СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "В афинских школах и гимнасиях"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5 а

Автор УМК А. А. Вигасин, В. И. Годер

Тема урока: В афинских школах и гимнасиях.

Дата проведения: 10.02.2021г.

Тип урока: открытие новых знаний с элементами самостоятельной работы, с использованием презентации.

Технологии: технология проблемного обучения, технология сотрудничества, ИКТ, технология здоровьесбережения, прием «погружение в историческую эпоху»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "В афинских школах и гимнасиях"»

Класс: 5 а

Автор УМК А. А. Вигасин, В. И. Годер

Тема урока: В афинских школах и гимнасиях.

Дата проведения: 10.02.2021г.

Тип урока: открытие новых знаний с элементами самостоятельной работы, с использованием презентации.

Технологии: технология проблемного обучения, технология сотрудничества, ИКТ, технология здоровьесбережения, прием «погружение в историческую эпоху»

Формы работы: работа в парах, групповая, фронтальная

Продолжительность урока: 40 минут

Цель урока: формирование исторического знания об особенностях образования в Афинах

Формируемые УУД:

  • личностные: воспитание чувства взаимоуважения, развитие плодотворного сотрудничества, умение отстаивать собственное мнение, проявлять интерес к новому;

  • регулятивные: научиться принимать решения в проблемной ситуации, определять последовательность действий при решении поставленной задачи;

  • коммуникативные: работая в парах, в группах, проявлять активность при решении общих задач, уважать мнение своих товарищей, корректно делать замечания в случае несогласия;

  • познавательные: выявлять причинно-следственные связи, осуществлять смысловое чтение, обобщать понятия, осуществлять сравнение.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях;

  • совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • воспитывать интерес к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям. 

Проблемное задание. Определите, что могут позаимствовать наши современники у греков из их опыта обучения и воспитания детей

Актуализация знаний: Учитель приветствует ребят, организует работу по проверке усвоения материала предыдущих уроков.

  1. Разминка

  1. Объясните полис – это…? ( Город-государство )

  2. Как назывался греческий военный корабль? ( Триера)

  3. Объясните илоты – это…? ( Рабы в Спарте.)

  4. Как назывался боевой строй афинских воинов в Марафонской битве? ( Фаланга)

  5. Объясните демократия – это…? (Власть народа)

  6. Как называлось главная площадь Афин? ( Агора)

  7. Назовите главный порт Афин? (Пирей)

  8. Как назывался главный храм в Афинах? (Парфенон)

  9. Объясните верфь – это…? (Место строительства кораблей)

  10. Назовите имя полководца греческих войск в Марафонской битве? ( Мильтиад)

  11. Сколько дней проходили Олимпийские игры? (5 дней)

  12. Назовите афинский район, где жили гончары? (Керамик)

  13. Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? (Леонид)

  1. Архитектура. Собрать памятники Акрополя.

II. Изучение новой темы.   Ребята, сегодня мы поговорим о греческой системе образования, о том, как велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование.
Древние греки считали, что всем областям жизни человека покровительствуют боги. Людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же ее кладовые всегда были открыты.

Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве.

Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека.

Как вы это понимаете? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”? Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие.

К воспитанию именно такого человека и стремились греки. Давайте посмотрим, как это происходило.

2.1 школа (работа с текстом).

Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора.

 «Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое число приходиться вносить за него деньги он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую, я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит.  Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день. А, попробуй-ка, посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, словно обезьяна.  А мне не столько жаль его, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел».                  

   Вопрос к классу. – Что нового о древнегреческой школе вы узнали из этого сообщения?  

 Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети добросовестно относились к учёбе в школе.)  

Вопрос к классу:

«Что вы видите на картине?»

Предполагаемый ответ: На картине греческая школа, где идёт урок . В правой части картины мы видим урок поэзии. Учитель, развернул книгу, по которой читает ученик; на стене развешены учебные предметы.

-Правильно, это образовательное учреждение города Афин. В греческих школах учеников учили ясно и красиво говорить. Ученики заучивали стихи Гомера и других поэтов. Греки считали также, что образованный человек тот, кто умеет петь и танцевать.

Задание классу.

Найдите в книге ответы на следующие вопросы:

-С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции?

-Кого в Греции называли «педагогами» и какие обязанности были у них?

Предполагаемый ответ: Обучение детей начиналось с семилетнего возраста. «Педагогами» в Греции называли раба, который сопровождал мальчика в школу и следил за его поведением и успехами в школе.

-Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?»

(Педагоги -рабы -это военнопленные из других стран.)

Учитель предлагает рассмотреть и описать на мультимедийном экране статуэтку педагога.

(Дети должны обратить внимание на одежду и фигуру педагога ).

Учитель:- В Афинах все мужчины были грамотными. Образование было недоступно девочкам и детям из бедных семей. Греки в 8 веке до.н. э. изобрели алфавит. Они позаимствовали алфавит у финикийцев, но он им не понравился.

Вопрос к классу: – Почему? (У финикийцев в алфавите не было гласных букв, поэтому это вызывало определённые трудности.)

Учитель: - Греки первыми стали обозначать буквами гласные звуки. В алфавите у греков было 24 буквы, ими греки передавали все многообразие звуковой речи при письме. Многие народы, создавшие своё письмо, использовали греческий алфавит. В греческих школах были разные ученики, не всем легко давалось грамота. Рассказывали про одного богача, который подарил своему ленивому сыну 24 раба, имена их начинались с первых букв алфавита.

Закрепление по таблице.

2.2.Учитель: - Познакомимся со следующей ступенью обучения в Древних Афинах.

На мультимедийном проекторе изображение древнегреческой палестры.

Вопрос к классу: – Что вы видите на экране?

Предполагаемый ответ. На экране изображена палестра. Борьба, проходит под контролем взрослого человека.

Учитель: Это, ребята тоже школа, которая называлось палестра. По гречески «Пале» - это борьба от этого слова и произошло название. Греки считали, что умственное и моральное развитие достигается в здоровом теле, которое должно всесторонне и свободно развиваться так, чтобы человек достигал гармонического совершенства души и тела.

Читаем по учебнику про палестру.

«Палестра находилась в небольшом дворике, окружённом колоннами. С 12 лет мальчики начинали посещать эту школу. В палестре занимались гимнастикой, бегом, прыжками, метанием копья и диска, борьбой.

Рукопашная борьба называлась - «панкратий». В ней разрешено использовать приёмы кулачного боя, можно сбивать противника с ног, лягать, душить. Однако нельзя калечить, кусаться и бить по глазам. Самый распространённый приём «переброс» противника через колено. В палестрах стояли скульптурные статуи олимпийских атлетов, работы великих греческих мастеров».

2.3.Учитель: - В Афинах существовала третья ступень образования. Послушайте сообщение об этом.

Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости. Некоторые афинские гимнасии называли академиям».

В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила!

Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно.

Закрепление по таблице. Задание.

Среди принятых развлечений греков в гимнасиях, была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов - загадок. Попытайтесь разгадать их и вы.

  • Я чёрное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).

  • Когда ты смотришь на меня, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало).

  • Не говори ничего и ты выразишь моё имя; но, если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо ты! Ты, выразишь меня. (Молчание).

Подведение итогов урока. Вот и всё, больше нет вопросов.

(Учитель выставляет оценки за урок)

Дом задание. Наука-индивидуальное

I. Составьте расписание уроков:

I вариант – в греческой школе II вариант – в палестре

Текст с ошибками. Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:

Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.