Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Красноктябрьская СОШ им. Р. Гамзатова»
Кизлярского района с. Краснооктябрьское.
Открытый урок в 3 «а» классе
«Умножение суммы на число»
Нурмагомедова Сидрат Нурмагомедовна
Учитель начальных классов
2017г
Тема урока: « Умножение суммы на число».
Цели:
Образовательные:
Вывести правило умножения суммы на число (распределительное свойство умножения), сформировать способность к выполнению его на основе внетабличного умножения.
Закреплять навыки табличного умножения и деления;
Совершенствование навыков решения выражений на сложение и вычитание в пределах 100;
Совершенствовать навыки решения задач “больше в несколько раз”, “меньше в несколько раз”, “больше на”, “меньше на”;
Совершенствовать навыки решения выражений на порядок действий.
Развивающие:
Развитие математической речи;
Развитие внимания;
Развитие логического мышления;
Развитие кругозора.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике;
Воспитывать самостоятельность;
Аккуратность в ведении тетради;
Воспитывать желание преодолевать трудности.
Оборудование: раздаточный материал, демонстративный материал, сигналы для обратной связи, индивидуальные карточки, презентация.
Ход урока
Оргмомент.
Устный счёт.
- Какое сейчас время года?
Отгадайте – ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче.
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
- О каком месяце говорится в загадке? (Декабрь)
- Правильно, ребята. Ну а раз наступил декабрь, значит, ждите скоро в гости Деда Мороза. Правда, сейчас ему некогда, у него много дел: реки, пруды в ледяную броню одеть, зверькам шубки новые справить, окна расписать, подарки приготовить. Поэтому я предлагаю отправиться в «икс – педицию» в царство Деда Мороза.
Для начала запишите число, слова «Классная работа»Какой по счёту декабрь стоит в календаре? (12) Что можете рассказать об этом числе?
Чистописание (12 )
А) Математический тест. + Соотнеси примеры с ответом.
2 х 6 24 2 х 9
3 х 8 18 5 х 7
7 х 5 12 4 х 6
6 х 3 35 3 х 4
а) Уменьшите число 18 в 3 раза
б) Найдите произведения 7 на 5
в) Число 54 уменьшите на 9
г) На сколько 36 больше 6
д) Число8 увеличьте на 7
е) Чему равно частное 25 и 5
ж) Увеличьте число 16 в 5 раз
з) Кадриль – это танец. Танцуют кадриль 8 человек парами. Ск. человек танцуют?
IV. Новый материал.
1) Подготовка к изучению нового материала.
(25 + 5) х 2 = 60
(40 + 8) – 2 = 46
(36 + 4) : 2 = 20
(84 + 6) : 3 = 3
*Чем похожи и чем отличаются выражения?
*Какое действие выполняется первым?
*Прочитать правильно выражения.
У. Когда мы встречаем что-то новое, незнакомое, мы всегда стараемся воспользоваться уже имеющимися у нас знаниями.
*Прочитайте и решите записанный на доске пример.
(5 + 4) х 2 (Сумму чисел 5 и 4 умножить на 2)
(5 + 4) х 2 = 9 х 2 = 18
*Сумму можно умножить на число и другим способом. Знание разных способов умножения суммы на число помогает решать более рациональным (легким) способом некоторые задачи, выполнять вычисления.
*Сегодня мы и рассмотрим различные способы умножения суммы на число.
2) Работа с демонстративным материалом.
Давайте проиллюстрируем наш пример с помощью квадратов.
Возьмите 5 красных и 4 синих квадрата.
(сумма 5 и 4)
*Эту сумму нужно умножить на 2, т. е. повторить слагаемым два раза (выставить еще 5 красных и 4 синих квадрата).
*Внимательно рассмотрите иллюстрацию и попробуйте другим способом подсчитать все квадраты, которые есть у вас на столах. (можно сначала узнать, сколько красных квадратов, для этого 5 умножить на 2, потом можно узнать, сколько синих квадратов и результаты сложить, т. е. всего будет 5 х 2 + 4 х 2 кружков)
(5 + 4) х 2 = 5 х 2 + 4 х 2 = 10 + 8 = 18
V. Физкультминутка.
3) Работа по учебнику, с.6.
*Рассмотрите иллюстрации в учебнике и сделайте выводы.
*Какой 1-ый способ умножения на число суммы?
(можно вычислить сумму и умножить ее на число)
*Назовите второй способ умножения суммы на число.
(можно умножить на число каждое слагаемое и полученные результаты сложить).
Сравнив полученные результаты, легко убедиться, что и тот и другой способ дают одинаковый результат на поставленный вопрос.
4) Работа над задачей.
Используем полученные нами правила на практике – в решении задачи №1(1), с. 6
Прочитайте условие задачи и рассмотрите рисунок.
Как предлагают ответить на вопрос задачи авторы учебника на первом рисунке? (Нам предлагают узнать, сколько стоит чашка и блюдце).
Что будем делать дальше? (Умножаем на 2, потому что чашек и блюдец 2 набора).
Иначе говоря, мы находим стоимость чайной пары, а затем умножаем на 2. запишите.
1 способ: 1) 2+1=3(р.) – стоит чайная пара или стоит чашка и блюдце.
2) 3х2=6(р.)
Давайте рассмотрим 2 способ.
2 способ: 1) 2х2=4(р.) – чашки
2) 1х2=2 (р.) – блюдца
3) 4+2 =6 (р.)
А теперь давайте попробуем составить выражение
(2 + 1) х 2= 6 (р.)
5) Закрепление изученного (фронтальная работа).
Внимательно рассмотрите выражения и решите любым удобным способом.
(2 + 8) х 8 = 10 х 8 = 80
(8 + 1) х 5 = 9 х 5 = 45
(10 + 9) х 4 = 10 х 4 + 9 х 4 = 40 + 36 = 76
(9 + 1) х 9 = 10 х 9 = 90
6) Самостоятельная работа.
Реши примеры удобным способом.
Вариант-1 Вариант-2
(2+5)х3= (3+4)х9=
(8+6)х2= (2+6)х4=
(4+9)х6= (7+3)х8=
(5+4)х7= (8+4)х2=
VI. Итог урока.
-Чему новому научились сегодня на уроке?
-Сколько способов умножения суммы на число?
-Для чего они нужны?
VII. Рефлексия.
-Какое задание показалось самым трудным?
- Что хотелось бы повторить на следующих уроках?
- К чему нужно вернуться?
VIII. Домашнее задание.