СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Буквы о и а в корне -кос- и -кас-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка поможет в проведении урока по теме

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Буквы о и а в корне -кос- и -кас-"»

ГБОУ СОШ с. Шигоны








Открытый урок

по теме:


«Буквы о и а в корне –кос-, -кас-»






Подготови и провел

учитель русского языка и литературы

Судакова Т.Н.


















Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Чередующиеся гласные в корне КОС – КАС»

Тип: урок открытия новых знаний

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2015 г.

Название раздела, темы: Словообразование. Орфография. Культура речи. Буквы -о- и -а- в корне -кас- – -кос-.

Цель: создание условий для усвоения обучающимися новой орфограммы – правописание букв -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-.


Задачи:


-Познавательные: научиться находить слова с корнями -кас- и -кос- в тексте; продолжить обогащать словарный запас.


-Развивающие: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию адекватной оценки и самооценки; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся.



-Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности; осознавать ценность нравственных норм (уважение и любовь к родителям).


Планируемые результаты:


предметные:

    1. закрепление знаний о выборе гласных -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-;

    2. закрепление умения находить в тексте исключения из правила;

    3. развитие творческих способностей обучающихся;

    4. предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;

    5. воспитание интереса к изучению предмета;


личностные УУД:

    1. понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

    2. осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.


  • регулятивные УУД:

    1. участвовать в диалоге по теме;

    2. формулировать цель урока вместе с учителем;

    3. вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок;

    4. вносить свое предположение;


  • познавательные УУД:

    1. поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов;

    2. анализ, синтез, умение доказывать;


  • коммуникативные УУД:

    1. планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    2. соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;


  • Метапредметные: 

    1. развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля;

    2. уметь работать индивидуально, находить общие решения;

    3. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;



Формы: фронтальная, в парах.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: фронтальный опрос, взаимопроверка, проверка по эталону, самостоятельная работа.















Ход урока



I. Организационный момент


Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение учащихся в деятельность (1-2 мин.)


Учитель:

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.


Учащиеся:

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.


II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.


Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий (2-3 мин.)


Учитель:

- Запишите: число, классная работа. Тема урока: «Буквы а и о в корне -кас- – -кос-».


Ребята, когда-то британский писатель и публицист Томас Карлейль сказал: «Человек с целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек без цели не продвинется и по самой гладкой дороге». Согласны ли вы с утверждением? Аргументируйте. Нужно ли нам ставить перед собой цели? Учитель не комментирует ответы учеников, предлагает вернуться к цитате в конце урока


Учащиеся:

Записывают число, классная работа, тема урока. Отвечают на вопрос, обосновывая свой ответ.


III. Этап выявления места и причины затруднения.


Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности (4-5 мин.)


Учитель:

Организует работу в парах. Дает карточки с деформированными словами. Предлагает вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы в словах.


1. Р…стительность, к…снуться, Р…стов, сл…жить, прик…сновение, пол…жение, отр…сль, к…сательная.


2. К…сить, вык…сить, к…са.


Учитель:

Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?


Учащиеся:

Работают с карточками в парах. Высказывают предположение, что не знакомы с правилом написанием таких слов, как: касательная, прикосновение в первом задании.


IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.


Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации (4-6 мин.)


Учитель:

С какими орфограммами вы работали? Почему слова, вызвавшие затруднение, записаны в 1 задании? Какой у них корень? Сформулируйте цель нашего урока на основе выявленного противоречия. Что нам надо сегодня узнать? Чему надо научиться?


Учащиеся:

Отвечают на вопросы. Формулируют цели урока.


V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


Цель: применение нового знания в типовых заданиях (4-5 мин.)


Учитель:

- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:

- Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и сначала самим попробовать сформулировать и записать в тетрадь правило, не заглядывая в учебник. Озвучьте свои предположения. Откройте учебник и сравните свои предположения с теоретическим материалом. Исправьте, если ваши предположения оказались неточными или неверными.


Записывает на доске: При-кос-ну-ть-ся, кос-ну-л-ся, при-кас-а-ть-ся-, кас-а-ешь-ся.


Учащиеся:

Наблюдают, выявляют особенность корней с чередованием с суффиксом -а- и без суффикса -а-. Озвучивают свои предположения. Сравнивают свои предположения с учебным материалом, дополняют, исправляют написанное.




Учитель:


Ребята, вам нужно составить 3 словосочетания на изученное правило. Составьте их, а после озвучьте друг другу словосочетания и объясните написание гласных в корнях -кос- и -кас-.


Учащиеся:

Составляют словосочетания, проговаривают друг другу, объясняя свой выбор. Работа в парах.


VI. Динамическая пауза


Цель: повышение мотивации к обучению, снятие перенапряжения в ходе учебного процесса (2 мин.)


Учитель:

Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.


Сл…жить вещи.

Первое сл…гаемое.

Зар…сли кустарника.

Предл…жить блины.

Р…стительный мир.

К…снуться чуда.

Выр…щенный цветок.

К…саться рукой.

Точки соприк…сновения.

Березка подр…сла.

Не к…саются влаги.


Учащиеся:

Выполняют физические упражнения вместе с учителем


VII. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой.


Цель: умение проверять новое знание в типовых условиях (5-10 мин.)


Учитель:

Организует деятельность по применению новых знаний.

- Ребята, вам нужно выписать притяжательные местоимения, определить морфологические признаки. Объяснить смысл пословиц.


Учащиеся:

Выполняют работу в тетрадях в парах по эталону:


1. Солнце к…снулось края степи. (пишем -о-, т.к. нет суффикса -а-)

2. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки. (пишем -а-, т.к. есть суффикс -а-)

3. Приятно к…снуться ароматного блинчика. (пишем -о-, т.к. нет суффикса -а-)

4. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. (пишем -а-, т.к. есть суффикс -а-)

5. Мы к…снулись трудного вопроса. (пишем -о-, т.к. нет суффикса -а-)


2. Взаимопроверка.


Учитель:

Какой вывод сделаем? (Пишем гласную -о- в корне, если нет суффикса -а-, пишем гласную -а- в корне, если есть суффикс -а-)


Учащиеся:

Выполняют самостоятельно работу (по эталону), выставляя оценку в парах.


VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.


Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного (5-8 мин.)


Самостоятельная работа (разноуровневая):

Уровень «3»: № 186;

Уровень «4» - «5» - составить рассказ из 5-6 предложений на свободную тему, употребив слова с корнями -кас- и -кос-. Графически выделить новую орфограмму.


Учащиеся:

Самостоятельно выполняют работу в тетрадях, которые затем собираются на проверку.


IV. Домашнее задание (2 мин.)


Цель: практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач.



X. Рефлексия учебной деятельности.


Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания (2-3мин.)


Учитель:

Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!