Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с.Новокленское
«От цели современного урока в начальной школе к его результату»
Открытый урок во 2я классе на тему:
«Мир народной сказки»
Литературное чтение 2 класс/ Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, 2011.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Пузикова С.Д.
2013год
Форма урока: урок – ярмарка.
Тема урока: Мир народной сказки.
Цель урока: систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».
Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам.
Личностные:
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
- развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
-умение анализировать и обобщать.
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД:
Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Образовательные задачи:
отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения;
развивать умение работать с иллюстрацией;
обобщать знания об особенностях сказки как жанра устного народного творчества;
обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные задачи:
Здоровьесберегающие задачи:
ОБОРУДОВАНИЕ: инструменты- баян, деревянные ложки, бубен; иллюстративный материал- репродукция картины В.Васнецова «Иван Царевич на сером волке»;
раздаточный материал: иллюстрации с фрагментами текста сказки, карточки с вариантами ответов; слайды с фрагментами русских народных сказок.
Ход урока
1.Организационный момент
/Учитель в русском сарафане./
Внимание! Внимание!
Народное гулянье!
Торопись, честной народ, -
Всех вас ярмарка зовёт!
Под песню «Коробейники» дети входят в класс.
Появляются два скомороха Фома и Ерёма.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сказки
Давно вас ждут друзья!
Ерёма. Эй! Не стойте у дверей-
Заходите к нам скорей!
Учитель.
И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
Народ собирается!
Наша ярмарка открывается!
/Открывается занавес с доски. На доске Солнце и надпись «Книжная ярмарка»/
2. Постановка учебной задачи.
Добры молодцы! Красны девицы! Гости дорогие!
Собрались мы здесь сегодня не для часа праздного, а для дела мудрого. И узнаем мы, как построена сказка русская народная.
И читать её, и рассказывать будем все вместе мы выразительно.
Это только присказка к уроку, а весь урок у нас с вами впереди.
3Актуализация знаний учащихся.
У. –Взгляните на Книжную ярмарку. Как она называется?
Д.-«Жили- были».
У.-А почему она так называется?
Д – Это сказочная ярмарка. А сказки часто начинаются со слов «жили –были».
У.- Молодцы! Вы были внимательны на предыдущих уроках.
А как называется начало сказки?
Д. – Зачин.
У. – ЗАЧИН – это традиционное начало./По толковому словарю С.И. Ожегова./(на доске таблица ЗАЧИН )
Вспомните, а какими ещё словами начинаются сказки?
Д. – «В некотором царстве …»
4.Основная часть.
У.- Ребята, а откуда берутся сказки?
Д.- Некоторые сказки сочиняют авторы- это авторские сказки, а народные передаются из уст в уста.
У. –Правильно, молодцы. Братья Гримм (Вильгельм и Якоб) собирали сказки народов Германии. Кто был собирателем русских народных сказок?
Знакомство с собирателями русских народных сказок Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Ивановичем Далем.
У. - Владимир Иванович Даль широко известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
В. И. Даль писал очерки (под псевдонимом Казак Луганский), был собирателем фольклорных произведений и сочинял сказки по мотивам и сюжетам устного народного творчества. Сказки вошли в четырехтомное издание «Былей Казака Луганского».
«Не сказки сами по себе важны, — писал В. И. Даль, — а русское слово... Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывается такой вольный простор и широкий разгул в народной сказке».
Имя Александра Николаевича Афанасьева прежде всего связано с трехтомным изданием «Русских народных сказок». А. Н. Афанасьев под влиянием братьев Гримм — исследователей немецкой народной сказки отправился в сельскую местность и принялся записывать сказки как есть — со всеми стилистическими и фонетическими особенностями. В собрании сочинений «Русские народные сказки» свыше двух тысяч сказок. Это самое большое в мире собрание сказок, в котором есть сказки и для взрослых, и для малышей.
У.- Давайте заглянем в палатки нашей Книжной ярмарки.
Какими сказками торгуете вы?
/Учитель подходит к 1-й палатке. Дети выставляют табличку «Волшебные сказки»./
2-я палатка «Сказки о животных»
3-я палатка «Бытовые сказки»
1.Волшебные сказки.
У. – Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете?
Д.- «Иван- царевич и Серый Волк», «Царевна – лягушка», «Гуси –лебеди», «Про Емелю-дурака».
У. – А почему они называются волшебными?
Д. –Потому что в них происходят волшебные превращения, есть волшебные предметы.
У.- А как же строится волшебная сказка? Об этом мы узнаем сегодня. Напомните начало сказки «Иван- царевич и Серый Волк».
/Пересказ/
2 Повторение содержания сказки.
У.- Вспомним, что произошло дальше. А для этого будем работать палатками. В каждой палатке есть тексты с фрагментами сказок.
Вы их прочитаете, обсудите друг с другом. За тем прикрепите на парту в том порядке, в котором события происходят в сказке.
Проверка. (Чтение фрагментов вслух).
У.- Молодцы! Вы правильно восстановили последовательность и связь событий в сказке, т. е. СЮЖЕТ(карточку прикрепить на доску).
Какую особенность волшебной сказки мы услышали при чтении?
Сколько обычно повторов в русских народных сказках? (три)
3. Работа с иллюстрацией.
У. –Переверните свои папки. Что получилось у вас на обратной стороне?
Д. –Иллюстрация к сказке.
У. –Это картина В. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»
/На доске портрет В. Васнецова и репродукция картины ./
-Какой момент изобразил художник?
-Какое настроение передаёт эта картина? У вас в палатках есть варианты ответов. Выберите нужный ответ и покажите.
/Радостное, тревожное, грустное, печальное./
4.Игра «Узнай сказку»
Ну, хозяева волшебных сказок, загадайте сказку, а мы будем отгадывать . /Показ слайдов/
1) «Натянул свой лук Иван-царевич и тоже выпустил стрелу. Улетела стела - не видно куда. Пошёл Иван-царевич её искать и нашёл в речке; заплакал».
( «Царевна-лягушка»)
2)«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!»
( «Гуси-лебеди»)
3)«И вот, когда он набрал воды в проруби и хотел уже идти, увидел, как из проруби появилась щука. Он и подумал: «Хороший пирог испекут мне невестки!»
( «Про Емелю-дурачка» )
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
У.- Погоди, честной народ, -
Отдохни немножко…
Василиса к нам идёт,
Поразвлечь немножко…
Девочка. – Шли мы, шли и к волшебному камню подошли. Прямо пойдёшь – к Кощею Бессмертному попадёшь, направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – Жар-птицу найдёшь.
/Повторяется три раза/
6.СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ.
1. У. - Собирайся ,честной народ!
Сказка в гости к нам идёт!
Сядьте парами, друзья
Скучать сейчас никак нельзя!
2 Инсценировка сказки «Лисичка - сестричка и волк»
У. – Из какой сказки пришли к нам эти герои?
Д. – «Лисичка-сестричка и волк».
У. – На каком языке они разговаривают?
Д. – На человеческом.
3. Словарная работа.
У. – В сказках все животные разговаривают на человеческом языке, приобретают характер человека. Например, лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, медведь – глупый. Такой художественный приём называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. /На доске прикрепляется карточка со словом «олицетворение»/
4. А ну –ка, поторгуемся. Кто знает больше сказок о животных.
Конкурс «Кто и кому говорит?» /После отгадывания показ слайдов/
1) «Битый небитого везёт, битый небитого везёт!»
/Лиса волку/
2) «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!»
/Зайчик перед зайцами хвастается/
3)«Вот смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай.»
/ «Маша и медведь» Маша – медведю говорит/
7.БЫТОВЫЕ СКАЗКИ.
1.У. – Ну, молодцы! Ну, удивили! Ну, порадовали!
А чтобы пыл веселья не угас,
Чтобы время шло быстрее,
Вновь приглашаю вас
Собраться в сказку скорее!
2.Игра «Назови сказку» У. – У меня в руках бубен. Я подхожу к любой палате, заиграю бубенцом, а вы назовёте мне бытовую сказку.
3.Коллективная творческая работа.
Работа с иллюстрациями к сказке на с. 48—49.
У.- Рассмотрите иллюстрации. Что изображено на них, героев какой сказки вы узнали? Определите последовательность событий. Какой эпизод сказки пропущен?
У.- Какие иллюстрации можно подписать фрагментами текста на с. 48? Какими текстами можно подписать оставшиеся иллюстрации?
Работа в группах. Воспроизведение сказки по фрагментам.
У.- Распределите последовательность воспроизведения текста данной сказки в группе. Получилось ли рассказать сказку? Что не получилось? Какой фрагмент сказки был пропущен?
У.- Расскажите сказку снова, перераспределив выбор фрагментов между участниками.
Воспроизведение сказки в классе (от каждой группы — один человек).
Рефлексия на рассказанное. (Что получилось? Что не получилось? На что необходимо обратить внимание при рассказывании?)
4.Прослушивание вариантов ответа. Чтение сказки до конца.
5. Итог по бытовым сказкам. Концовка сказки.
У. – Какими же словами заканчивается сказка?
У. – Вспомните, какими ещё словами заканчиваются русские народные сказки./Ответы детей./
У. – Называется это – концовка./Прикрепляется карточка КОНЦОВКА./
6. Рефлексия деятельности. Итог урока.
У.- Как строится сказка русская?
- В чём особенность сказочного сюжета?
-А можем ли мы поменять местами, например, зачин и концовку?
Д. – Нет.
У. -А ТУТ И ДЕЛУ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ МОЛОДЕЦ!
Ерёма: -Поиграли мы отлично!
И устали мы прилично!
Фома: - Всем спасибо за участье!
Вот сувениры вам на счастье!
/Скоморохи раздают детям леденцы, бублики, конфеты./
Фома: - Всё! И ярмарке конец –
Шуткам, играм, сказкам!
До свидания! Спасибо!
За урок ребятам!
У. – Вот и солнце закатилось-
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам –
Рады мы всегда гостям!
- Что больше всего вам запомнилось и понравилось на уроке?
- Выберите и продолжите любое предложение.
/Под музыку дети выходят из класса/