Конспект урока русского (родного) языка в 6 классе: "Знай и люби родной язык!"»
Тема : Знай и люби родной язык!
Цель : обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.
Задачи : - познакомить с историей Дня родного языка,
- расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека,
- обратить внимание на необходимость изучения родного языка,
- учить работать с текстом,
- развивать творческое и образное мышление,
- воспитывать любовь к родному языку.
Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.
Тип урока : урок новых знаний.
Компетенции : языковая, языковедческая, социокультурная.
Перед уроком на перемене просмотр видео «Моя Россия»
Ход урока.
Организационный момент
Учитель №1: -Уже закончился урок?
Дети: -Нет!
У. -Только начался урок?
Д. -Да!
У. -Хотите учиться?
Д. -Да!
У. -Значит можно всем садиться!
Привели голову в порядок. (Погладили себя по голове, причесали себя пальчиками). Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули. Улыбнулись друг другу, нашим гостям.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
Начинаем работу.
-Я Вам предлагаю посмотреть презентацию.
-Скажите: какие ассоциации возникли у вас после просмотра?
(природа, красота, Родина, Россия, Отчизна)
-Найдите среди данных слов главное, ключевое (Родина).
-Что объединяет всех людей, считавших Россию своей Родиной?
2.Составление кластера.
Любят её | | Родились в России |
Гордятся ею | Родина | Говорят на русском языке |
| | |
-Правильно: все говорят, общаются на русском языке.
3.Постановка целей урока.
-Послушайте слова Дмитрия Лихачёва, известного российский филолога, доктора филологических наук, профессора:
Самая большая ценность народа — язык, на котором он пишет, говорит и думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
-На каком языке думаете и говорите Вы? (русский)
-Как вы думаете, почему? (так как слышим этот язык с детства)
-Значит, именно русский язык стал для нас самым близким.
-Назовите синоним к слову близкий. (родной)
-Сформулируйте правило. Что такое-родной язык?
(Родной язык- это язык того народа, к которому относит себя человек, на котором говорит в семье).
- Как Вы считаете, какая у нас тема урока?
Тема: Родной язык.
(Знай и люби родной язык)
Поставим цели урока:
(Развить навыки устной и письменной речи.
Отношение к родному языку.)
Слово учителя.
- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли.
4.Запись в тетрадь. (И на доску)
Число, классная работа.
Тема урока. (Знай и люби родной язык).
-Вернёмся к высказыванию Д.Лихачёва. Как вы считаете, какие слова в нём самые главные? Запишем их в тетрадь.
Язык – ценность народа.
Родной язык-это язык того народа, к которому относит себя человек.
Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца.
5.Слово учителя.
Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо его знать, нужно уметь владеть им. Поэтому изучение и охрана родного языка является насущной необходимостью. Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка.
Стихи о родном языке (дети читают наизусть по четверостишью)
Родной язык – богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
Мы гордимся своим языком,
Он богат на глаголы, наречья!
В нем живет тайна древних веков,
Мы ее сохраним, это точно!
Мы конечно же будем искать
В каждом слове сокровища мира,
Тайны предков повествовать
И беречь свой язык от погибели!
Прадеды наши и наши отцы
Нам передали красу неземную
Русского слова из русской души,
Что задевает всех нас за живое.
-Почему просто необходимо знать, любить и ценить родной язык?
-Что услышали в стихотворении?
6. Работа в группах. (На каждую группу дана таблица.)
Проанализируйте утверждения, согласившись или не согласившись с ними.
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
Можно любить свою Отчизну, но не знать родной язык. | | |
Русский язык нужно знать только для того, чтобы в глазах окружающих людей казаться грамотным человеком. | | |
Язык – это жизнь народа. | | |
Русский язык необыкновенно богат и выразителен. | | |
Высказывания писателей о русском языке.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)
2) Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрел, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А. Н. Толстой)
3) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н. Карамзин)
7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).
Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Наш родной русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) или ТРИЗ-загадки, составить которые предлагается на выбор учащимся.
1)Пример синквейна по теме:
-Русский язык (название-существительное)
-Богатый, выразительный (2 прилагательных)
-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)
-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)
-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)
Домашнее задание:
1группа: мини - сочинение.
2 группа: списать текст.