Открытый урок по музыке в 1 классе
«Музыкальные лады»
Цели:
создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства;
развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса обучающихся;
освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Учебные задачи: научиться
-определять мажорный и минорный лады в музыкальных произведениях;
-эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-выразительно исполнять песни современных композиторов;
-устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Оснащение урока:
-презентация“Весело - грустно”;
-презентация «Песня про папу»
-презентация ролевой игры “Я – композитор”;
-презентация песни В. Шаинского “Улыбка”.
Техническое обеспечение:
-компьютер;
-проектор.
Ход урока
Ребята, сейчас споём с вами приветствие. Пою: «Здравствуйте, дети!»
Ученики отвечают: «Здравствуйте, учитель!»
А теперь мы все поздороваемся с нашими гостями, споём «Здравствуйте, гости!»
Сейчас внимание на экран.
Демонстрирую презентацию “Весело - грустно”. Открывается она эпиграфом из песни “Улыбка”. Эта песня является обрамлением урока. ( эпиграф содержит противопоставление солнечной улыбки и грустного дождика).
-Ребята, как изменить настроение музыки? ( Обучающимся предлагаю несколько вариантов: можно изменить интонацию, темп, динамику, лад. Школьники самостоятельно отвечают, каким образом можно изменить все эти выразительные средства: нисходящую интонацию - на восходящую, медленный темп - на быстрый, тихую динамику - на громкую. Но вот что на что изменить в графе “лад” обучающиеся ещё не знают.
Задаю детям вопрос: “Что такое лад?”.
(Для активизации мыслительной деятельности обучающимся демонстрирую картину М. Нестерова “Два лада”. Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Предлагаю пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово.
(Например звучат варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”. Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой “Автопортрет с дочерьми”, вместе с ребятами формулируем понятие “лад”. “Лад – это согласие”.
-Ребята,“музыкальный лад – это своего рода конструктор. Его детали - музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий”.Одни звуки – устойчивые. На них музыка может остановиться или закончиться.
(Звучит мелодия русской народной песни “Как под горкой”, которая заканчивается устойчивым звуком “до”)
-Посмотрите, символ устойчивого звука – пират, который стоит на двух ногах.
Другие звуки лада – неустойчивые. Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно. (Звучит мелодия русской народной песни “Уж как по мосту-мосточку”)
Почувствовали, последний звук которой не звучит, создаёт ощущение незавершённости.
Символом неустойчивого звука становится пират на деревянной ноге с костылём. Неустойчивые звуки тянутся к устойчивым. Наш пират на деревянной ноге “приближается” к пирату, стоящему на двух ногах. Сейчас мы с вами сформулируем понятие “лад” в музыке:
-“Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом”.
-В музыке основными являются два лада – мажор и минор.
(На экране два символа – солнце и туча. Включается видеофрагмент из балета “Жизель”.)
-Закрепим понимание, что мажор - это светлый, “солнечный” лад. Его символ – солнышко.
(Включается видеофрагмент из балета “Дон Кихот”. )
- Закрепим понимание, что минор - это тёмный лад. Его символ – тучка.
-Записываю на доске слова “мажор” и “минор”. Ученики поднимают картинки с изображением солнышка и тучки.
Но иногда в одном музыкальном произведении лад может меняться.( На слайде символами “солнышко” и “тучка” изображены варианты смены лада: “мажор – минор – мажор” или “минор – мажор – минор”.
(Звучит Вальс ля-минор Ф. Шопена.) Я предлагаю послушать Вальс ля-минор Ф.Шопена, и проследить за изменением лада. Какой из вариантов смены лада здесь наблюдается. (Дети отвечают: “минор – мажор – минор” и поднимают соответствующие картинки)
Обучающиеся размышляют о возможных причинах изменениях настроения произведения, анализируют выразительные средства, которые помогают созданию образа.
-Ответьте мне на вопрос: “Можно ли почувствовать изменение настроения в поэзии?”.
( На экране вывожу слайд - отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”)
Читаю стихотворение? (Стихи на слайде даны на фоне соответствующего настроению пейзажа).
(С учениками находим в тексте стихотворения слова, которые создают настроение.
Ребята доказывают, что сначала настроение было светлым, поскольку поэт использует слова и словосочетания: “солнце”, “день чудесный”, “друг прелестный”, “красавица”, “звездою”. Далее появляются словосочетания “вьюга злилась”, “на мутном небе”, “мгла носилась”, “бледное пятно”, “тучи мрачные”, “ты печальная”. Настроение становится грустным. Затем возвращается светлое настроение: “голубыми небесами”, “великолепными коврами”, “блестя на солнце”, “прозрачный лес”, “блестит”.)
-Закрепим новый материал. (Ученики отвечают на вопросы. Ответы на них появляются на экране только после ответов детей. Ответы выражены словами и символами. Символы “солнышко” и “тучка” заменяются новыми: “сердечко светлое” (она) и “сердечко тёмное” (он). Это способствует развитию ассоциативного мышления ребят.
-Что такое лад? (Лад – это согласие).
-Какие два лада в музыке вы знаете? (Мажор и минор).
-Как изменяется лад в “Вальсе” Ф. Шопена? (Минор – мажор – минор).
-Где кроме музыки мы наблюдали изменение настроения? (В поэзии, в стихотворении А.С. Пушкина “Зимнее утро”).
-Какими красками вы нарисовали бы “мажорную” картину, а какими – “минорную”?
(Дети охотно предлагают свои варианты гаммы красок )
-Рассотрим репродукции картины Б. Кустодиева “Масленица”. Просмотрели? Сейчас сверим свои предположения с вариантом художника картина “Осенний день. Сокольники”. В качестве примера “минорной” И. Левитана. (Идёт обсуждение причины использования художником такой палитры цветов и оттенков)
- Понятия “мажор” и “минор” существуют только в музыке. Ни в литературе, ни в изобразительном искусстве они не используются. Однако во всех этих видах искусства можно говорить о настроении создателя произведения или слушателя, зрителя, читателя, который этим произведением наслаждается.
Ребята исполняют песню В. Шаинского “Про папу”
-Вы заметили, что запев этой песни звучит в миноре, а припев – в мажоре. Обратите внимание на то, каким образом смена лада меняет настроение музыки.
Кульминация урока – ролевая игра “Я – композитор”
- Подберите подходящие выразительные средства к музыкальному произведению, созвучному картине И. Левитана “Золотая осень”.
(Идёт процесс самостоятельного сотворения музыки, которую дети, возможно, слышат внутри себя. Например, большинство обучающихся “слышит” картину в миноре, но кто-то выбирает и мажор).
Все вместе исполним песню В. Шаинского “Улыбка” и понаблюдаем за сменой лада в запеве и припеве. Дети выполняют задание поднимая картинки солнышка-это мажор, и тучки-это минор.
(Однако, как правило, не все отвечают верно. В песне запев написан в мажоре, а припев – в миноре. Для тех, кто дал неверный ответ, песня “Улыбка” звучит в изменённом виде: запев - в миноре, а припев – в мажоре.)
-Обратите внимание на то, что не всегда весёлым словам текста соответствует мажорный лад и наоборот.
Выводы.
Наш урок подошел к концу. Что нового мы узнали? В стремительном XXI веке человеку особенно важно жить в согласии с миром и самим собой. Для этого необходимо научиться налаживать отношения между людьми, деловые и дружеские, ладить друг с другом. Слушая хорошую музыку, мы иногда удивляемся, как удаётся композиторам создавать замечательные музыкальные произведения, в которых все звуки ладят между собой. Порой музыка звучит светло и радостно, а иногда - задумчиво и печально. Это “музыкальное настроение” называют “ладом”. Два лада, мажор и минор, сменяют друг друга в любимых нами музыкальных произведениях, создавая калейдоскоп настроений.
-Благодарю вас за работу на уроке, и надеюсь на то, что каждый из вас будет жить в ладу с другими людьми и с самим собой. Поднимите смайлики, какое сейчас у вас настроение?
(Поем попевку: «Прозвенел звонок, закончился урок»)
Ученики выходят из класса.
Самоанализ:
-обучающиеся получили общее представление о музыкальном ладе, как согласии звуков, опираясь на свой жизненный опыт в объяснении понятия “лад”;
-познакомились с его наиболее часто встречающимися разновидностями – мажором и минором;
-понаблюдали за сменой лада в рамках одного музыкального произведения в процессе слушания музыки Вальса ля-минор Ф. Шопена;
-на примере стихотворения А. Пушкина “Зимнее утро” и картин Б. Кустодиева “Масленица” и И. Левитана “Осенний день. Сокольники” понаблюдали за аналогичными музыкальному ладу явлениями в других видах искусства;
-в ролевой игре по подбору средств выразительности для музыкального произведения, созвучного картине И. Левитана “Золотая осень” познакомились с особенностями деятельности композитора;
-через ситуацию выбора мажора или минора в запеве и припеве песни “Улыбка” обратили внимание на особенности эмоционального восприятия лада;
-осознали необходимость научиться ладить друг с другом, строить дружеские отношения между людьми для совместной деятельности и счастливой жизни.