СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Именительный падеж имен существительных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Именительный падеж имен существительных".»

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему:

«Именительный падеж имен существительных».


Учитель: Н.С. Кимлик

Дата проведения: ________

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с особенностями имён существительных в именительном падеже. Отрабатывать приём распознавания падежей.

Коррекционная: развивать логическое мышление, творческие способности.

Воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Оборудование:

Интерактивная доска Smart для показа презентации, слайды, учебник В.В.Воронкова «Русский язык» 5 класс», демонстрационный материал (Солнышко, таблица «Падежи имен существительных», таблица «Именительный падеж», схемы), раздаточный материал (оценочный лист).

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Здравствуйте!

Проверим готовность к уроку, дневник, ручка, карандаш, учебник, линейка.

Садитесь.

Слайд 1. Проверим вашу осанку.

Колени согнуты в прямой угол, стопы плотно стоят на полу, шея прямая, спина ровная, локти полностью лежат на столе.

Слайд 2. Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Учитель: Какой у нас сейчас урок?

Дети: Русский язык.

Учитель: Чему вы учитесь на уроках русского языка?

Дети: Писать красиво, грамотно, аккуратно, отвечать на вопросы учителя.

Слайд 3. Давайте вспомним пять золотых правил русского языка:

  1. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

  2. Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания (точка, вопрос, восклицательный знак).

  3. Переношу с одной строки на другую по слогам.

  4. Помню о красной строке.

  5. Пишу, проговаривая себе по слогам.

Учитель: За окном зима, нам иногда не хватает солнечного тепла.

Слайд 4. Сегодня на уроке у нас солнышко, которое будет согревать нас своими лучиками, и посылать нам пожелания.

  1. Повторение пройденного материала.

Мы продолжаем исследовать часть речи, отгадайте часть речи, для этого зачеркните все буквы А, Ё.

Слайд 5. А ИМЯ А СУ Ё ЩЕС А ТВИ Ё ТЕ А ЛЬНОЕ

Слайд 6. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Учитель: Ребята, с какой частью речи мы работаем на уроке русского языка?

Дети: Имя существительное.

Учитель: Ребята давайте поиграем в игру «Договори правило».

- Что такое имя существительное?

Слайд 7. Имя существительное - это часть…

Слайд 8 . - Какие бывают имена существительные?

Слайд 9. Собственные, нарицательные, одушевлённые, неодушевлённые, единственного и множественного числа, мужского, среднего и женского рода.

Слайд 10. - На конце существительных женского рода после шипящих…

Слайд 11. Пишется мягкий знак – ь.

Слайд 12. - Приведите примеры таких слов?

Слайд 13. Рожь, молодёжь, вещь, брошь.

Слайд 14. - Как называется изменение имён существительных по вопросам?

Слайд 15. Склонением или изменением по падежам.

Изменение имён существительных по вопросам называется…

Склонением или изменением по падежам

Слайд 16. - Какая часть слова изменяется при склонении?

Слайд 17. При склонении изменяется часть слова…

Слайд 18. - Сколько в русском языке падежей?

Слайд 19. Шесть.

Слайд 20. - Назови падежи и вопросы к ним?

Слайд 21.

Именительный падеж - кто?...

Родительный падеж - кого?...

Дательный падеж - кому?...

Винительный падеж - кого?...

Творительный падеж - кем?...

Предложный падеж - о ком?…

Слайд 22. - Какой вопрос ставится к одушевлённым существительным?

Слайд 23. К одушевлённым существительным ставится вопрос …– кто?

Слайд 24. - Какой вопрос ставится к неодушевлённым существительным?

Слайд 25. К неодушевлённым существительным ставится вопрос …– что?

Слайд 26. - Вспомните памятку «Как определить падеж».

Слайд 27. Первый шаг … (найди слово, с которым имя существительное связано по смыслу). Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос). Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)

Откройте тетради с домашним заданием, проверим домашнее задание. Стр. 115 упр. 284. Какое упражнение было задано на дом? Что нужно было сделать в данном упражнении? (узнать падеж существительного).

Слайд 28.

  1. Кусты сирени росли (у чего?) у окна.

  2. Дети рады (Чему?) зиме.

  3. (С чего?) С горы бежит поток проворный?

  4. Рыбаки (в чём?) в шалаше пробудились.

  5. Вдоль (чего?) реки вьётся узкая тропинка.

  6. (Над чем?) Над рекой пролетела чайка.

Слайд 29.

  1. Кусты сирени росли (у чего?) у окна. Р.п.

  2. Дети рады (Чему?) зиме. Д.п.

  3. (С чего?) С горы бежит поток проворный? Р.п.

  4. Рыбаки (в чём?) в шалаше пробудились. П.п.

  5. Вдоль (чего?) реки вьётся узкая тропинка. Р.п.

  6. (Над чем?) Над рекой пролетела чайка. Т.п.

Оценки за работу. Устно. Вижу дома поработали (Перечислить несколько детей). Хуже поработали (Перечислить несколько детей).

Учитель:

Вывод: Каждому ученику очень важно научиться склонять имена существительные и уметь определять падежи существительных, так как это вам пригодится в жизни, чтобы грамотно писать и говорить.

  1. Запись числа и классной работы.

- Что мы делаем на уроках русского языка?

Слайд 30. Говорим, видим, слышим и пишем.

Ваши ответы должны быть полными. Я прошу вас быть внимательными и активными. Прочтите сегодняшнее число. Запомните орфограммы.

Слайд 31. Двадцать третье декабря.

Классная работа.

Правильно запишите в тетрадь число и классная работа. Соблюдайте орфографический режим. Сколько строчек нужно отступить – две. Отметьте где вы будете писать, поставьте точку. Но для начала давайте подготовим пальцы к письму. (пальчиковая гимнастика).

  1. Пальчиковая гимнастика.

Слайд. 32. Гимнастика для рук.

Соедини ладони пальцами вперёд. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд, назад.

Слайд 33. Массаж кончиков пальцев.

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Перекатывать карандаш вперёд, назад, слегка нажимая на него.

Слайд 34. Двадцать третье декабря.

Классная работа.

Запишите число и классная работа, подчеркните орфограммы и после классной работы пропустите одну строчку вниз (оставьте пустой) для записи темы нашего урока.

  1. Словарная работа.

Слайд 35. Открываем первый лучик (лучик старание)

Посмотрите на слайд.

Слайд 36. (На слайде карточки словарных слов с пропущенными буквами: «ст...лица», «бол..т..», «м..трос», «остр..в», «п..беда»).

Учитель: Прочитайте слова.

Ученик читает слова на доске.

- Что это за слова? (словарные)

Учитель: - Что нужно сделать со словами, в которых пропущены орфограммы? (вставить пропущенные орфограммы).

К доске пойдёт…

Запишите слова в тетрадь.

- Какие орфограммы мы повторили?

(непроверяемые безударные гласные, которые нужно запомнить).

Пойти к доске и разобрать слово «матрос» как часть речи, определить грамматические признаки.

(Кто?., сущ., одуш., нариц., ед.ч., м.р., И.п.)

Слайд 37.

вопрос?

часть речи

одуш. – неодуш.

собств. – нариц.

ед. ч. – мн. ч.

м.р. – ср.р. – ж.р.

И.п. – Р.п. – Д.п. – В.п. – Т.п. – П.п.

  1. Целеполагание.

Учитель: Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь понять, о чем идет речь?

Слайд 38.

Я – именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлоги с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

– Ни с чем не спутает никто.

VII. Работа по вопросам.
Учитель:
Что вы поняли из данного стихотворения?

Вывод.
1) Именительный падеж никогда не употребляется с предлогами.
2) Именительный падеж в предложении является только подлежащим.
3) Именительный падеж отвечает на вопросы Кто? Что?



И.п.

Вспомогательное слово

Есть

Вопросы

Кто? Что?

Предлог

-

Роль в предложении

Главный член предложения


- Сформулируйте тему урока

Слайд 40. (Именительный падеж).

Учитель открывает тему на доске и слайде. Теперь запишите тему нашего урока в тетрадях в пустой строчке, которую мы оставляли ранее.

- Какова же задача урока? Чему мы будем учиться на уроке?


И.п.

Вспомогательное слово

Есть

Вопросы

Кто? Что?

Предлог

-

Роль в предложении

Главный член предложения


На уроке мы вспомним: на какие вопросы отвечают имена существительные, стоящие в именительном падеже. Познакомимся с особенностями имён существительных в именительном падеже. Будем отрабатывать приём распознавания падежей.

Ребята, а какую задачу ставит каждый из вас на сегодняшнем уроке.

Слайд 41. Уметь слушать, видеть, говорить, писать.

  1. Работа по теме урока.

Именительный падеж, его падежная форма, чаще всего используется для названия и наименования предметов и явлений. Солнце, снег, мороз, лёд, ветер.

Давайте посмотрим, какое пожелание нам шлёт второй лучик «Дружба».

Слайд 42.

Задание «Дополни предложения существительными в именительном падеже» из представленных на слайде картинок.

Слайд 43. Картинки – Белка, медведь, заяц, сова, слон.

  1. Целый день хлопочет в лесу проворная (кто?) … (белка).

  2. В берлоге всю долгую зиму пролежит (кто?) … (медведь).

  3. Кормится корой деревьев (кто?) … (заяц).

  4. Ночью охотится (кто?) … (сова).

  5. В тёплых странах живёт (кто?) … (слон).

Запиши первые два предложения, подчеркни главные члены.

К доске пойдёт (Фамилия, имя).

- Каким членом предложения является существительное, которое вы вставляли? (подлежащим).

По вопросу определи его падеж. Скажи, есть ли предлог перед именем существительным в именительном падеже?

- Ребята, можем ли мы составить правило об именах существительных в И.п.

Какое вспомогательное слово есть у существительных в именительном падеже? (Есть).

- На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже? (Кто? Что?).

- Есть ли предлог у существительных в именительном падеже? (Нет).

- Каким членом является в предложении существительное в именительном падеже? (Подлежащим).


И.п.

Вспомогательное слово

Есть

Вопросы

Кто? Что?

Предлог

-

Роль в предложении

Главный член предложения


- Проверим себя с.116 правило в учебнике.

- Прочитайте его. Всё ли вам понятно?

Слайд 45.

VIII. Физминутка. Давайте, откроем третий лучик (лучик здоровья)

Именительный подпрыгнул

А родительный летал

Дательный залез на горку

А винительный устал

А Творительный поплавал

А предложный убежал

Падежи нам все нужны

И при этом все важны.

Слайд 46.

Давайте откроем четвертый лучик (лучик терпение).

  1. Закрепление нового материала.

IX.I. Орфографическая минутка:

- Послушайте стихотворение

Слайд 47.

- Прочитайте стихотворение выразительно?

- О чём в нём говорится?

Пойти к доске, вставить пропущенные орфограммы, записать стихотворение в тетрадь.

Вывод: Правописание каких орфограмм мы повторили? (ча-ща, безударные гласные, непроверяемые безударные гласные, существительное с шипящей на конце).

- Сколько предложений в стихотворении? (4)

- Подчеркни в каждом предложении главные члены и обозначь падеж имён существительных, которые являются подлежащими.

За закрытой доской написан текст стихотворения.

Ноч..

Молч.т леса.

Не вскрикнет птица.

В тр.ве, у края борозды,

Таится рыжая л.сица.

Т.мнеют за.чьи сл.ды.

(Т.Белозёров).

Учитель: Сделайте вывод самостоятельно.

Слайд 48.

Дополни предложения:

Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы………………..

Существительное в именительном падеже является в предложении………….

У именительного падежа нет ………………………………………..

IX.II. Работа с учебником

- Открой учебник на с.116 у. 286. Прочитайте задания. Что нужно сделать в упражнении. Спиши первое предложение.

Метель надвинулась сразу.

Найдите и укажите существительное в именительном падеже. Подчеркните главные члены в первом предложении. Попробуйте справиться с этим заданием самостоятельно. Подумайте не спешите.

Кто выполнил задание? Отвечает один ученик.

Теперь давайте посмотрим на слайд, так правильно ли выполнил задание (Фамилия, отчество ученика).

Слайд 49.

И.п.

Метель надвинулась сразу.

___________________________


Слайд 50. Давайте откроем пятый лучик (лучик успеха).

Слайд 51. X. Рефлексия.

Материал

усвоен

Моя активность

на уроке

Мое настроение

на уроке

5



4



3



2


1




5

4

3

2

1


5

4

3

2

1


Работа с оценочным листом.

Слайд 51. - Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по 3-м критериям:

1) Материал усвоен… 1,2,3,4,5

2) Моя активность на уроке… 1,2,3,4,5

3) Мое настроение на уроке….1,2,3,4,5.

Каждый оценочный лист подписан и выдан индивидуально.

Зачеркните в таблицах столько кругов насколько вы себя оцениваете.

Теперь сдайте мне свои оценочные листы.

XI. Подведение итогов урока.

Над темой урока мы сегодня работали, что узнали на уроке, чему вы научились?


И.п.

Вспомогательное слово

Есть

Вопросы

Кто? Что?

Предлог

-

Роль в предложении

Главный член предложения

Оценки за урок.

Поднимите руки те кто считает, что сегодня за урок заработал отметку «5». Я согласна с …. (Фамилии, имена).

Фамилия, имена, вам нужно ещё поработать, поэтому сегодня оценка «4».

Поднимите руки те кто считает, что сегодня за урок заработал отметку «4». Я согласна с …. (Фамилии, имена).

Фамилия, имена, вам нужно ещё поработать, поэтому сегодня оценка «3».

XII. Домашнее задание.

Откройте дневники, запишите, с. 116, у. 286, выполнить задание до конца.

Я тоже присоединяюсь с пожеланиями нашего Солнышка и хочу чтоб вы всегда были: терпеливы, старательны, дружны, успешны и конечно же здоровы.

- Спасибо, дети, за урок. Было приятно и интересно с Вами работать. Урок закончен.