СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный открытый урок я давала на районном семинаре учителей математики в 2014 году.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Открытый урок математики в 5-м классе по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Лёшина Я.И. учитель математики

Цели и задачи урока:

  1. Ввести понятие степени числа, основания степени и показателя степени, закрепить понятие возведения в степень на решении заданий.

  2. Развивать внимание и наблюдательность, логическое мышление, математическую речь.

  3. Воспитание культуры речи, усидчивости.

  4. Воспитывать чувства товарищества, коллективизма, внимательности к одноклассникам.

Оборудование:

  • компьютер,

  • презентация “Степень числа. Квадрат и куб числа”.

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 2)

Начинается урок,
Приготовься-ка дружок!

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждет обязательно!



2. Актуализация знаний: (слайды 3, 4)

1. Упростить выражение:

  • 6m + 24m;

  • 48х + х;

  • 32bb;

2. Проверьте порядок действий:

       1      3           2         4
508 * 609 - (22313 + 345) : 69

     4      6     5     2      3     1
34 * 45 + 56 - 78 * 356 : 56 * 4

3. Мотивация урока. (слайд 5)

Решите примеры и заполните таблицу.

2*2*2*2*2 - Ь 3+3+3 - Е 3*3*3 - П

4*12 - Л 5*13 - Т 8*8 - И

5+5+5+5+5 - Н 11*7 - С 4*4 - А 0*23 - Ч









77

65

9

27

9

25

32

0

64

77

48

16















Какое словосочетание получилось? Знаете ли вы, что такое степень числа?

Итак, тема нашего урока: Степень числа. Квадрат и куб числа. (слайды 6)

Подпишите сегодняшнее число, классная работа.

  1. Немного истории. (слайды 7, 8)

Давным-давно в Древней Греции, для того чтобы умножать числа, люди использовали счёт на камушках. Они рисовали многоугольники, выкладывали их стороны из камней и подсчитывали их число. В результате этого появились числа называемые квадратными и кубическими. С помощью такого метода можно вычислить площади и объём любой фигуры, а так же решать практические задачи на нахождение объёма воды в любом бассейне. В наше время не используют метод древних греков, так как он трудоёмкий и занимает много времени, для этого используют понятие и способы действий, которые вам необходимо сегодня внимательно изучить, осмыслить и

закрепить на уроке.

400 лет назад французский математик Рене Декарт предложил такой способ записи произведения нескольких одинаковых множителей

5 · 5 · 5 · 5 = 54

Запись 54 читают «пять в четвёртой степени»





  1. Объяснение нового материала: (слайды 9-17)

Основные понятия



Основание Показатель

Внимательно смотри

- Степень
Основание – цифра 3
Показатель – цифра 7
Помнить надо всем!!!



Свойства степени

  1. Первая степень любого числа равна самому числу:



  1. Вторую степень числа называют «квадратом»:

  1. Третью степень числа называют «кубом»:









6. Закрепление: (слайд 18)

Угадайте корень уравнения.

7. Научимся читать степень. (слайд 19)

8. Физминутка для глаз. (слайд 20-21)
От одной фигуры к другой ведите глазами. И так несколько раз.



9. Работа с учебником.

653 (самостоятельно с взаимопроверкой)

10. Закрепление (слайды 22-24)

А) Ответьте устно на вопросы теста:

1.  В выражении 64 число __________ основание степени,

число ___________________ - показатель степени.

2.  У степени _____________ основание равно 2,

а показатель равен 5.

3. Куб числа – это:

А) произведение трех одинаковых чисел

Б) сумма трех одинаковых чисел

В) сумма двух чисел

4. Числовое значение выражения 6² равно:

А) 12, Б) 36, В) 8.

5. Числовое значение выражения 8³ равно:

А) 24, Б) 64, В) 512.

6. Выражение 5 + 5 + 5 означает

А) 5³, Б) 5 + 3, В) 5 · 3.

7. С какими геометрическими фигурами ассоциируются слова: а) квадрат, б) куб

А) Б) В) Г)







Б) Вспомним:

Что называется степенью?

Где записываются основание, степень?

Как правильно прочитать ?

11. Домашнее задание: (слайд 25)

  • П.16

  • № 666, 667, 672 стр. 101

12.Итог урока: (слайд 26-27)

  • «Сегодня на уроке я повторил…»

  • «Сегодня на уроке я узнал…»

  • «Сегодня на уроке я научился…»




Просмотр содержимого презентации
«открытый урок степень числа. квадрат и куб числа.»

Степень числа. Квадрат и куб числа.  МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Учитель математики: Лёшина Я.И.

Степень числа. Квадрат и куб числа.

МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

Учитель математики: Лёшина Я.И.

Начинается урок,  Приготовься-ка дружок! На уроке работай старательно, И успех тебя ждет обязательно!

Начинается урок, Приготовься-ка дружок!

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждет обязательно!

Устный счет Упростите выражение: 6m+24m= ? 30m 48x+x= ? 49x 31b 32b-b= ?

Устный счет

Упростите выражение:

6m+24m=

?

30m

48x+x=

?

49x

31b

32b-b=

?

Проверьте правильность расстановки действий:    508*609 – (22313+345):69     34*45 + 56 - 78*356:56*4  2 1 3 4 4 6 5 2 3 1

Проверьте правильность расстановки действий:

508*609 – (22313+345):69

34*45 + 56 - 78*356:56*4

2

1

3

4

4

6

5

2

3

1

2*2*2*2*2 - Ь 3+3+3 - Е 3*3*3 - П  4*12 - Л 5*13 - Т 8*8 - И 5+5+5+5+5 - Н 11*7 - С 4*4 - А 0*23 - Ч 77 65 9 27 9 25 32 0 64 77 48 16

2*2*2*2*2 - Ь 3+3+3 - Е 3*3*3 - П

4*12 - Л 5*13 - Т 8*8 - И

5+5+5+5+5 - Н 11*7 - С 4*4 - А 0*23 - Ч

77

65

9

27

9

25

32

0

64

77

48

16

Тема урока: Степень числа. Квадрат и куб числа.

Тема урока:

Степень числа.

Квадрат и куб числа.

Давным-давно в Древней Греции, для того чтобы умножать числа, люди использовали счёт на камушках. Они рисовали многоугольники, выкладывали их стороны из камней и подсчитывали их число. В результате этого появились числа называемые квадратными и кубическими. С помощью такого метода можно вычислить площади и объём любой фигуры, а так же решать практические задачи на нахождение объёма воды в любом бассейне. В наше время не используют метод древних греков, так как он трудоёмкий и занимает много времени, для этого используют понятие и способы действий, которые вам необходимо сегодня внимательно изучить, осмыслить и закрепить на уроке.

Давным-давно в Древней Греции,

для того чтобы умножать числа, люди

использовали счёт на камушках. Они

рисовали многоугольники, выкладывали

их стороны из камней и подсчитывали

их число. В результате этого появились

числа называемые квадратными и

кубическими. С помощью такого метода

можно вычислить площади и объём

любой фигуры, а так же решать

практические задачи на нахождение

объёма воды в любом бассейне. В наше

время не используют метод древних греков,

так как он трудоёмкий и занимает много

времени, для этого используют понятие и

способы действий, которые вам необходимо

сегодня внимательно изучить, осмыслить и

закрепить на уроке.

400 лет назад французский математик Рене Декарт предложил такой способ записи произведения нескольких одинаковых множителей 5 · 5 · 5 · 5 = 5 4 Запись 5 4 читают  «пять в четвёртой степени»

400 лет назад французский математик Рене Декарт предложил такой способ записи произведения нескольких одинаковых множителей

5 · 5 · 5 · 5 = 5 4

Запись 5 4 читают «пять в четвёртой степени»

Основные понятия Основание Показатель Внимательно смотри - Степень  Основание – цифра 3  Показатель – цифра 7  Помнить надо всем!!!

Основные понятия

Основание

Показатель

Внимательно смотри

- Степень Основание – цифра 3 Показатель – цифра 7 Помнить надо всем!!!

Общий вид a n  – cтепень a – основание степени n  – показатель степени  a n  = а*а*а*…*а  n раз

Общий вид

a n – cтепень

a – основание степени

n – показатель степени

a n = а*а*а*…*а

n раз

Что означают записи? Назовите основание и показатель степени. 5 4 6 5 7 8 5 4 =5·5·5·5 6 5 =6·6·6·6·6 7 8 =7·7·7·7·7·7·7·7

Что означают записи?

Назовите основание и показатель степени.

5 4

6 5

7 8

5 4 =5·5·5·5

6 5 =6·6·6·6·6

7 8 =7·7·7·7·7·7·7·7

Свойства степени

Свойства степени

  • Первая степень любого числа равна самому числу:
  • Вторую степень числа называют «квадратом»:
  • Третью степень числа называют «кубом»:
А почему такое название – квадрат? Рассмотрим шахматную доску. У нее 8 строк (горизонталей) и 8 столбцов (вертикалей). Клетки этой таблицы-доски называют полями.  Сколько у нее полей? Ответ ясен - 8*8 = 8 2 =64

А почему такое название – квадрат?

Рассмотрим шахматную доску.

У нее 8 строк (горизонталей) и

8 столбцов (вертикалей).

Клетки этой таблицы-доски

называют полями.

Сколько у нее полей?

Ответ ясен - 8*8 = 8 2 =64

Третью степень называют – Куб. Запись 2 3 читают: «Два в кубе».  Рассмотрим куб, ребро которого имеет длину 2 см, видно, что он сложен из восьми кубиков с ребром 1 см.  Но 8 как раз и равно

Третью степень называют – Куб.

Запись 2 3 читают: «Два в кубе».

Рассмотрим куб, ребро которого имеет длину 2 см, видно, что он сложен из восьми кубиков с ребром 1 см.

Но 8 как раз и равно

Произведение  n и n называют    квадратом числа   записывают

Произведение n и n называют

квадратом числа

записывают

Произведение  n , n и n называют   кубом  числа   записывают

Произведение n , n и n называют

кубом числа

записывают

В древнем Вавилоне для облегчения вычислений люди составляли таблицы квадратов и кубов чисел. n n 2 1 n 3 2 1 4 3 1 9 4 8 16 27 5 64 6 25 36 7 125 49 8 216 64 9 343 81 10 512 100 729 1000

В древнем Вавилоне для облегчения вычислений люди составляли таблицы квадратов и кубов чисел.

n

n 2

1

n 3

2

1

4

3

1

9

4

8

16

27

5

64

6

25

36

7

125

49

8

216

64

9

343

81

10

512

100

729

1000

а) x · x = 25; б) y · y =81; в) a · a =1; г) b · b · b =0. Ответы: а) х=5; б) y=9; в) а=1; г) b=0

а) x · x = 25;

б) y · y =81;

в) a · a =1;

г) b · b · b =0.

Ответы: а) х=5; б) y=9; в) а=1; г) b=0

Научимся читать степень 3 7 “ Семь в третьей степени ” 4 9 “ Девять в четвертой степени ” 2 3 “ Три во второй степени ” “ или Три   в квадрате ” 3 “ Пять в третьей степени ” 5 “ или Пять  в кубе ”

Научимся читать степень

3

7

Семь в третьей степени

4

9

Девять в четвертой степени

2

3

Три во второй степени

или Три в квадрате

3

Пять в третьей степени

5

или Пять в кубе

Тест. 1.  В выражении 6 4 число __________ основание степени, число ___________________ - показатель степени. 2.  У степени _____________ основание равно 2, а показатель равен 5. 3. Куб числа – это:  А) произведение трех одинаковых чисел  Б) сумма трех одинаковых чисел  В) сумма двух чисел

Тест.

1.  В выражении 6 4 число __________ основание степени,

число ___________________ - показатель степени.

2.  У степени _____________ основание равно 2,

а показатель равен 5.

3. Куб числа – это:

А) произведение трех одинаковых чисел

Б) сумма трех одинаковых чисел

В) сумма двух чисел

тест 4. Числовое значение выражения 6 ² равно:  А) 12, Б) 36, В) 8. 5. Числовое значение выражения 8³ равно:  А) 24, Б) 64, В) 512. 6. Выражение 5 + 5 + 5 означает  А) 5³, Б) 5 + 3, В) 5 · 3. 7. С какими геометрическими фигурами ассоциируются слова: а) квадрат, б) куб А) Б) В) Г)

тест

4. Числовое значение выражения 6 ² равно:

А) 12, Б) 36, В) 8.

5. Числовое значение выражения 8³ равно:

А) 24, Б) 64, В) 512.

6. Выражение 5 + 5 + 5 означает

А) 5³, Б) 5 + 3, В) 5 · 3.

7. С какими геометрическими фигурами ассоциируются слова: а) квадрат, б) куб

А) Б) В) Г)

Подведем итоги 7 3 Что это? Основание Что это? Показатель 7 3 3 =3*3*3*3*3*3*3 7 3 3 “ Три в  седьмой степени ” 3 “ Три  в кубе ” 3 3 2 3 “ Три  в квадрате ” 3

Подведем итоги

7

3

Что это?

Основание

Что это?

Показатель

7

3

3

=3*3*3*3*3*3*3

7

3

3

“ Три в седьмой степени

3

“ Три в кубе

3

3

2

3

“ Три в квадрате

3

Домашнее задание п. 16,  № 666, 667,672 стр. 101

Домашнее задание

п. 16,

666, 667,672 стр. 101

«Сегодня на уроке я повторил…» «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…»
  • «Сегодня на уроке я повторил…»
  • «Сегодня на уроке я узнал…»
  • «Сегодня на уроке я научился…»
Спасибо всем за урок!

Спасибо всем

за урок!