СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 3 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

горные вершины

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 3 классе»





ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В 3 КЛАССЕ




«Из биографии М.Ю.Лермонтова. М.Ю.Лермонтов « Горные вершины»,« На севере диком...»,

« Парус»





Подготовила и провела

учитель начальных классов

Савченко Т.А.





Урок литературного чтения в 3 классе


Тема.

Из биографииМ.Ю.Лермонтова.М.Ю.Лермонтов« Горные вершины», « На севере диком..»


Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать мышление, эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.


Задачи урока:

1.Образовательные: знакомство детей с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение  детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.

3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.


Оборудование:


  1. Ноутбук, проектор.

  2. Запись В. А. Моцарт «Фантазия ре минор»

  3. Романсы Варламова « Горные вершины»

  4. Иллюстрации картин «На севере диком…» И.Шишкин

  5. Портреты М.Ю. Лермонтова, А.СПушкин, И. А. Крылова, С. А. Есенина

  6. Раздаточный материал памятка «Паузы» к работе над стихотворением.

  7. Презентация к уроку.

  8. Плакат со словами из стихотворения А.С. Пушкина



ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Минута релаксации (Звучит запись  В. А. Моцарт «Фантазия ре минор»).

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг -другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

  Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повторяйте за мной.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно –я тебе помогу.



Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.


2. Начатьурок я бы хотела словами русского писателя А. С. Пушкина.
(Чтение стихотворенияА.С. Пушкина)



« О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг».

 
- Как вы думаете, почему эти строки открывают наш урок?

( Предстоит сделать какие-то открытия, уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)

3.Речевая разминка (скороговорка).слайд 1

- Для чего мы проводим речевую разминку? (Для того, чтобы четко, правильно, бегло читать)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.


- Прочитайте медленно про себя.

- О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

( расстановка логических ударений)слайд 2

- Прочитайте медленно вслух, выговаривая каждое слово. (1 ряд)

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова. (2 ряд)

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова. (3 ряд)


3. Введение в тему. Актуализация знаний. 


а) Определение темы урока

-Посмотрите на доску. Что вы видите? Назовите фамилии писателей.

- Определите фамилию автора, с произведением которого мы познакомимся на уроке по таким признакам: фамилия начинается с буквы, обозначающая согласный звук и в ней 6 согласных звуков. Прочитайте фамилию поэта. (М.Ю. Лермонтов)Слайд 3

-Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, встретимся с его замечательными стихами.

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение, находить в нем красивые слова, узнать, почему Лермонтов написал это стихотворение).

– Для чего нам это нужно? (Нам это нужно, для того, чтобы уметь правильно и красиво говорить самим и чтобы было приятно слушать другим).


б) Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова 
- Ребята, откройте разворот в учебнике с. 140-141.

- Рассмотрим его биографию. (3 ученика «Творческая группа»)

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Поэт, прозаик, драматургСлайд 4

Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова ( показать портрет) и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой (показать портрет).Слайд5

После ранней смерти матери(21 год) ребенка взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна. Она заменила мальчику мать. Елизавета Алексеевна жила с ним в Пензенской губернии, в своем имении Тарханы (показать картинку). Бабушка была женщина умная, твердая и властная. Она перенесла на внука все свои привязанности.Слайд6

Лермонтов получил столичное домашнее образование. С детства свободно владел французским и немецким языками.

Маленький Лермонтов очень часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

В 1828 году Михаила зачисляют в 4 класс университета благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений. В пансионе многие увлекались литературой, даже выпускали рукописный журнал. В нем встречались и стихи М.Ю.Лермонтова. Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку к своим стихам, хорошо играл на скрипке и фортепиано.

Лермонтову было 20 лет, когда он окончил юнкерскую школу и был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. Бабушка заказала художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.Слайд7

М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Дуэль и смерть.Первая дуэль произошла зимой 1840 года. Тогда причиной стал резкий выпад, который позволил себе Лермонтов с сыном французского посла. Дуэль состоялась за Черной речкой, недалеко от места гибели Пушкина. Дуэль окончилась примирением.Однако ссора накануне 15 июля 1841 года стала последней, и его сокурсник Мартынов на дуэлевыстрелил поэту в грудь, что привело к смерти.

Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только 26 лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу.


в) Беседа после раннего прочтения статьи 142-143 учебника. 
- Что нового узнали о писателе? Какие открытия сделали?

( Мы узнали, что он даже маленьким говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького М.Ю. звали Мишелем. Еще узнали, что когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта А.С. Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта – молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались « На смерть поэта»)

4.Физкультминутка. «Солнышко»


5.Открытие новых знаний. Стихотворение «Горные вершины» 

Сегодня мы почитаем стихи замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова.

Попробуем сделать маленькие открытия, вчитываясь в его строки, угадать замысел поэта. 
а) Работа над стихотворением «Горные вершины» с. 144

Образцовое чтение стихотворение учителем.

Это произведение - перевод стихотворения немецкого поэта Гете.

-Прочитайте произведение самостоятельно, подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.

Жужжащее чтение. Беседа.

-Как нужно читать это стихотворение? (медленно, спокойно, не торопясь)

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

-Как вы думаете, когда и где, как и почему могла возникнуть идея этого стихотворения у поэта?Слайд 8

(На Кавказе все нравилось Лермонтову: и снеговая цепь высоких гор с величавым Эльбрусом, и бурные горные речки, и темные ночи с яркими звездами, и песни горцев.«Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ»,- писал он)

- Для того чтобы читать стихотворение выразительно, что для этого нужно? (представить картину, замысел автора) Что вы представили?

-Если это стихотворение, то что еще мы должны почувствовать? ( ритм, рифму)

РИФМА-созвучие в окончании двух или нескольких слов.

РИТМ-средство выразительности произведения.

Работа в парах

-Найдите рифмующиеся слова.


б) Прочитайте стихотворение выразительно, как для себя (дети читают)(работа с памятками)Слайд 9

- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную – вы могли бы подобрать к стихотворению?

- А хотите послушать романс на это стихотворение?


( Прослушивание романса Варламова на стихи «Горные вершины»)

 
-Какие открытия вы сделали, познакомившись со стихотворением «Горные вершины»?

( Стих-е спокойное, настроение грустное, его можно спеть, написан романс)


в) - Рассмотрите иллюстрацию картины И. Шишкина на с.145слайд 10

-Что вы  на ней видите? ( на картине Шишкина в центре , на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как будто погружена в вечный сон-мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный,  Тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски)

- Как бы вы назвали эту картину? (Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть. И т.п.) 

     Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

- Какое название дали бы вы этой картине? ( Одиночество, Одинокая сосна, Ночь, Грусть)

- Послушайте другое стихотворение М.Ю. Лермонтова

Учитель читает стихотворение « На севере диком стоит одиноко…») Слайд 11

- Что представили? Какие образы? Сосна и пальма- Что у этих образов общего?  (ОДИНОКИЕ)

- Совпадают ли по настроению стихотворение и содержание картины И.Шишкина?

( Совпадают.Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению)

- Какие слова вам были непонятны?(риза, утес). Постараемся объяснить из лексическое значение.


Словарная работаСлайд 12
РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении 

УТЕС – высокая скала (обратить внимание на изображение утеса)

- Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

- Какое настроение вызывает это стихотворение? Значит, как его надо читать?

- Прочитайте стихотворение «про себя», передавая настроение.Слайд 13

- Прочитайте вслух выразительно, как для себя (дети читают).

- Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?

- А какое у него настроение?

- Какие открытия вы сделали, познакомившись с этим стихотворением?

(Стихотворение грустное, сосна одна, ей грустно и скучно, написана картина) 

У поэзии Лермонтова есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут сразу и одновременно двойной жизнью. Например, мы видим пейзажную зарисовку, и одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях. 

6. Гимнастика для глаз. 

7.Самостоятельная работа. Викторина по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова

1.В каком русском городе родился М.Ю.Лермонтов?
1.В Москве2.В Санкт-Петербурге3.В Туле4.В Пензе

2.Где прошло детство М.Ю.Лермонтова?
1.В Ясной поляне2.В Абрамцево3.В Тарханах4.В Пенатах

3.Кто занимался воспитанием Михаила Юрьевича?
1.Мама 2.Отец3.Бабушка4.Родители

4.Какими европейскими языками владел М.Ю.Лермонтов?
1.Английским и испанским2.Французским и немецким
3.Итальянским и венгерским4.Болгарским и польским

5.О каком дереве написал поэт в стихотворении "На севере диком стоит одиноко"?
1.Дуб2.Ель3.Сосна4.Клен

6.Что одинокая сосна из стихотворения Лермонтова видела в своих снах?
1.Стройный кипарис2.Могучий дуб3.Плакучую иву4.Прекрасную пальму

7.Какая картина И.И.Шишкина названа по стихотворению М.Ю.Лермонтова?

1."Лесные дали".2."Среди долины ровныя"

3."Вид на острове Валааме"4."На севере диком..."

8.Горный массив, столь любимый Лермонтовым

и сыгравший в его жизни немаловажную роль, -это:

1.Уральские горы 2.Кавказ 3.Карпаты 4.Альпы

Взаимопроверка работ

8. Итог урока. 
- Какую задачу мы ставили в начале урока? (сделать открытия)

- Удалось ли решить поставленную задачу? Докажите, какие открытия вы сделали?

- Какая тема затронута в стихах М.Ю.Лермонтова? (одиночество и грусть)

- Как вы думаете, все ли стихи у поэта грустные, об одиночестве?


На следующем уроке нам это и предстоит открыть. 


9. Домашнее задание. 


Подготовить выразительное чтение стихотворений с. 144-145