Тема: Разделительные твердый (Ъ) знак.
Цель: ознакомить учащихся с правилом письма разделительного твердого знака в словах; повторить правила написания разделительного мягкого знака.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком; составят алгоритм проверки написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.
Оборудование: карточки с заданиями, мягкий и твердый знак, конверты с деталями для сбора схемы-правила, учебник Русский язык для 3 класса, презентация, круги для самооценки.
Ход урока
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка.
- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату.
II. Минутка чистописания.
Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, вьюга,теплица,семья, поезд. Назовите букву, которая не обозначает звука.
Спишите слова с твёрдым и мягким знаком.
Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока?
- Тема нашего урока: «Разделительный твердый (Ъ) знак».
- Вы любите читать? У меня в детстве была любимая книга. А кто её главный герой, вы узнаете, отгадав загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)
III. Актуализация знаний.
- В одной из повести Незнайка летал на Луну. А сегодня он там встретил жителей страны Грамматики, которые очень сильно поспорили. Хотите услышать о чём их спор? Вот послушайте:
Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор –
Незнайка им сказал, услышав этот спор,
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Может быть мы вместе с Незнайкой постараемся помирить друзей? Ребята вы готовы? Для этого необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они отличаются друг от друга.
- Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас объединяет!”. Как вы понимаете смысл этого девиза?
IV. Самоопределение к деятельности.
- Незнайка решил, что разделительный мягкий знак надо писать после всех мягких согласных перед гласными, а разделительный твердый знак – после всех твердых согласных перед гласными.Прав ли он?
-что бы узнать прав ли он открываем учебники на стр 49 прочитаем правило.
- Найдите ошибки в ответе незнайки( разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И; перед другими гласными не пишется. Разделительный твердый знак пишется в приставках оканчиваются на согласную, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).
- На уроке будем учиться писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.
V. Работа по теме урока.
1)Задание: Найдите местечко для разделительного Ъ. (Cлайд 5)
(Рас?сада, под?ехал, по?ели)
- Что общего в этих словах? (Во всех словах есть приставка) Прочитайте в учебнике правило.
_ Что мы узнали из правила? (после приставок оканчивающихся на согласный и перед буквами е, е, ю,и,я)
- Незнайка приготовил для вас задания, в которых нужно применить полученное
правило
1) “Найди пропажу”. (слайд)
стуля | подёмник |
сёмка | сёжился |
лиси | вюнок |
обездил | ателе |
- Перед какими же буквами пишется разделительный мягкий знак?
Найдите в учебнике упраженение 265, ознакомьтесь.
- Есть в тексте слова с разделительным твердым знаком,Спишите и почеркните разделительный твердый знак и букву после нее.
Прочитайте слова в учебнике на странице 135 упражнения 266, скажите какими буквами нужно заменить звуки? Запишите слова.
- Послушайте стихотворение и посторайтесь запомнить слова с разделительным твердым знаком.
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели.
Почему случилось так ?
Кто виновник?-
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен очень.
Без него писать не сможем:
Съезд,съедобный,объяснение,
И подъезд, и объявление.
VI. Физкультминутка.
- Отдохнём и подумаем.
(Я называю слова. Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).
Вьюн, объявление, свинья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить,ручьи,подъем,воробьи,объясение.
VII. Продолжение работы по теме урока.
Работа в группах: ( Составление кластера. Если учащиеся не знакомы с такой формой работы, то учитель дает объяснение)
Образуйте с помощью данных приставок слова с разделительным твердым знаком.
1 группа: ( с, в.) въезд, съел, съехал, съежился, съемка, съедобный
2 группа: ( под, раз.) подъезд, подъел,разъезд, разъяснить, подъемник, разъяренный.
3 группа: (об, от.) отъехать, объехать, объявление, отъявленный, объедки.
VIII. Обобщение изученного.
Призадумались тут знаки
И друг другу говорят:
Каждый в слове пригодится
И в нужном месте должен появиться.
Важен – ты и важен – я.
Мы с тобой навек – друзья!
Ну а вы, ученики
Правила не забывайте,
Разделительные знаки
Правильно употребляйте.
Запомните! Проще простого!
Пишите меня в корне слова.
Пишите без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я
С приставкой на согласную
Дружу я с давних пор,
После меня лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.
IX. Рефлексия урока.
- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:
Сегодня на уроке я:
X. Оценивание работы на уроке. (Самооценка).
- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый круг.
- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите синий круг.
- Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете – поднимите желтый круг.
XI. Итог урока. - Вспомните девиз сегодняшнего урока. Почему именно этот девиз предложил нам Незнайка?
XII.Домашнее задание.
Стр 137, упр 270
Ъ
Ь