Ход урока
1. ПРИВЕТСТВИЕ (Презентация, слайд 2):
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть лето жарой уж в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Ребята, мне приятно видеть вас! Нам приятно видеть всех гостей на нашем уроке! Они хотят узнать, чему же вы научились на уроках русского языка в начальной школе. Не забывайте, гость долго не гостит, да многое замечает! Покажите свои знания, умения постарайтесь освоить новое.
-Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу. Улыбка творит чудеса, создаёт хорошее настроение
2. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня 11 мая. Орфограмма? (НН)
-Какой праздник отмечали недавно? (День победы) Минутка чистописания (СЛАЙД 3)
-Словарное слово на букву П (победа), прописываем строчку, выделяем орфограмму (непроверяемая гласная О), ставим ударение.
Впереди у вас целая жизнь, где ожидают и победы и разочарования, ваши деды сражались в военные годы и победили врага. (СЛАЙД 4) Составьте предложение, раскрывая скобки. Выделите грам. основу. У нас в классе есть спортсмены. Как сказать верно я победю или я побеждю или я побежу? (одержу победу) Некоторые глаголы не употребляются в форме 1 лица ед.ч. Приведите примеры таких глаголов (пылесосить, дерзить, убедить, шелестеть)
Какую часть речи мы с вами изучали в этой четверти? (глагол) Прочитайте высказывание Алексея Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку. (Слайд).
Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
Алексей Югов
-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.) Сегодня мы подведем итог и узнаем, чему мы научились и что узнали об этой части речи. Я предлагаю снова почувствовать себя журналистами и выпустить газету о глаголе. Я буду главным редактором, а вы журналистами, ответственными за выпуски основных разделов в газете. 1 ряд НОВОСТИ, 2 ряд СПОРТ, 3 ряд РЕКЛАМА. Ваша цель-одержать победу и сделать так, чтобы материал из вашей колонки оказался наиболее востребованным и интересным для читателей, а также он должен быть чисто и грамотно оформлен. Прежде чем приступить к выпуску газеты, я проверю ваши знания и посмотрим, насколько вы компетентны в вопросах о глаголе. Возьмите пульты мимио-студии. Отвечаем на вопросы. Желаю успеха.
Смайлик доволен, показатель ваших знаний хороший, пришло время проверить их на практике.
Приступаем к выпуску газеты. Предлагаю выбрать ответственного редактора в вашем разделе, который будет контролировать работу группы, назначить журналиста, который будет оформлять раздел и все четко записывать, остальные члены редколлегии должны выполнять качественно свои задания. После завершения работы, путем голосования, выберем самую удачную статью.
Перед началом работы дадим отдых своим глазкам (физкультминутка)
Предлагаю ознакомиться с планом, по которому мы будем писать статью для газеты. (СЛАЙД) У вас было творческое домашнее задание (составить кроссворд из глаголов, написать небольшой рассказ, используя только глаголы, нарисовать иллюстрацию, где изображены действия) Этот материал вы можете использовать для своей статьи.
Происхождение слова «глагол».
Роль глагола в речи:
а) глагол – как часть речи;
б) самые часто употребляемые глаголы в русском языке;
в) образование глаголов;
г) многозначность глаголов;
д) глаголы – синонимы.
е) пословица недаром молвится
3. Практическая работа.
4. Игра «Кто больше, чище, без ошибок»
Значение и происхождение слова «глагол».
- Что означает слово «глагол»? (работа с планшетами найти в словаре Даля значение слова) 1 ученик с ряда записывает вывод
Из словаря В.И. Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.»
-Откуда произошло это слово? В этом нам поможет этимологический словарь.
Глагол – греческого происхождения, означающее «речь».
У Пушкина «Глаголом жги сердца людей», т.е. словом. (СЛАЙД)
Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи?
(Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета).
- На каком месте по употреблению стоит глагол? (на втором, после им.сущ.)
Найдите в частотном словаре 5 самых часто употребляемых глаголов в русском языке,
(О. Н. Ляшевская, С. А. Шаров НОВЫЙ ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ) выделите в инфинитиве основу и суффикс, определите спряжение.
БЫТЬ 1 с
МОЧЬ 1 с
СКАЗАТЬ 1 с
ГОВОРИТЬ 2 с
ЗНАТЬ 1 с
(При помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы)
-Образуйте новые глаголы от одного из самых употребляемых глаголов ГОВОРИТЬ (работа в группах), выделите прист и суф-сы, участвующие в словообразовании, подчеркните возвратные глаголы
говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др.
Работа по карточке.
-Списать, употребив нужные приставки, выделить их.
Как лук без земли вырастить.
Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.
Проверка (разрезать, нарезать, вырезать, налить)
- А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи.)
4. Многозначность глаголов. (Слайд).
-Что такое многозначность? (Многозначность – это когда слово имеет несколько значений).
За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать,
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? (Болтать языком – разговаривать)
- Многие глаголы входят в состав фразеологических оборотов, объясните, что означают эти фразеологизмы?(Работа в группах)
Путаться под ногами /мешать/
пропустить мимо ушей /не слушать/
падать духом /сдаваться/
зарубить себе на носу /запомнить/
ходить на задних лапках /угождать/
- Зачем нужно знать фразеологические сочетания?
(Чтобы речь была яркой, образной)
5. Глаголы-синонимы. (Слайд 13).
-Что такое синонимы?
-Для чего они нужны? (Чтоб речь была образнее, точнее, ярче)
Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:
Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.
- Назовите глаголы-синонимы.
-Что общего можем найти в этих синонимах? (наст.вр., 3 л., ед.ч.)
-Найдите лишнее. (дрожит)
-Запишите это предложение, расставьте знаки препинания.
-Каким членом предложения являются глаголы-синонимы в предложении? Подчеркните
-Какие орфограммы пропущены? Обозначьте спряжение
Проверка. (Слайд).
«Пословица недаром молвится»
-Богат русский язык пословицами и поговорками. Они поучают, наставляют, предупреждают. Люди с уважением относятся к пословицам и поговоркам и часто употребляют их в речи.
Добавить подходящие по смыслу глаголы, определить время глагола.
Кто вчера ……….. , тому и завтра не поверят.
Не одежда ……….. человека, а его добрые дела.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА услышали глагол-исключение-приседаем, если не глагол-исключение хлопаем(слышать, учить, писать, терпеть, бежать, дышать, выспаться, отдыхать, смотреть)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Храбрый человек.....(храбрец)
Болтливый человек.....(болтун)
Ленивый человек.....(лентяй)
Мудрый человек.....(мудрец)
Богатый человек.....(богач)
Грубый человек.....(грубиян)
Сильный человек.....(силач)
Веселый человек.....(весельчак)
Слова какой части речи вы записали?
Образуйте от полученных имен существительных глаголы неопределенной формы (храбриться, болтать, лениться, мудрить, богатеть, грубить, веселить).
Произведите морфологический разбор глагола 1 гр. БОЛТАТЬ, 2 гр. ЛЕНИТЬСЯ, 3 гр. ВЕСЕЛИТЬ
Конкурс «Кто больше, чище и без ошибок?»
Солнце-
Учитель-
Собака-
Мама-
Кто больше, чище и без ошибок напишет к этим существительным глаголы, тот – победитель. (Например, врач- лечит, слушает, смотрит, выписывает, пишет, обследует, сообщает).
Четыре глагола.
В данные слова впишите корень слова так, чтобы можно было прочитать все слово целиком. Определите спряжение.
На... ... ...ать На... ... ...еть
На ... ... ...ить На... ... ...оть
(Возможные варианты: насыпать, нагибать, накачать, накопать, натирать; нарубить, насадить, насолить, намылить, наводить; натереть, нашуметь; наколоть, намолоть).
Народные приметы.
Синица пищит..... к долгой весне.
Дым столбом..... зиму вещает.
Длинные сосульки..... к морозу.
Ласточка низко летает..... к грозе.
Шумит хвойный лес..... дождь предвещает.
Муравьи прячутся в гнезда..... ожидай оттепель.
(Синица пищит- зиму вещает.
Дым столбом- к морозу.
Длинные сосульки- к долгой весне.
Ласточка низко летает- дождь предвещает.
Шумит хвойный лес- ожидай оттепели.
Муравьи прячутся в гнезда- к грозе.)
Логическая минутка.
Пробовать; изощряться; надеяться; усердствовать; надрываться. (пробовать).
Оформляем раздел. Проверяем, защищаем, голосуем.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 17).
-Мы выпустили газету.
-Какое задание вызвало у вас интерес?
- Затруднение?
- Что нового узнали?
-Ответьте, используя незаконченное предложение.
Для меня было важным и интересным…
По этому вопросу я получил разъяснение…
Мне было трудно ( почему)…
Моя оценка атмосферы на уроке…
Для меня было недостаточно…
Сравните все ли вы рассказали мне о глаголе.
Глагол.
Интересная часть речи Вышивает или пашет,
В русском языке живет. Или забивает гол,
Кто что делает расскажет: Варит, жарит, моет, чистит-
Чертит, пишет иль поет. Все расскажет нам глагол!
Он лицо имеет, время,
Вид, залог и наклонение.
И не слишком он «высовывается»-
С другими частями речи согласовывается!
У существительного, числительного и местоимения
Берет взаймы род и число для лучшего общения!
Занимает второе место после существительного,
Как наиболее употребительный.
Спасибо за урок! (Слайд 18).
Тестирование.
1. Что обозначает глагол?
а) Предмет.
б) Признак предмета.
в) Действие предмета.
2. На какие вопросы отвечает глагол?
а) Кто? Что?
б) Какой? Какая? Какое? Какие?
в) Что делает? Что сделал? Что будет делать?
3. Каким членом предложения выступает глагол?
а) Главным членом.
б) Второстепенным членом.
4. Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение– это…»
а) изменение глагола по лицам
б) изменение глагола по числам
в) изменение глагола по временам
г) изменение глагола по лицам и числам
5. Сколько спряжений у глагола?
а) одно
б) два
в) три
6. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:
а) к I спряжению;
б) ко II спряжению.
7. Возвратные глаголы оканчиваются на:
а) -ить;
б) –еть;
в) –ся
8. Показатель прошедшего времени:
а) –ть;
б) приставка за;
в) суффикс Л