СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка " Разделительный твердый знак" 21.12.2020

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка " Разделительный твердый знак" 21.12.2020»


Тема: Разделительные твердый (Ъ) знак.

Цель: ознакомить учащихся с правилом письма разделительного твердого знака в словах; повторить правила написания разделительного мягкого знака.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком; составят алгоритм проверки написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.

Оборудование: карточки с заданиями, мягкий и твердый знак, конверты с деталями для сбора схемы-правила, учебник Русский  язык для 3  класса, презентация, круги для самооценки.

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка.

- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату.

II. Минутка чистописания.

  1. Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, вьюга,теплица,семья, поезд. Назовите букву, которая не обозначает звука.

Спишите слова с твёрдым и мягким знаком.

Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока?

- Тема нашего урока: «Разделительный твердый (Ъ) знак».

- Вы любите читать? У меня в детстве была любимая книга. А кто её главный герой, вы узнаете, отгадав загадку:

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)

III. Актуализация знаний.

- В одной из повести Незнайка летал на Луну. А сегодня он там встретил жителей страны Грамматики, которые очень сильно поспорили. Хотите услышать о чём их спор?      Вот послушайте:

Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..

- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор –
Незнайка им сказал, услышав этот спор,
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.

- Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Может быть мы вместе с Незнайкой постараемся помирить друзей? Ребята вы готовы? Для этого необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они отличаются друг от друга.

- Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас объединяет!”. Как вы понимаете смысл этого девиза?

IV. Самоопределение к деятельности.

- Незнайка решил, что разделительный мягкий знак надо писать после всех мягких согласных перед гласными, а разделительный твердый знак – после всех твердых согласных перед гласными.Прав ли он?

-что бы узнать прав ли  он открываем учебники на стр 49 прочитаем правило.

- Найдите ошибки в ответе незнайки( разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И; перед другими гласными не пишется. Разделительный твердый знак пишется в приставках оканчиваются на согласную, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).

- На уроке будем учиться писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

V. Работа по теме урока.

1)Задание: Найдите местечко для разделительного Ъ. (Cлайд 5)

(Рас?сада, под?ехал, по?ели)

- Что общего в этих словах? (Во всех словах есть приставка) Прочитайте в учебнике правило.

_ Что мы узнали из правила? (после приставок оканчивающихся на согласный и перед буквами е, е, ю,и,я)

- Незнайка приготовил для вас задания, в которых нужно применить полученное

правило

1) “Найди пропажу”. (слайд)

стуля

подёмник

сёмка

сёжился

лиси

вюнок

обездил

ателе

- Перед какими же буквами пишется разделительный мягкий знак?

Найдите в учебнике упраженение 265, ознакомьтесь.

- Есть в тексте слова с разделительным твердым знаком,Спишите и почеркните разделительный твердый знак и букву после нее.

Прочитайте слова в учебнике на странице 135 упражнения 266, скажите какими буквами нужно заменить звуки? Запишите слова.

- Послушайте стихотворение и посторайтесь запомнить слова с разделительным твердым знаком.


Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели.

Почему случилось так ?

Кто виновник?-

Твердый знак.

Твердый знак нам нужен очень.

Без него писать не сможем:

Съезд,съедобный,объяснение,

И подъезд, и объявление.

VIФизкультминутка.

- Отдохнём и подумаем.

(Я называю слова.  Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).

Вьюн, объявление, свинья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить,ручьи,подъем,воробьи,объясение.

VII. Продолжение работы по теме урока.    

Работа в группах: ( Составление кластера. Если учащиеся не знакомы с такой формой работы, то учитель дает объяснение)

Образуйте с помощью данных приставок слова с разделительным твердым знаком.

1 группа: ( с, в.) въезд, съел, съехал, съежился, съемка, съедобный
2 группа: ( под, раз.) подъезд, подъел,разъезд, разъяснить, подъемник, разъяренный.

3 группа: (об, от.) отъехать, объехать, объявление, отъявленный, объедки.

VIII. Обобщение изученного.

Призадумались тут знаки
И друг другу говорят:
Каждый в слове пригодится
И в нужном месте должен появиться.
Важен – ты и важен – я.
Мы с тобой навек – друзья!
Ну а вы, ученики
Правила не забывайте,
Разделительные знаки
Правильно употребляйте.

Запомните! Проще простого!
Пишите меня в корне слова.
Пишите без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я

С приставкой на согласную
Дружу я с давних пор,
После меня лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.

     IX. Рефлексия урока.

- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:

Сегодня на уроке я:

  • научился...

  • было интересно...

  • было трудно...

  • больше всего понравились задания...

  • мне показалось важным...

  • я понял, что...                                                                                                        

 X. Оценивание работы на уроке.                                                   (Самооценка).

- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый круг.

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите синий круг.

- Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете – поднимите желтый круг.


XI. Итог урока.                                                                                                           - Вспомните девиз сегодняшнего урока. Почему именно этот девиз предложил нам Незнайка?


XII.Домашнее задание.  

Стр 137, упр 270                                                                   

Ъ

Ь