ГБОУ СОШ с. Шигоны
Открытый урок
по теме:
«Буквы о и а в корне –кос-, -кас-»
Подготови и провел
учитель русского языка и литературы
Судакова Т.Н.
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: «Чередующиеся гласные в корне КОС – КАС»
Тип: урок открытия новых знаний
УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2015 г.
Название раздела, темы: Словообразование. Орфография. Культура речи. Буквы -о- и -а- в корне -кас- – -кос-.
Цель: создание условий для усвоения обучающимися новой орфограммы – правописание букв -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-.
Задачи:
-Познавательные: научиться находить слова с корнями -кас- и -кос- в тексте; продолжить обогащать словарный запас.
-Развивающие: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию адекватной оценки и самооценки; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся.
-Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности; осознавать ценность нравственных норм (уважение и любовь к родителям).
Планируемые результаты:
предметные:
закрепление знаний о выборе гласных -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-;
закрепление умения находить в тексте исключения из правила;
развитие творческих способностей обучающихся;
предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;
воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД:
понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
участвовать в диалоге по теме;
формулировать цель урока вместе с учителем;
вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок;
вносить свое предположение;
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов;
анализ, синтез, умение доказывать;
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля;
уметь работать индивидуально, находить общие решения;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Формы: фронтальная, в парах.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Приемы: фронтальный опрос, взаимопроверка, проверка по эталону, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение учащихся в деятельность (1-2 мин.)
Учитель:
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
Учащиеся:
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий (2-3 мин.)
Учитель:
- Запишите: число, классная работа. Тема урока: «Буквы а и о в корне -кас- – -кос-».
Ребята, когда-то британский писатель и публицист Томас Карлейль сказал: «Человек с целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек без цели не продвинется и по самой гладкой дороге». Согласны ли вы с утверждением? Аргументируйте. Нужно ли нам ставить перед собой цели? Учитель не комментирует ответы учеников, предлагает вернуться к цитате в конце урока
Учащиеся:
Записывают число, классная работа, тема урока. Отвечают на вопрос, обосновывая свой ответ.
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности (4-5 мин.)
Учитель:
Организует работу в парах. Дает карточки с деформированными словами. Предлагает вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы в словах.
1. Р…стительность, к…снуться, Р…стов, сл…жить, прик…сновение, пол…жение, отр…сль, к…сательная.
2. К…сить, вык…сить, к…са.
Учитель:
Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?
Учащиеся:
Работают с карточками в парах. Высказывают предположение, что не знакомы с правилом написанием таких слов, как: касательная, прикосновение в первом задании.
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации (4-6 мин.)
Учитель:
С какими орфограммами вы работали? Почему слова, вызвавшие затруднение, записаны в 1 задании? Какой у них корень? Сформулируйте цель нашего урока на основе выявленного противоречия. Что нам надо сегодня узнать? Чему надо научиться?
Учащиеся:
Отвечают на вопросы. Формулируют цели урока.
V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях (4-5 мин.)
Учитель:
- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:
- Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и сначала самим попробовать сформулировать и записать в тетрадь правило, не заглядывая в учебник. Озвучьте свои предположения. Откройте учебник и сравните свои предположения с теоретическим материалом. Исправьте, если ваши предположения оказались неточными или неверными.
Записывает на доске: При-кос-ну-ть-ся, кос-ну-л-ся, при-кас-а-ть-ся-, кас-а-ешь-ся.
Учащиеся:
Наблюдают, выявляют особенность корней с чередованием с суффиксом -а- и без суффикса -а-. Озвучивают свои предположения. Сравнивают свои предположения с учебным материалом, дополняют, исправляют написанное.
Учитель:
Ребята, вам нужно составить 3 словосочетания на изученное правило. Составьте их, а после озвучьте друг другу словосочетания и объясните написание гласных в корнях -кос- и -кас-.
Учащиеся:
Составляют словосочетания, проговаривают друг другу, объясняя свой выбор. Работа в парах.
VI. Динамическая пауза
Цель: повышение мотивации к обучению, снятие перенапряжения в ходе учебного процесса (2 мин.)
Учитель:
Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.
Сл…жить вещи.
Первое сл…гаемое.
Зар…сли кустарника.
Предл…жить блины.
Р…стительный мир.
К…снуться чуда.
Выр…щенный цветок.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Березка подр…сла.
Не к…саются влаги.
Учащиеся:
Выполняют физические упражнения вместе с учителем
VII. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой.
Цель: умение проверять новое знание в типовых условиях (5-10 мин.)
Учитель:
Организует деятельность по применению новых знаний.
- Ребята, вам нужно выписать притяжательные местоимения, определить морфологические признаки. Объяснить смысл пословиц.
Учащиеся:
Выполняют работу в тетрадях в парах по эталону:
1. Солнце к…снулось края степи. (пишем -о-, т.к. нет суффикса -а-)
2. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки. (пишем -а-, т.к. есть суффикс -а-)
3. Приятно к…снуться ароматного блинчика. (пишем -о-, т.к. нет суффикса -а-)
4. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. (пишем -а-, т.к. есть суффикс -а-)
5. Мы к…снулись трудного вопроса. (пишем -о-, т.к. нет суффикса -а-)
2. Взаимопроверка.
Учитель:
Какой вывод сделаем? (Пишем гласную -о- в корне, если нет суффикса -а-, пишем гласную -а- в корне, если есть суффикс -а-)
Учащиеся:
Выполняют самостоятельно работу (по эталону), выставляя оценку в парах.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного (5-8 мин.)
Самостоятельная работа (разноуровневая):
Уровень «3»: № 186;
Уровень «4» - «5» - составить рассказ из 5-6 предложений на свободную тему, употребив слова с корнями -кас- и -кос-. Графически выделить новую орфограмму.
Учащиеся:
Самостоятельно выполняют работу в тетрадях, которые затем собираются на проверку.
IV. Домашнее задание (2 мин.)
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач.
X. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания (2-3мин.)
Учитель:
Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.