СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Водные богатства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир  является одним из тех предметов, где можно и нужно  воспитывать в детях  очень много качеств, направленных  на охрану природы, эстетические качества. Необходимо показывать и рассказывать на каждом уроке значимость  природы и связь ее с человеком. Что именно от человека зависит какая будет завтра природа и каковы последствия неправильного использования природных ресурсов и  варварского отношения к природе. Во время проведения уроков я очень часто использую презентации с  той целью, чтобы наглядно показать экологические проблемы, изменения , происходящие в природе в век  развития науки и техники.

Презентация на тему «Водные богатства» поможет при проведении урока окружающий мир во 2 классе по УМК «Школа России» (Плешаков), так как ее наполнение полностью соответствует целям и задачам ФГОС. Разработка состоит из 22 красиво оформленных слайдов, которые полностью отражают тему урока и частично будут использованы для ее закрепления. Второклассникам будет легко запомнить, какие водные богатства нашего края есть у нас в стране, так как каждое слово учителя будет подтверждено картинками, фотографиями, по которым можно вести беседу на уроке окружающего мира . На слайдах детской презентации расположен материал:

Что включают в себя водные богатства планеты?

Знакомство с естественными и искусственными водоемами

 

Река, ее основные части (исток, устье, русло, притоки, берега)  В презентации много красивых фотографий, которые можно рассмотреть, рассказывая ученикам 2 класс о водных богатствах планеты на уроке окружающего мира по учебнику Плешакова («Школа России»). 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Водные богатства»»

Открытый урок по теме "Водные богатства»

Цели урока:

познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;

познакомить со значением воды в жизни человека;

расширять знания o формах существования воды в природе.


Задачи урока:


1. Образовательные: знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;


2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.


3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.



Оборудование:

“Тесты к учебнику для 2 класса” А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова; презентация “Про воду…”, запись на аудиокассете: шум дождя, ручья, моря.


Организационный момент.

Вы пришли сюда …(учиться)

Не лениться, а …(трудиться)

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)

Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

Актуализация знаний.



У. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Д. Про воздух. У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)

Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк) У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? Д. . Кислород. ( диаграмма на доске) У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ) У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать? Чтоб здоровье было в норме Надо воздух освежать. И проветривать почаще, Пыль почаще протирать.

Мотивация учебной деятельности



У. А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе. Слайд №2 Д. Это – вода. У. Как ты разгадал ребус? Д. В О нарисовано ДА – получается вода. У. У кого из вас другой ответ? Оцените ответ своего товарища. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. Посмотрите, ребята, в классе все сигнальные карточки желтые. Значит, вы рассуждали правильно. Молодцы! У. Сегодня мы будем говорить про воду. Слайд№3 (На доске карточка со словами Вода – это) А что вы о ней знаете? Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять. У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.

Работа по теме урока.

У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях

Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

в лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

без воды нам не прожить!

У. Что нового вы узнали о воде из стихотворения?

Знакомство с понятием “исследователь”

У. Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

Д. Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.

Слайд №4

У. Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?

Д. Вода.

У. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.

План работы нашего исследования (на доске).

1.Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.

2.Наблюдение за распространением воды в природе.

3.Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

4.Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.



Практическая работа.



Опыт №1



У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. )



У. Почему? Д. Она текуча.



У. Какой сделаем вывод? Д. Вода-жидкость.



Опыт №2



У. Всегда ли она жидкая?



Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?



Витя, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?



Д. Я дома с сестрой налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат)



(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. )



У. Какой сделаем вывод?



Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.



Опыт №3



У. Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' Д. Она испарилась.



У. Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.



У. Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?



Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Слайд №5 (Первый пункт плана стирается с доски).



У. Давайте перейдем ко второму вопросу.



2. Распространение воды в природе



У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.



Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь.



У. Вода в природе в твердом состоянии – это…(



У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…



Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь. )

Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег. )

Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

Похож я с виду на горох,

Где я пройду – переполох. (Град. )

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. (Туман)

Белая простыня

По небу плыла. (Облако)



(Второй пункт плана стирается с доски)



У. Давайте перейдем к третьему вопросу.



3. Значение воды для растений, животных и человека.



Слайд№6



У. Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? Д. Голубой.



У. А почему?



Д. Это вода. У. Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.





Слайд№7



У. Где мы используем воду?



У. С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )



Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.



(На доске карточка со словами Вода – это )



У. Значит, вода – это…



Д. Вода – это жизнь.



(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)



У. Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.



(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)



Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)



У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.



(Третий пункт плана стирается с доски)

Работа в парах



- Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара должна придумать свой знак на тему «Правила поведения на водоёмах». Поворачивайтесь друг к другу и принимайтесь за работу.



Дети рисуют, а затем объясняют, что они изобразили, какое правило.



1.Купаться только в специально оборудованных местах (пляжах или бассейнах).



2.Не ходить на реку без взрослых.



3.Не заплывать за буйки.



4.Не хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.



5.Не подплывать близко к катерам и судам.



6.Не прыгать (не нырять) в неизвестном вам месте.



7.Не выходить на лед рек.



8.Не загрязнять водоёмы и берега, не рвать растения на водоёмах, не ловить лягушек, головастиков.



9.Не приводить с собой собак и других животных.



10.Не плавать на досках, брёвнах, автомобильных камерах, надувных матрацах.



11.Если тонет человек:



Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»



Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».



Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.



12.Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках.



13. Не мыть автотранспорт и велосипеды около речки и пруда.



С готовыми работами дети выходят к доске, объясняют, что на них изображено, почему.



Остальные группы слушают, исправляют, помогают, добавляют.



- Молодцы, вы творчески подошли к своим заданиям, все принимали активное участие в работе.



- Несоблюдение правил поведения на воде может привести к трагическому исходу, получению телесных повреждений и даже к гибели. Безопасность каждого зависит от вас самих.



Рефлексия.



- Скажите, ребята, для чего же на Земле водоемы?



-Они дают воду, без них Земля высохла бы.



-Это дом для живых организмов (растений и животных).



-Это дорога для водного транспорта.



- Место отдыха.



-Молодцы, спасибо, ребята, за активную работу.



(Слайд28)



- Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения:



Я узнал…



Я задумался…



Я удивился…



-Выставление оценок



Урок сегодня был удачный,



Не прошёл для вас он зря.



Все вы очень постарались.



Вам понравилось, друзья?



- Кому понравился урок, кто запомнил новый материал, понял его, поднимите веселые капельки. А кому не понравилось, кто что-то не понял – поднимите грустные.



- Что больше всего понравилось?



- А что не понравилось? Ответы детей



Домашнее задание. Итоги урока.



- Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад и оформить его. Используйте энциклопедии, интернет и справочники (по желанию).



- Обратитесь к статье учебника стр. 80 – 83.



- Рабочая тетрадь стр. 34 – 35.



- Урок окончен. Спасибо всем за урок.



Дети записывают задание в дневники.