ГБОУ СОШ №2 г. Нефтегорска
Открытый урок в 6 классе
на тему
«Решение уравнений»
Автор:
учитель математики
Хайрулина Светлана Владимировна
2021-2022 учебный год
Тема урока: «Решение уравнений»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели урока:
1. Обучающие: Формирование навыков решения уравнений, с применением правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую; научить решать задачи на составление уравнений.
2. Развивающие: Развитие навыков самоконтроля, самооценки; развитие вычислительных навыков; взаимоконтроля ; развитие мыслительной активности; развитие навыков работы в группе.
3. Воспитательные: Воспитание ответственности за коллективную работу.
Задачи урока: отработать навыки решения уравнений.
Цели для учащихся.
Знать: правила решения уравнений.
Уметь: решать простые уравнения.
Дополнительно уметь решать сложные уравнения и проверять их.
Дополнительно уметь: составлять и решать нестандартные задачи (задачи творческого характера).
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парные и групповые взаимодействия.
Оборудования: сигнальные карточки, разноуровневые раздаточные карточки.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
умение приводить подобные слагаемые, умение применять правила раскрытия скобок, умение использовать свойство переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, умение составлять уравнения по условиям задач, решать простейшие уравнения
Метапредметные:
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом, умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разные виды работы, применение приёмов самоконтроля при выполнении заданий;
Основные технологии: технология оценивания образовательных достижений учащихся; технологии личностно-ориентированного развивающего образования;
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня я начну урок со слов Альберта Эйнштейна «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”.
Даже великие ученые уделяли такое внимание уравнениям, значит, и мы должны помнить, что уравнения будут существовать вечно.
Сегодня у нас повторительно - обобщающий урок.
Как вы думаете , какую тему мы сегодня будем повторять? (называют тему урока)
Какие же задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке? (повторять , обобщать, закреплять и оценивать уровень своих знаний по теме )
Начнем с повторения.
Что такое уравнение?
Что называется корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
Какими свойствами мы пользуемся при решении уравнений?
В это время 2 ученика работают по карточкам у доски.
Решить уравнения:
Карточка 1 Карточка 2
1) -6(x – 1) = 18 1) -2(4y – 11) = -6
Ответ: x = -2 Ответ: y = 2
2) 2y + 3 = y – 6 2) 6x – 2 = 3x + 7
Ответ: y = -9 Ответ: x = 3
Слайд содержит две части трех определений. Применяя инструмент «умное перо» необходимо соединить
3. Устный счет
а) Раскрыть скобки:
1) -4(2а+4в-6с) -4а-16в+24с
2) -3(-2а+5в-с) 6а-15в+3с
3) -6(-а - в +с) 6а+6в-6с
4) 2(-5а + 6в -7с) -10а+12в-14с
б) Правильно ли раскрыты скобки?
(7x + 2) – (3x + 5) = 7x + 2 - 3x + 5.
-(5x – 3) + (8 + 2x) = 5x + 3 + 8 + 2x.
3(x + 1) – 5(x – 1) = 3x + 3 - 5x – 1.
в) Правильно ли перенесены слагаемые из одной части уравнения в другую?
1) 9x + 1 = 5x – 3 3) 4x + 8 - 6x = 3x
9x + 5Х = – 3+1 4x - 6x + 3x = 8
2) 2x + 4 + 5x = 3 + x
2x - 5x – x = -3 – 4
г) Найдите и исправьте ошибки в решении уравнения:
1) 5х – 5 = 3х + 13 2) -12-2х=8х+18
5х - 3х = 13 – 5 2х-8х=18+12
2х = 8 6х=30
Х = 8:2 Х=30:6
Х = 4 Х=5
Ответ: 4 Ответ:5
д) Упростите выражение (Найдите соответствие).
1)5х*(-2у) а) –а – 10
2) а+2b – а – 3 b б)2t – 1
3) 8-4а + 3а – 18 в)-3а + 2
4) 4t + 1 – 2t – 2 г) -10ху
5) -2а + 5 – 3 – а д) – b
е) 10ху
Остался лишний ответ, составьте такое выражения, чтобы после упрощения получилось 10ху.
5х*2у. Молодцы!
е) Найти выражение, равное выражению -2( -4x + 3y -5)
8x + 6y -10
8x - 6y -10
8x + 6y +10
Историческая справка.
Ребята, а вы помните, когда первый раз решали уравнения?
А вы знаете, кто и когда придумал первое уравнение?
Ответить на этот вопрос невозможно. Ещё за 3-4 тысячи лет до н.э египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения. Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий учёный Диофант (3 век), о котором писали:
Он уйму всяких разрешил проблем.
И запахи предсказывал, и ливни
Поистине, его познанья дивны.
5) Работа у доски. Решение уравнений 4 ученика
1) -3(х-2)=5х+14 3) 4(х+3)=2х-6
-3х+6=5х+14 4х+12=2х-6
-3х-5х=14-6 4х-2х=-6-12
-8х=8 2х=-6
Х=1 х= -3
2) 7x – 9 = 5(x - 1) 4 (х+5)=2х-4
7x – 9 = 5x – 5 4х+20=2х-4
7x –5х = -5+9 4х-2х=-4-20
2х=4 2х=-24
Х=2 х= -12
6) Работа в парах
Прежде, чем начнете решать задания по карточкам, ответьте на вопрос:
« Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”.
Полученный ответ уравнений из карточки позволит ответить на вопрос задачи.
Каждому ученику раздается карточка в которой нужно поставить крестик напротив того числа, ответ которого считают верным
I вариант II вариант
| -11 | 3 | -7 | -5 | | | -4 | 8 | -2 | -14 |
-8-3 | + | | | | | -9+5 | + | | | |
-8+3 | | | | + | | -9-5 | | | | + |
2-9 | | | + | | | 6-8 | | | + | |
-4+7 | | + | | | | -3+11 | | + | | |
2)Решить уравнение
Вариант 1. Вариант 2.
16х – 24 = 9 + 5х; 18х – 21 = 6 + 9х;
16х -5х = 9 +24; 18х - 9х =6 +21;
11х =33; 9х = 27;
Х=33:11 Х=27:3
х =3. х =3.
Ответ: 3 Ответ: 3
Полученный ответ позволит ответить на вопрос задачи.
« Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”.
Берёза – 3
Сосна – 7
Тополь – 1,6
7) Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх)
8). Работа у доски. Решение задач на составление уравнения
Задача 1.
Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
(Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.)
1 число-2х
2 число-х
4х+4х=48
8х=48
х=48:8
х=6
Ответ:6минут
Курящие дети уменьшают свою жизнь на 7 лет , если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Задача 2.Средний человек проводит во сне 1/4 своей жизни, еще 30 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека?
9) ГРУППОВАЯ РАБОТА
1) Решить уравнение
Решив уравнения, вы узнаете год основания Махачкалы, Численность населения Дагестана Сколько национальностей в Дагестане.
1 Группа 2 Группа 3 Группа
15-14х= -22х -9 11х+20 = 7х-12 16-5х=2х-12
-14х+22х=-9-15 11х-7х=-12-20 -5х-2х=-12-16
8х=-24 4х=-32 -7х=-28
х=-24:8 х=-32:4 х=-28:(-7)
Х=-3 х=-8 х=4
1Группа 2 Группа 3 Группа
Год основания Численность Сколько
Махачкалы населения национальностей
Дагестана в Дагестане
1)1800 г. . «7» 1) 3 063 885 «-8» 1) 36 «4»
2) 1844г. «-3» 2) 3 041 900 «1» 2) 40 «7»
3) 1820г. . «4» 3) 3 015 660 «6» 3)42 «10»
10). Самостоятельная работа. Решить задачу на составление уравнения
I вариант II вариант
№ 1307№ 1323
Задача 1 № 1323
.
Задача 2 № 1307
Подведение итогов, заполнение оценочного листа.
Учащиеся сдают оценочные листы.
Учитель благодарит учащихся за урок!
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ Фамилия____________________________ Имя ________________________________ |
Этапы урока | Количество баллов |
«1». «Устный счет» | |
«2». «Работа в парах» ( взаимопроверка) | |
«3». «Групповая работа» (самопроверка) | |
«4». «Работа у доски» | |
«5». Самостоятельная работа (самопроверка) | |
Итого | |
Оценка | |
Шкала перевода баллов в оценку
Более 15 б. - «5»
12 – 14 б. - «4»
9 – 11 б. - «3»
менее 9 б. - «2»
Фамилия____________________________
Имя ________________________________
ЗАДАНИЯ:
1)«Работа в парах»
а)задание (за каждый +дается 1 балл)
I вариант II вариант
| -11 | 3 | -7 | -5 | | | -4 | 8 | -2 | -14 |
-8-3 | + | | | | | -9+5 | + | | | |
-8+3 | | | | + | | -9-5 | | | | + |
2-9 | | | + | | | 6-8 | | | + | |
-4+7 | | + | | | | -3+11 | | + | | |
б)задание
Решить уравнение
Вариант 1. Вариант 2.
16х – 24 = 9 + 5х; 18х – 21 = 6 + 9х;
«2». «Групповая работа» (дается 3 балла за верное решение,2 балла,если допущена 1 ошибка, 0 баллов,если получен неверный ответ)
1) Решить уравнение
1 Группа 2 Группа 3 Группа
15-14х= -22х -9 11х+20 = 7х-12 16-5х=2х-12
3) « Решение задачи» (дается 5 баллов за верное решение,4 балла,если допущена 1 ошибка,2 балла,если допущена 1 ошибка , 0 баллов,если получен неверный ответ)