ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В 3 КЛАССЕ
«Из биографии М.Ю.Лермонтова. М.Ю.Лермонтов « Горные вершины»,« На севере диком...»,
« Парус»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Савченко Т.А.
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема.
Из биографииМ.Ю.Лермонтова.М.Ю.Лермонтов« Горные вершины», « На севере диком..»
Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать мышление, эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.
Задачи урока:
1.Образовательные: знакомство детей с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.
3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
Ноутбук, проектор.
Запись В. А. Моцарт «Фантазия ре минор»
Романсы Варламова « Горные вершины»
Иллюстрации картин «На севере диком…» И.Шишкин
Портреты М.Ю. Лермонтова, А.СПушкин, И. А. Крылова, С. А. Есенина
Раздаточный материал памятка «Паузы» к работе над стихотворением.
Презентация к уроку.
Плакат со словами из стихотворения А.С. Пушкина
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Минута релаксации (Звучит запись В. А. Моцарт «Фантазия ре минор»).
- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг -другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повторяйте за мной.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно –я тебе помогу.
Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Начатьурок я бы хотела словами русского писателя А. С. Пушкина.
(Чтение стихотворенияА.С. Пушкина)
« О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг».
- Как вы думаете, почему эти строки открывают наш урок?
( Предстоит сделать какие-то открытия, уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)
3.Речевая разминка (скороговорка).слайд 1
- Для чего мы проводим речевую разминку? (Для того, чтобы четко, правильно, бегло читать)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Прочитайте медленно про себя.
- О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить)
- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.
( расстановка логических ударений)слайд 2
- Прочитайте медленно вслух, выговаривая каждое слово. (1 ряд)
- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова. (2 ряд)
- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова. (3 ряд)
3. Введение в тему. Актуализация знаний.
а) Определение темы урока
-Посмотрите на доску. Что вы видите? Назовите фамилии писателей.
- Определите фамилию автора, с произведением которого мы познакомимся на уроке по таким признакам: фамилия начинается с буквы, обозначающая согласный звук и в ней 6 согласных звуков. Прочитайте фамилию поэта. (М.Ю. Лермонтов)Слайд 3
-Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, встретимся с его замечательными стихами.
– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение, находить в нем красивые слова, узнать, почему Лермонтов написал это стихотворение).
– Для чего нам это нужно? (Нам это нужно, для того, чтобы уметь правильно и красиво говорить самим и чтобы было приятно слушать другим).
б) Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова
- Ребята, откройте разворот в учебнике с. 140-141.
- Рассмотрим его биографию. (3 ученика «Творческая группа»)
М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Поэт, прозаик, драматургСлайд 4
Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова ( показать портрет) и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой (показать портрет).Слайд5
После ранней смерти матери(21 год) ребенка взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна. Она заменила мальчику мать. Елизавета Алексеевна жила с ним в Пензенской губернии, в своем имении Тарханы (показать картинку). Бабушка была женщина умная, твердая и властная. Она перенесла на внука все свои привязанности.Слайд6
Лермонтов получил столичное домашнее образование. С детства свободно владел французским и немецким языками.
Маленький Лермонтов очень часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.
В 1828 году Михаила зачисляют в 4 класс университета благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений. В пансионе многие увлекались литературой, даже выпускали рукописный журнал. В нем встречались и стихи М.Ю.Лермонтова. Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку к своим стихам, хорошо играл на скрипке и фортепиано.
Лермонтову было 20 лет, когда он окончил юнкерскую школу и был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. Бабушка заказала художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.Слайд7
М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
Дуэль и смерть.Первая дуэль произошла зимой 1840 года. Тогда причиной стал резкий выпад, который позволил себе Лермонтов с сыном французского посла. Дуэль состоялась за Черной речкой, недалеко от места гибели Пушкина. Дуэль окончилась примирением.Однако ссора накануне 15 июля 1841 года стала последней, и его сокурсник Мартынов на дуэлевыстрелил поэту в грудь, что привело к смерти.
Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только 26 лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу.
в) Беседа после раннего прочтения статьи 142-143 учебника.
- Что нового узнали о писателе? Какие открытия сделали?
( Мы узнали, что он даже маленьким говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького М.Ю. звали Мишелем. Еще узнали, что когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта А.С. Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта – молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались « На смерть поэта»)
4.Физкультминутка. «Солнышко»
5.Открытие новых знаний. Стихотворение «Горные вершины»
Сегодня мы почитаем стихи замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова.
Попробуем сделать маленькие открытия, вчитываясь в его строки, угадать замысел поэта.
а) Работа над стихотворением «Горные вершины» с. 144
Образцовое чтение стихотворение учителем.
Это произведение - перевод стихотворения немецкого поэта Гете.
-Прочитайте произведение самостоятельно, подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.
Жужжащее чтение. Беседа.
-Как нужно читать это стихотворение? (медленно, спокойно, не торопясь)
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
-Как вы думаете, когда и где, как и почему могла возникнуть идея этого стихотворения у поэта?Слайд 8
(На Кавказе все нравилось Лермонтову: и снеговая цепь высоких гор с величавым Эльбрусом, и бурные горные речки, и темные ночи с яркими звездами, и песни горцев.«Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ»,- писал он)
- Для того чтобы читать стихотворение выразительно, что для этого нужно? (представить картину, замысел автора) Что вы представили?
-Если это стихотворение, то что еще мы должны почувствовать? ( ритм, рифму)
РИФМА-созвучие в окончании двух или нескольких слов.
РИТМ-средство выразительности произведения.
Работа в парах
-Найдите рифмующиеся слова.
б) Прочитайте стихотворение выразительно, как для себя (дети читают)(работа с памятками)Слайд 9
- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную – вы могли бы подобрать к стихотворению?
- А хотите послушать романс на это стихотворение?
( Прослушивание романса Варламова на стихи «Горные вершины»)
-Какие открытия вы сделали, познакомившись со стихотворением «Горные вершины»?
( Стих-е спокойное, настроение грустное, его можно спеть, написан романс)
в) - Рассмотрите иллюстрацию картины И. Шишкина на с.145слайд 10
-Что вы на ней видите? ( на картине Шишкина в центре , на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как будто погружена в вечный сон-мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный, Тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски)
- Как бы вы назвали эту картину? (Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть. И т.п.)
Полотно художника находится в Третьяковской галерее.
- Какое название дали бы вы этой картине? ( Одиночество, Одинокая сосна, Ночь, Грусть)
- Послушайте другое стихотворение М.Ю. Лермонтова
( Учитель читает стихотворение « На севере диком стоит одиноко…») Слайд 11
- Что представили? Какие образы? Сосна и пальма- Что у этих образов общего? (ОДИНОКИЕ)
- Совпадают ли по настроению стихотворение и содержание картины И.Шишкина?
( Совпадают.Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению)
- Какие слова вам были непонятны?(риза, утес). Постараемся объяснить из лексическое значение.
Словарная работаСлайд 12
РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении
УТЕС – высокая скала (обратить внимание на изображение утеса)
- Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
- Какое настроение вызывает это стихотворение? Значит, как его надо читать?
- Прочитайте стихотворение «про себя», передавая настроение.Слайд 13
- Прочитайте вслух выразительно, как для себя (дети читают).
- Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?
- А какое у него настроение?
- Какие открытия вы сделали, познакомившись с этим стихотворением?
(Стихотворение грустное, сосна одна, ей грустно и скучно, написана картина)
У поэзии Лермонтова есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут сразу и одновременно двойной жизнью. Например, мы видим пейзажную зарисовку, и одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях.
6. Гимнастика для глаз.
7.Самостоятельная работа. Викторина по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова
1.В каком русском городе родился М.Ю.Лермонтов?
1.В Москве2.В Санкт-Петербурге3.В Туле4.В Пензе
2.Где прошло детство М.Ю.Лермонтова?
1.В Ясной поляне2.В Абрамцево3.В Тарханах4.В Пенатах
3.Кто занимался воспитанием Михаила Юрьевича?
1.Мама 2.Отец3.Бабушка4.Родители
4.Какими европейскими языками владел М.Ю.Лермонтов?
1.Английским и испанским2.Французским и немецким
3.Итальянским и венгерским4.Болгарским и польским
5.О каком дереве написал поэт в стихотворении "На севере диком стоит одиноко"?
1.Дуб2.Ель3.Сосна4.Клен
6.Что одинокая сосна из стихотворения Лермонтова видела в своих снах?
1.Стройный кипарис2.Могучий дуб3.Плакучую иву4.Прекрасную пальму
7.Какая картина И.И.Шишкина названа по стихотворению М.Ю.Лермонтова?
1."Лесные дали".2."Среди долины ровныя"
3."Вид на острове Валааме"4."На севере диком..."
8.Горный массив, столь любимый Лермонтовым
и сыгравший в его жизни немаловажную роль, -это:
1.Уральские горы 2.Кавказ 3.Карпаты 4.Альпы
Взаимопроверка работ
8. Итог урока.
- Какую задачу мы ставили в начале урока? (сделать открытия)
- Удалось ли решить поставленную задачу? Докажите, какие открытия вы сделали?
- Какая тема затронута в стихах М.Ю.Лермонтова? (одиночество и грусть)
- Как вы думаете, все ли стихи у поэта грустные, об одиночестве?
На следующем уроке нам это и предстоит открыть.
9. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворений с. 144-145