Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организационно- мотивационный этап. | 1.Организует детей на урок. Встало солнышко давно Заглянуло к нам в окно На урок торопит нас- Русский язык у нас сейчас. 2.- А чем вы занимаетесь на уроках русского языка? «Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гёте, немецкий писатель. - Так давайте начнем с мудрого изречения. -Что можно назвать мудрым изречением?(пословицу) - А если придумывает один автор? (афоризм). Один афоризм я засекретила. Секрет на парте. Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.(на доске) Можно утверждать, что каждый урок-частичка мудрости? | Дети приводят в порядок свое рабочее место. Отвечают на вопрос учителя. Взаимодействуют с учителем. Работа в парах. Составляют пословицу. Работа с деформированным предложением. Объяснение смысла пословицы. Самооценка в Маршрутном листе. | Личностные УУД: -самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; КоммуникативныеУУД: формулирование собственного мнения, контролирование действия одноклассников Познавательные УУД: развитие мышления, речи, внимания ЛичностныеУУД: умение проводить самооценку |
II.Мобилизующий этап. Актуализация знаний. Формирование обучающимися темы и цели урока. Минутка чистописания Слайд1. Слайд2- буквы-числа. | - Повторение правил посадки и подготовки руки к письму. Упражнение для пальцев рук «Этот пальчик самый толстый самый главный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине! Этот пальчик - безымянный, избалованный самый! Этот пальчик хоть и мал, он и ловок и удал!» -Найдите взаимосвязь между буквами и числами.(порядковый номер буквы в алфавите) - Ребята, в минутке чистописания пропишем следующие буквы. | Работа в тетради. Фонарик настроения. Дети оценивают свою работу. Массаж для укрепления мелкой мускулатуры пальцев. Ответы. Обводят по кальке буквы е,ё,и,ю,ь и прописывают в тетради. Самооценка на полях. | ЛичностныеУУД: умение проводить самооценку ПознавательныеУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний. КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия. |
| Какова тема урока? (Ь) - Какую роль играет ь в словах? - Чему будем учиться на уроке? Цели урока: Повторим материал, Закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!» - Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать Ь в словах, проговаривая алгоритм этой орфограммы. | Ответы детей. Умение формулировать темы и цели урока | Личностные УУД: сохранение мотивации к получению знаний Познавательные УУД: представление информации в виде схемы; развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; умение определять и формулировать цель урока |
III. Закрепление. Закрепление знаний в знакомой ситуации Слайд.-тест Слайд. Верхнеуральск | -Вы уверены в своих знаниях? Проверим? Тест 1.Разделительный Ь пишется: А) перед согласными У) перед гласными 2. Укажи слово с правильным переносом: Г) вь-юга М) маль-чик 3.Выбери имена собственные с Ь-показателем мягкости: Д) Емельян, Марья Н) Верхнеуральск, Первоуральск 4. Выбери слова с разделительным Ь: Г) стульчик, крыльцо И) стулья, крылья 5. Выбери лишнее слово: Л) оленьи Ц) деньки Р) воробьи 6. В каком слове количество букв и звуков совпадает: З) семь К) семьдесят А) семья Проверка по экрану (по правильным буквам-ответам слово умница) Вывод -В задании 3 в тесте под буквой Н) что за слова? -Что за город? Где находится?(в 54 км от Магнитогорска) - Что обозначает число на постаменте ? (год основания – век?) | Ожидаемый результат в Маршрутном листе Выполняют тест Взаимопроверка Проверяют, исправляют ошибки Ответы детей. (имена собственные-географические названия) | ЛичностныеУУД: умение проводить самооценку; ориентирование на понимание причин успеха в учёбе. ПознавательныеУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме. КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование действия товарищей. Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия |
IV.Построение проекта выхода из затруднения Слайд. схемы | - Ребята, когда я готовилась к уроку, обнаружила следующие схемы. Объясните их. -А вот эта схема почему-то вызывает у меня сомнение. Хочу с вами посоветоваться, можно ли её применять к орфограмме разделительный Ь? -Докажите своё мнение, работая в группах. (задание в учебнике) Ель- Вьюга- Ружьё- Вывод | Ответы детей. Ь – показатель мягкости пишется после мягких согласных или в конце слова Ь разделительный пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И Ь разделительный не всегда обозначает мягкость согласного Ожидаемый результат в Маршрутном листе. Транскрипции к словам. 1 пара у доски. | ЛичностныеУУД: Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: умение работать в паре. Регулятивные УУД: планирование своих действий, осуществление личностной рефлексии. |
V.Физкульт-минутка Дыхательная гимнастика | Бывает (руки вверх, потянуться) – не бывает (приседание) -Кто самый внимательный? - Какие слова с разделительным Ь услышали? (ночью, платье) «Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза). «Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком “ха-а”, будто согревая руки (2 раза). Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза) | Выполняют упражнения Ответы детей. | Личностные УУД: умение проводить самооценку, самоконтроль; ориентирование на понимание причин успеха в выполненной работе. управление поведением контроль, коррекция |
VI.Закрепление материала в новой ситуации Слайд - портрет 1.Загадка 2.Работа с текстом Слайд текст 3.Работа с толковым словарём в парах Слайд | - Ребята, послушайте стихотворение детского писателя С.Я.Маршака Снег теперь уже не тот, — Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Солнце стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. -О каком времени года написал поэт? Весна- вёсны -Назовите явления в неживой природе. -О каких изменениях в живой природе говорится в стихотворении? - Почему воробей зачирикал веселей? -Где находим информацию? -А на уроке? -Тема текста? (о пении птиц весной) - Главная мысль?(сигналят о границах своих владений) Пение птиц. Пение птиц – знак для других птиц. С помощью трели они сигналят о границах своих владений. Тут птицы ищут пищу для маленьких птенцов, следят за гнездом. Работа с толковым словарём 1 ряд – трель 2 ряд – граница 3 ряд – владение | Слушают стихотворение Ответы детей. Работа в тетради В словарях, энциклопедиях, интернете, в тексте. Ожидаемый результат в Маршрутном листе. Работа с текстом в Маршрутном листе (маркируют текст, обозначают орфограммы) Выписывают предложение, выражающее главную мысль, в тетрадь Работают в парах. Читают толкование слов | Личностные УУД: умение проводить самооценку, самоконтроль; ориентирование на понимание причин успеха в выполненной работе. Познавательные УУД: развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания; умение сравнивать; ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные УУД: умение работать в парах со словарём, используют в общении правила вежливости Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий; выполнение учебных действий в материале. осуществляют самоконтроль Познавательные УУД умеют применять правило. |
VII. Домашнее задание. | С.61 упр.5 | Читают задание к упр. Ожидаемый результат в Маршрутном листе. | Личностные УУД: сохранение мотивации. Познавательные УУД: осуществление поиска информации; умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: умение работать с информацией. Регулятивные УУД: планирование своих действий. |
VIII. Итог урока. Рефлексия Слайд | -Какие функции выполняет Ь? -Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Какую орфограмму мы повторили ? - Как работал на уроке наш класс? - Проанализируйте свою работу на уроке. -С каким настроением вы уходите с этого урока? | Ответы детей. результат в Маршрутном листе | Личностные УУД: умение оценивать результат своей работы. Познавательные УУД: прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний. Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения и позиции в высказываниях. Регулятивные УУД: осуществление познавательной и личностной рефлексии. |