СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Приставки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет формировать знания о приставке как значимой части слова

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Приставки"»

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Приставка, её назначение в слове»

Учитель: Кондратьева В.Г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

Содержательная: формирование знаний о приставке как значимой части слова

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание кластера, исследовательская работа

Планируемые результаты:

Личностные:обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные УУД:обучающийся научится давать определение приставки, выделять ее смысловое значение ,выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками,группировать слова по значению приставок; обучающийся получит возможность научиться понимать механизмы образования слов при помощи приставок, определять состав слова.

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; планировать пути достижения целей; обучающийся получит возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя метод наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи ; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую( составлять кластер); обучающийся получит возможность научиться делать умозаключения на основе аргументации.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научиться работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, лингвистические игры, беседа, работа с текстом, индивидуальная и парная работа.
Оценка деятельности обучающихся: опрос, наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки,учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.
Демонстрационный материал: презентация, эталоны для самопроверки







Сценарий урока:

1.Орг.момент Мотивация к учебной деятельности

Ребята, всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла.

Вопрос классу: как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)? Морфемы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой морфемой, название которой вам уже известно.

Давайте сразу определимся с оцениванием сегодня на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.(приложение 1)Заданий будет не так много. После выполнения оцениваете результат работы всей группы. 1 ошибка-это тоже 5, вы имеете право на ошибку, 2-3 ошибки-4, 4 -5 ошибок -3

Учитель: Вы готовы начать урок?


2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель: Итак, морфемы.

-Учитель: Чтобы приступить к изучению нового мы должны посмотреть, а какие знания у нас уже имеются. Настало время поработать с понятиями.

Я предлагаю вам поработать над созданием кластера. Найдите верные определения к каждой морфеме. Все ли они участвуют в образовании слов? Подходит, например, для этой работы окончание?

Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка - образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.





3.Выявление места и причины затруднения.

Учитель: А к какой морфеме не было определения.

Ученик: Приставка

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что мы еще ее не изучали


4.Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик: Приставка

(учитель корректирует и ее значение в слове)

Учитель: Записываем число и тему урока. К кластеру еще вернемся.


В течение нескольких секунд сформулируйте вопросы по теме, на которые хотите ответить, мне бы хотелось услышать ваши ожидания от урока

Ответы детей

Учитель:Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод вы использовали в случаях, когда не могли что-либо объяснить?

Ученик: Обычно мы использовали метод наблюдения или работу с учебником


5.Реализация построения проекта (Приложение 2)

Учитель: Ответить на вопросы по теме «Приставка» я предлагаю вам самим.

План исследования общий. Вы получаете вопросы, на которые отвечаете, исследуя информацию на карточках. Номер карточки соответствует номеру вопроса. Выводите определение. Затем проверяем.


План-исследования(приложение 2)

1.Ответить на вопросы.

2.Использовать примеры.

3.Вывести определение.


Вопросы:

1.Бывают ли слова без приставок?

2.Приставка - значимая часть слова?

3.Для чего служит приставка?

4.Может ли приставка стоять перед любой морфемой?

5.Может ли приставка изменить лексическое значение слова.

6.Может ли в слове быть несколько приставок?

Слова для анализа (Приложение 3)

1.Букет, дом, кошка, собака, класс

3.Съезд, переезд, выезд, наезд

4.Пришел, ушел, перешел, зашел

5. Прибежать, убежать

6. Перепроверить, поназачеркивать, поразмыслить

Учитель: Правильно ли вы сделали вывод о приставке, проверьте по учебнику

Вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов


6. Закрепление темы

Необходимо закрепить знания, правила и умения

Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере - : давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.

(Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).

Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы.

Физминутка

С при приставкою присесть,

С по приставкою подняться

С под подпрыгнуть, подмигнуть

С вы вытягиваем руки,

С о опустим их опять

Вот и все настало время

С за зарядку завершать.


Задание 2. Выпишите слова:

а) с приставкой подо - ;

б) с приставкой под -;

в) с приставкой по -;

г) без приставки.

Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.


( а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б)подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый).


7. Лингвистическая игра

Взять приставку у слова подморозило

Корень у слова снежок

Суффикс у слова лесник

Окончание у слова снеговики (Подснежники)


-Подснежники скоро появятся.

-Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречают,

Вся же в дневнике или журнале. (Оценка)



8.Включение нового знания в систему знаний.

Учитель: Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

Ученик: Можем дать определение приставки, выделить ее в слове, объяснить ее значение, образовать новые слова при помощи приставок.

Вернемся к кластеру и к нашим вопросам.


9.Рефлексия. Оценивание.

Учитель: Мне понравилось с вами работать, и мне хочется услышать ваше мнение об уроке. Помогла ли я вам ответить на вопросы, которые возникли у вас по теме «Приставка, ее значение в слове»

Заполненные листы оценивания сдайте мне.


Домашнее задание:

1) Выучить правило, стр. 21 всем

2) Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, выполните упр 416.

3) Кто научился находить в слове приставку, определять ее значение, образовывать новые слова при помощи приставок и может объяснить тему товарищу, скажите себе « Молодец!» и напишите сочинение-миниатюру «Мой любимый цветок»

-До свидания!











































Физминутка

С при приставкою присесть,


С по приставкою подняться


С под подпрыгнуть, подмигнуть


С вы вытягиваем руки,


С о опустим их опять


Вот и все настало время

С за зарядку завершать.











Задание 2. Выпишите слова:

а) с приставкой подо - ;

б) с приставкой под -;

в) с приставкой по -;

г) без приставки.


Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.




Задание 2. Выпишите слова:

а) с приставкой подо - ;

б) с приставкой под -;

в) с приставкой по -;

г) без приставки.


Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.






Задание 2. Выпишите слова:

а) с приставкой подо - ;

б) с приставкой под -;

в) с приставкой по -;

г) без приставки.


Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.




































Приложение1

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

    1. ошибка «5»

2-3 ошибки «4»

4-5 ошибок «3»

Более 5 ошибок «2»

Этапы урока

Оценка

1. Создание кластера





2. Исследовательская работа





3. Задание №1





4. Задание № 2





5. Лингвистическая игра





Средняя оценка:





Приложение 2

Исследовательская работа по теме

«Приставка, её значение в слове»

Вопросы

Ответы в начале урока

1.Бывают ли слова без приставок?


2.Приставка - значимая часть слова?


3.Для чего служит приставка?


4.Может ли приставка стоять перед любой морфемой?


5.Может ли приставка изменить лексическое значение слова?


6.Может ли в слове быть несколько приставок?


Вывод:

Приставка-












Приложение 3

Карточка 1



Букет, дом, кошка, собака, класс





Карточка 3

Съезд, переезд, выезд, наезд



Карточка 4



Пришёл, ушёл, перешёл, зашёл



Карточка 5



Прибежать, убежать





Карточка 6



Перепроверить, поназачеркивать, поразмыслить









Приставка

Корень

Суффикс

Окончание



Части слова



Стоит перед корнем, служит для образования новых слов.

Общая часть родственных слов, которая не меняется.



Стоит между корнем и окончанием, служит для образования новых слов.

















Изменяемая часть слова, образует разные формы одного и того же слова.