
Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель. Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности.
Ученики были активны, дисциплинированны, к заданиям подошли серьезно.
Подведены итоги урока, проведена рефлексия. Это способствует развитию мыслительных операций, таких, как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Урок достиг поставленной цели, задачи были выполнены.
6