СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему "глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему "глагол"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ





ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


«ГЛАГОЛ»




Подготовила и провела:

ШАМИЛОВА АЙШАТ АХМЕДОВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МКОУ СОШ № 8 ГОРОДА КИЗИЮРТ








Цель урока: повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол», а именно:

  1. Знания учащихся о глаголе как части речи.

  2. Умение находить изученную часть речи.

  3. Обоснование правильности выбора орфограммы при написании глаголов.

  4. Умение использовать глаголы речи.

Материал к уроку.

  1. Народные изречения.

  2. Карточки с заданиями.

  3. Словарные слова.

Оборудование.

  1. Интерактивная доска.

  2. Лотки для игры «Ярмарка».

Народные изречения (на доске).

В хорошем слове благодать целого дня.

От хорошего слова душа расцветает.

Бранью уважать себя не заставишь.

Словарная работа.

ЭПИГРАММА - короткое стихотворение сатирического характера.

ПАНТОМИМА - вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика.


Ход урока.

  1. Читаю отрывок из стихотворения.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

(В.Кондрашов)

Беседа.

  1. О какой части речи говорится в стихотворении?

  2. Почему?

  1. Объясняется тема урока, цель урока.

Вопрос. Каков же словесный портрет глагола?

Ученик читает ГРАММАТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ.

Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил…Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А как ты думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?

Учитель. Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно. А как вы думаете?

Ученики называют предметы, на которые, по их мнению, похож Глагол. На ветер, на Золушку, на листики с древа познания.

Учитель. Глаголия - это целая страна со своим гербом, гимном и т.д.

(Учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах: внешность Глагола, герб крепости Глаголии, гимн или песенка Глагола).

В это время на доске, разделённой на пять частей, учащиеся выполняют задания по карточкам: 1,6,2,3,4,5. (Задания прилагаются).

(Ученики-консультанты проверяют работу у доски и выставляют отметки в «Листок учёта знаний по теме «Глагол»).

  1. Работа с текстом.

Задание:

  • определите стиль приказа Петра 1 перед битвой.

  • какие слова вы считаете в приказе Петра 1 перед Полтавской битвой главными?

  • Какое слово древнеславянского языка нашло своё место в приказе Петра 1?

«Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы промышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь… Имейте в сражении перед глазами правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

(поборающего-поборати)

Учитель. Говоря о глаголе, обратимся к истории языка: некоторые старые названия букв сохранились в современном русском языке в устойчивых выражениях, например:

  • дать добро – разрешить;

  • стоять фертом - рисоваться;

  • прописать ижицу – наказать.

  1. Работа с перфокартой.

Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов -е или -и (задание прилагается).

  1. Дополнительные вопросы к классу:

  1. Расскажите об изменении глагола.

  2. Расскажите о синтаксической роли глагола в предложении.

  3. Составьте алгоритм: «Способ действия при написании безударных личных окончаний глагола».

  4. Способ определения спряжения глагола по личным окончаниям.

  5. Способ определения спряжения глагола по инфинитиву.

  1. Пока учащиеся-консультанты проверяют задания, выставляют оценки в «Листок учёта знаний по теме «Глагол»», ребята представляют на обсуждение класса свои творческие работы по темам:

  1. Рассказ о приключениях Глагола, потерявшего лицо.

  2. Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе -ся.

  3. Зачем Глаголу столько видов?

  4. Как много времён у Глагола?

  5. Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!

  6. Наклонение, привыкшее повелевать!

  7. Это мечтательное наклонение.

  8. Как виды Глагола делили чередующиеся гласные в корне.

(Несколько учащихся представляют на доске или на листах ватмана заготовленные дома кроссворды.)

  1. Обобщение. Учащиеся обобщают сказанное.

Учащиеся-консультанты подводят итог по проверенным работам, выставленным оценкам в «Листы учёта знаний…»


  1. Учитель читает эпиграмму.

Поэт, в плену возвышенных идей

Не игнорируй прозу средней школы,

Чтобы глаголом жечь сердца людей,

Необходимо знать ГЛАГОЛЫ!

(С.Шевцова)


Задание-игра «Пойми меня»

Допишите фразеологизмы:

быть не в своей…(тарелке),

обвести… (вокруг пальца),

разбирать… (по косточкам),

попасть…(пальцем в небо).






Задание-игра «Создай пантомиму»

(Учащиеся обыгрывают фразеологизмы (по рядам):

1

плясать под чужую дудку

2

бить баклуши

3

водить за нос

Задание-игра «Ярмарка».

Группа учащихся выходят к классу с ярмарочными лотками, на которых лежат карточки с заданиями, например:

  1. Укажите прямое и переносное значения слова - глагола петь:

  1. Вот солдаты идут по степи опалённой,

Тихо песню поют про берёзки да клёны…

(С.Львов)

  1. В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют…

(А.Сурков)

  1. Люблю моё Отечество,

Пою моё Отечество…

(А.Прокофьев)

  1. Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени:

  • Чужую беду руками легко развести.

  • Близок локоть, да не укусить.

  • Это цветочки, а ягодкам быть впереди.

  1. Найдите глаголы в повелительном наклонении:

Кран, Мойтесь,

Откройся! Уши,

Нос, Мойся,

Умойся! Шейка!

Мойтесь, Шейка,

Сразу Мойся

Оба Хорошенько!

Глаза!

  1. Творческая работа.

Задание. Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний дождь».

Шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет.

Задание (для сильных учеников). Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Бушу…т в поле (не)погода. По небу стел…тся н…кие т…жёлые обл…ка. Ярос…ные порывы ветра гон…т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с…брала их в глух…м л…су.

Во многих ср…жениях вместе с п…ртизанами участв…вал Коля Зайков. Сейчас он пр…бежал из бл…жн…й д…ревн… и докладывает к…мандиру, что он вид…л на д…рог… немецкие танки. П…ртизаны рас…читывают ун…чтожить их внезапным ударом.

Подведение итогов урока.

  • выставляются отметки в «Листок учёта знаний»;

  • учитель отмечает сильные и слабые стороны усвоения темы «Глагол», выставляет итоговые отметки.









Дополнительный материал к уроку по теме «Глагол».


Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.

  • тот, кто труда (не) боится, тот умеет труди…ся.

  • дело мастера бои…ся.

  • человек по делу узнае…ся.

  • по труду и честь воздае…ся.

  • надо труди…ся, (не)надо лени…ся.

Карточка №2

Спишите, раскройте скобки.

(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.

Карточка №3

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Тучи разве…лись, наде…лся на брата, обид…л сестру, постро…л дом, скле…л конверт, услыш…л шорох.

Карточка №4

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.

Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.

Карточка №5

Спишите, вставьте пропущенные буквы в глаголах.

Испеч… пирог, улыбаеш…ся мне, стереч… дом, отреж… кусок хлеба, мягкий карандаш…, возле дач…, ветер свеж….