МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ГЛАГОЛ»
Подготовила и провела:
ШАМИЛОВА АЙШАТ АХМЕДОВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МКОУ СОШ № 8 ГОРОДА КИЗИЮРТ
Цель урока: повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол», а именно:
Знания учащихся о глаголе как части речи.
Умение находить изученную часть речи.
Обоснование правильности выбора орфограммы при написании глаголов.
Умение использовать глаголы речи.
Материал к уроку.
Народные изречения.
Карточки с заданиями.
Словарные слова.
Оборудование.
Интерактивная доска.
Лотки для игры «Ярмарка».
Народные изречения (на доске).
В хорошем слове благодать целого дня.
От хорошего слова душа расцветает.
Бранью уважать себя не заставишь.
Словарная работа.
ЭПИГРАММА - короткое стихотворение сатирического характера.
ПАНТОМИМА - вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика.
Ход урока.
Читаю отрывок из стихотворения.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
(В.Кондрашов)
Беседа.
О какой части речи говорится в стихотворении?
Почему?
Объясняется тема урока, цель урока.
Вопрос. Каков же словесный портрет глагола?
Ученик читает ГРАММАТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ.
Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил…Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А как ты думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?
Учитель. Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно. А как вы думаете?
Ученики называют предметы, на которые, по их мнению, похож Глагол. На ветер, на Золушку, на листики с древа познания.
Учитель. Глаголия - это целая страна со своим гербом, гимном и т.д.
(Учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах: внешность Глагола, герб крепости Глаголии, гимн или песенка Глагола).
В это время на доске, разделённой на пять частей, учащиеся выполняют задания по карточкам: 1,6,2,3,4,5. (Задания прилагаются).
(Ученики-консультанты проверяют работу у доски и выставляют отметки в «Листок учёта знаний по теме «Глагол»).
Работа с текстом.
Задание:
определите стиль приказа Петра 1 перед битвой.
какие слова вы считаете в приказе Петра 1 перед Полтавской битвой главными?
Какое слово древнеславянского языка нашло своё место в приказе Петра 1?
«Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы промышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь… Имейте в сражении перед глазами правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
(поборающего-поборати)
Учитель. Говоря о глаголе, обратимся к истории языка: некоторые старые названия букв сохранились в современном русском языке в устойчивых выражениях, например:
дать добро – разрешить;
стоять фертом - рисоваться;
прописать ижицу – наказать.
Работа с перфокартой.
Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов -е или -и (задание прилагается).
Дополнительные вопросы к классу:
Расскажите об изменении глагола.
Расскажите о синтаксической роли глагола в предложении.
Составьте алгоритм: «Способ действия при написании безударных личных окончаний глагола».
Способ определения спряжения глагола по личным окончаниям.
Способ определения спряжения глагола по инфинитиву.
Пока учащиеся-консультанты проверяют задания, выставляют оценки в «Листок учёта знаний по теме «Глагол»», ребята представляют на обсуждение класса свои творческие работы по темам:
Рассказ о приключениях Глагола, потерявшего лицо.
Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе -ся.
Зачем Глаголу столько видов?
Как много времён у Глагола?
Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!
Наклонение, привыкшее повелевать!
Это мечтательное наклонение.
Как виды Глагола делили чередующиеся гласные в корне.
(Несколько учащихся представляют на доске или на листах ватмана заготовленные дома кроссворды.)
Обобщение. Учащиеся обобщают сказанное.
Учащиеся-консультанты подводят итог по проверенным работам, выставленным оценкам в «Листы учёта знаний…»
Учитель читает эпиграмму.
Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы,
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо знать ГЛАГОЛЫ!
(С.Шевцова)
Задание-игра «Пойми меня»
Допишите фразеологизмы:
быть не в своей…(тарелке),
обвести… (вокруг пальца),
разбирать… (по косточкам),
попасть…(пальцем в небо).
Задание-игра «Создай пантомиму»
(Учащиеся обыгрывают фразеологизмы (по рядам):
1
плясать под чужую дудку
2
бить баклуши
3
водить за нос
Задание-игра «Ярмарка».
Группа учащихся выходят к классу с ярмарочными лотками, на которых лежат карточки с заданиями, например:
Укажите прямое и переносное значения слова - глагола петь:
Вот солдаты идут по степи опалённой,
Тихо песню поют про берёзки да клёны…
(С.Львов)
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют…
(А.Сурков)
Люблю моё Отечество,
Пою моё Отечество…
(А.Прокофьев)
Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени:
Чужую беду руками легко развести.
Близок локоть, да не укусить.
Это цветочки, а ягодкам быть впереди.
Найдите глаголы в повелительном наклонении:
Кран, Мойтесь,
Откройся! Уши,
Нос, Мойся,
Умойся! Шейка!
Мойтесь, Шейка,
Сразу Мойся
Оба Хорошенько!
Глаза!
Творческая работа.
Задание. Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний дождь».
Шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет.
Задание (для сильных учеников). Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.
Бушу…т в поле (не)погода. По небу стел…тся н…кие т…жёлые обл…ка. Ярос…ные порывы ветра гон…т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с…брала их в глух…м л…су.
Во многих ср…жениях вместе с п…ртизанами участв…вал Коля Зайков. Сейчас он пр…бежал из бл…жн…й д…ревн… и докладывает к…мандиру, что он вид…л на д…рог… немецкие танки. П…ртизаны рас…читывают ун…чтожить их внезапным ударом.
Подведение итогов урока.
выставляются отметки в «Листок учёта знаний»;
учитель отмечает сильные и слабые стороны усвоения темы «Глагол», выставляет итоговые отметки.
Дополнительный материал к уроку по теме «Глагол».
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.
тот, кто труда (не) боится, тот умеет труди…ся.
дело мастера бои…ся.
человек по делу узнае…ся.
по труду и честь воздае…ся.
надо труди…ся, (не)надо лени…ся.
Карточка №2
Спишите, раскройте скобки.
(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.
Карточка №3
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Тучи разве…лись, наде…лся на брата, обид…л сестру, постро…л дом, скле…л конверт, услыш…л шорох.
Карточка №4
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.
Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.
Карточка №5
Спишите, вставьте пропущенные буквы в глаголах.
Испеч… пирог, улыбаеш…ся мне, стереч… дом, отреж… кусок хлеба, мягкий карандаш…, возле дач…, ветер свеж….