Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Приставка, её назначение в слове»
Учитель: Кондратьева В.Г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
Содержательная: формирование знаний о приставке как значимой части слова
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание кластера, исследовательская работа
Планируемые результаты:
Личностные:обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Метапредметные УУД:обучающийся научится давать определение приставки, выделять ее смысловое значение ,выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками,группировать слова по значению приставок; обучающийся получит возможность научиться понимать механизмы образования слов при помощи приставок, определять состав слова.
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; планировать пути достижения целей; обучающийся получит возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя метод наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи ; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую( составлять кластер); обучающийся получит возможность научиться делать умозаключения на основе аргументации.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научиться работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, лингвистические игры, беседа, работа с текстом, индивидуальная и парная работа.
Оценка деятельности обучающихся: опрос, наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки,учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.
Демонстрационный материал: презентация, эталоны для самопроверки
Сценарий урока:
1.Орг.момент Мотивация к учебной деятельности
Ребята, всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла.
Вопрос классу: как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)? Морфемы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой морфемой, название которой вам уже известно.
Давайте сразу определимся с оцениванием сегодня на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.(приложение 1)Заданий будет не так много. После выполнения оцениваете результат работы всей группы. 1 ошибка-это тоже 5, вы имеете право на ошибку, 2-3 ошибки-4, 4 -5 ошибок -3
Учитель: Вы готовы начать урок?
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Итак, морфемы.
-Учитель: Чтобы приступить к изучению нового мы должны посмотреть, а какие знания у нас уже имеются. Настало время поработать с понятиями.
Я предлагаю вам поработать над созданием кластера. Найдите верные определения к каждой морфеме. Все ли они участвуют в образовании слов? Подходит, например, для этой работы окончание?
Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка - образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
3.Выявление места и причины затруднения.
Учитель: А к какой морфеме не было определения.
Ученик: Приставка
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что мы еще ее не изучали
4.Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик: Приставка
(учитель корректирует и ее значение в слове)
Учитель: Записываем число и тему урока. К кластеру еще вернемся.
В течение нескольких секунд сформулируйте вопросы по теме, на которые хотите ответить, мне бы хотелось услышать ваши ожидания от урока
Ответы детей
Учитель:Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод вы использовали в случаях, когда не могли что-либо объяснить?
Ученик: Обычно мы использовали метод наблюдения или работу с учебником
5.Реализация построения проекта (Приложение 2)
Учитель: Ответить на вопросы по теме «Приставка» я предлагаю вам самим.
План исследования общий. Вы получаете вопросы, на которые отвечаете, исследуя информацию на карточках. Номер карточки соответствует номеру вопроса. Выводите определение. Затем проверяем.
План-исследования(приложение 2)
1.Ответить на вопросы.
2.Использовать примеры.
3.Вывести определение.
Вопросы:
1.Бывают ли слова без приставок?
2.Приставка - значимая часть слова?
3.Для чего служит приставка?
4.Может ли приставка стоять перед любой морфемой?
5.Может ли приставка изменить лексическое значение слова.
6.Может ли в слове быть несколько приставок?
Слова для анализа (Приложение 3)
1.Букет, дом, кошка, собака, класс
3.Съезд, переезд, выезд, наезд
4.Пришел, ушел, перешел, зашел
5. Прибежать, убежать
6. Перепроверить, поназачеркивать, поразмыслить
Учитель: Правильно ли вы сделали вывод о приставке, проверьте по учебнику
Вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов
6. Закрепление темы
Необходимо закрепить знания, правила и умения
Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере - : давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.
(Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).
Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы.
Физминутка
С при приставкою присесть,
С по приставкою подняться
С под подпрыгнуть, подмигнуть
С вы вытягиваем руки,
С о опустим их опять
Вот и все настало время
С за зарядку завершать.
Задание 2. Выпишите слова:
а) с приставкой подо - ;
б) с приставкой под -;
в) с приставкой по -;
г) без приставки.
Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.
( а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б)подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый).
7. Лингвистическая игра
Взять приставку у слова подморозило
Корень у слова снежок
Суффикс у слова лесник
Окончание у слова снеговики (Подснежники)
-Подснежники скоро появятся.
-Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречают,
Вся же в дневнике или журнале. (Оценка)
8.Включение нового знания в систему знаний.
Учитель: Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?
Ученик: Можем дать определение приставки, выделить ее в слове, объяснить ее значение, образовать новые слова при помощи приставок.
Вернемся к кластеру и к нашим вопросам.
9.Рефлексия. Оценивание.
Учитель: Мне понравилось с вами работать, и мне хочется услышать ваше мнение об уроке. Помогла ли я вам ответить на вопросы, которые возникли у вас по теме «Приставка, ее значение в слове»
Заполненные листы оценивания сдайте мне.
Домашнее задание:
1) Выучить правило, стр. 21 всем
2) Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, выполните упр 416.
3) Кто научился находить в слове приставку, определять ее значение, образовывать новые слова при помощи приставок и может объяснить тему товарищу, скажите себе « Молодец!» и напишите сочинение-миниатюру «Мой любимый цветок»
-До свидания!
Физминутка
С при приставкою присесть,
С по приставкою подняться
С под подпрыгнуть, подмигнуть
С вы вытягиваем руки,
С о опустим их опять
Вот и все настало время
С за зарядку завершать.
Задание 2. Выпишите слова:
а) с приставкой подо - ;
б) с приставкой под -;
в) с приставкой по -;
г) без приставки.
Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.
Задание 2. Выпишите слова:
а) с приставкой подо - ;
б) с приставкой под -;
в) с приставкой по -;
г) без приставки.
Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.
Задание 2. Выпишите слова:
а) с приставкой подо - ;
б) с приставкой под -;
в) с приставкой по -;
г) без приставки.
Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.
Приложение1
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
ошибка «5»
2-3 ошибки «4»
4-5 ошибок «3»
Более 5 ошибок «2»
Этапы урока | Оценка |
1. Создание кластера | |
2. Исследовательская работа | |
3. Задание №1 | |
4. Задание № 2 | |
5. Лингвистическая игра | |
Средняя оценка:
Приложение 2
Исследовательская работа по теме
«Приставка, её значение в слове»
Вопросы | Ответы в начале урока |
1.Бывают ли слова без приставок? | |
2.Приставка - значимая часть слова? | |
3.Для чего служит приставка? | |
4.Может ли приставка стоять перед любой морфемой? | |
5.Может ли приставка изменить лексическое значение слова? | |
6.Может ли в слове быть несколько приставок? | |
Вывод: Приставка- |
Приложение 3
Карточка 1
Букет, дом, кошка, собака, класс
Карточка 3
Съезд, переезд, выезд, наезд
Карточка 4
Пришёл, ушёл, перешёл, зашёл
Карточка 5
Прибежать, убежать
Карточка 6
Перепроверить, поназачеркивать, поразмыслить
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Части слова
Стоит перед корнем, служит для образования новых слов.
Общая часть родственных слов, которая не меняется.
Стоит между корнем и окончанием, служит для образования новых слов.
Изменяемая часть слова, образует разные формы одного и того же слова.