СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок во 2 классе на тему: «Мир народной сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-ярмарка. Цель урока - систематизация знаний учащихся по теме "Русские народные сказки"

Просмотр содержимого документа
«Открыт урок №1 Конкурс»


Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с.Новокленское













«От цели современного урока в начальной школе к его результату»

Открытый урок во 2я классе на тему:

«Мир народной сказки»

Литературное чтение 2 класс/ Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, 2011.



Подготовила и провела

учитель начальных классов

Пузикова С.Д.













2013год




Форма урока: урок – ярмарка.

Тема урока: Мир народной сказки.

Цель урока:  систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».

Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам.

  1. Личностные:  

-  развитие самостоятельности;

- развитие навыков сотрудничества.

  1. Предметные:

- развитие  устной речи;  образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

-умение анализировать и обобщать.

  1. Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование  умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.


Образовательные задачи:

  • отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения;

  • развивать умение работать с иллюстрацией;

  • обобщать знания об особенностях сказки как жанра устного народного творчества;

  • обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви к русским народным сказкам.

Здоровьесберегающие задачи:

  • создать комфортные условия для учащихся на всех этапах урока за счёт сменяемости видов деятельности учащихся, соблюдения санитарно- гигиенических норм и требований к организации и проведению урока.

ОБОРУДОВАНИЕ: инструменты- баян, деревянные ложки, бубен; иллюстративный материал- репродукция картины В.Васнецова «Иван Царевич на сером волке»;
раздаточный материал: иллюстрации с фрагментами текста сказки, карточки с вариантами ответов; слайды с фрагментами русских народных сказок.
Ход урока
1.Организационный момент
/Учитель в русском сарафане./
Внимание! Внимание!
Народное гулянье!
Торопись, честной народ, -
Всех вас ярмарка зовёт!
Под песню «Коробейники» дети входят в класс.
Появляются два скомороха Фома и Ерёма.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сказки
Давно вас ждут друзья!
Ерёма. Эй! Не стойте у дверей- 
Заходите к нам скорей!
Учитель.
И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
Народ собирается!
Наша ярмарка открывается!
/Открывается занавес с доски. На доске Солнце и надпись «Книжная ярмарка»/
2. Постановка учебной задачи.
Добры молодцы! Красны девицы! Гости дорогие!
Собрались мы здесь сегодня не для часа праздного, а для дела мудрого. И узнаем мы, как построена сказка русская народная.
И читать её, и рассказывать будем все вместе мы выразительно.
Это только присказка к уроку, а весь урок у нас с вами впереди.
3Актуализация знаний учащихся.
У. –Взгляните на Книжную ярмарку. Как она называется?
Д.-«Жили- были».
У.-А почему она так называется?
Д – Это сказочная ярмарка. А сказки часто начинаются со слов «жили –были».

У.- Молодцы! Вы были внимательны на предыдущих уроках.
А как называется начало сказки?
Д. – Зачин.
У. – ЗАЧИН – это традиционное начало./По толковому словарю С.И. Ожегова./(на доске таблица ЗАЧИН )
Вспомните, а какими ещё словами начинаются сказки?
Д. – «В некотором царстве …»
4.Основная часть.

У.- Ребята, а откуда берутся сказки?

Д.- Некоторые сказки сочиняют авторы- это авторские сказки, а народные передаются из уст в уста.

У. –Правильно, молодцы. Братья Гримм (Вильгельм и Якоб) собирали сказки народов Германии. Кто был собирателем русских народных сказок?

Знакомство с собирателями русских народных сказок Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Ивановичем Далем.
   У. -   Владимир Иванович Даль широко известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
      В. И. Даль писал очерки (под псевдонимом Казак Луганский), был собирателем фольклорных произведений и сочинял сказки по мотивам и сюжетам устного народного творчества. Сказки вошли в четырехтомное издание «Былей Казака Луганского».
      «Не сказки сами по себе важны, — писал В. И. Даль, — а русское слово... Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывается такой вольный простор и широкий разгул в народной сказке».
      Имя Александра Николаевича Афанасьева прежде всего связано с трехтомным изданием «Русских народных сказок». А. Н. Афанасьев под влиянием братьев Гримм — исследователей немецкой народной сказки отправился в сельскую местность и принялся записывать сказки как есть — со всеми стилистическими и фонетическими особенностями. В собрании сочинений «Русские народные сказки» свыше двух тысяч сказок. Это самое большое в мире собрание сказок, в котором есть сказки и для взрослых, и для малышей.

У.- Давайте заглянем в палатки нашей Книжной ярмарки.
Какими сказками торгуете вы? 

/Учитель подходит к 1-й палатке. Дети выставляют табличку «Волшебные сказки»./
2-я палатка «Сказки о животных»
3-я палатка «Бытовые сказки»
1.Волшебные сказки.
У. – Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете?
Д.- «Иван- царевич и Серый Волк», «Царевна – лягушка», «Гуси –лебеди», «Про Емелю-дурака».
У. – А почему они называются волшебными?
Д. –Потому что в них происходят волшебные превращения, есть волшебные предметы.
У.- А как же строится волшебная сказка? Об этом мы узнаем сегодня. Напомните начало сказки «Иван- царевич и Серый Волк».
/Пересказ/

2 Повторение содержания сказки.
У.- Вспомним, что произошло дальше. А для этого будем работать палатками. В каждой палатке есть тексты с фрагментами сказок.
Вы их прочитаете, обсудите друг с другом. За тем прикрепите на парту в том порядке, в котором события происходят в сказке.
Проверка. (Чтение фрагментов вслух).
У.- Молодцы! Вы правильно восстановили последовательность и связь событий в сказке, т. е. СЮЖЕТ(карточку прикрепить на доску).
Какую особенность волшебной сказки мы услышали при чтении?
Сколько обычно повторов в русских народных сказках? (три)


3. Работа с иллюстрацией.
У. –Переверните свои папки. Что получилось у вас на обратной стороне?
Д. –Иллюстрация к сказке.
У. –Это картина В. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»

/На доске портрет В. Васнецова и репродукция картины ./
-Какой момент изобразил художник?
-Какое настроение передаёт эта картина? У вас в палатках есть варианты ответов. Выберите нужный ответ и покажите.
/Радостное, тревожное, грустное, печальное./

4.Игра «Узнай сказку»
Ну, хозяева волшебных сказок, загадайте сказку, а мы будем отгадывать . /Показ слайдов/

1) «Натянул свой лук Иван-царевич и тоже выпустил стрелу. Улетела стела - не видно куда. Пошёл Иван-царевич её искать и нашёл в речке; заплакал».

( «Царевна-лягушка»)

2)«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!»

( «Гуси-лебеди»)

3)«И вот, когда он набрал воды в проруби и хотел уже идти, увидел, как из проруби появилась щука. Он и подумал: «Хороший пирог испекут мне невестки!»

( «Про Емелю-дурачка» )


5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
У.- Погоди, честной народ, -
Отдохни немножко…
Василиса к нам идёт,
Поразвлечь немножко…
Девочка. – Шли мы, шли и к волшебному камню подошли. Прямо пойдёшь – к Кощею Бессмертному попадёшь, направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – Жар-птицу найдёшь. 
/Повторяется три раза/


6.СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ.
1. У. - Собирайся ,честной народ!
Сказка в гости к нам идёт!
Сядьте парами, друзья
Скучать сейчас никак нельзя!
2 Инсценировка сказки «Лисичка - сестричка и волк»

У. – Из какой сказки пришли к нам эти герои?
Д. – «Лисичка-сестричка и волк».
У. – На каком языке они разговаривают?
Д. – На человеческом.
3. Словарная работа.
У. – В сказках все животные разговаривают на человеческом языке, приобретают характер человека. Например, лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, медведь – глупый. Такой художественный приём называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. /На доске прикрепляется карточка со словом «олицетворение»/
4. А ну –ка, поторгуемся. Кто знает больше сказок о животных. 

Конкурс «Кто и кому говорит?» /После отгадывания показ слайдов/
1) «Битый небитого везёт, битый небитого везёт!»
/Лиса волку/

2) «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!» 
/Зайчик перед зайцами хвастается/ 
3)«Вот смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай.» 
/ «Маша и медведь» Маша – медведю говорит/
7.БЫТОВЫЕ СКАЗКИ.
1.У. – Ну, молодцы! Ну, удивили! Ну, порадовали!
А чтобы пыл веселья не угас,
Чтобы время шло быстрее,
Вновь приглашаю вас 
Собраться в сказку скорее!

2.Игра «Назови сказку» У. – У меня в руках бубен. Я подхожу к любой палате, заиграю бубенцом, а вы назовёте мне бытовую сказку.

3.Коллективная творческая работа.


Работа с иллюстрациями к сказке на с. 48—49.
      У.- Рассмотрите иллюстрации. Что изображено на них, героев какой сказки вы узнали? Определите последовательность событий. Какой эпизод сказки пропущен?
      У.- Какие иллюстрации можно подписать фрагментами текста на с. 48? Какими текстами можно подписать оставшиеся иллюстрации?
   Работа в группах. Воспроизведение сказки по фрагментам.
      У.-  Распределите последовательность воспроизведения текста данной сказки в группе. Получилось ли рассказать сказку? Что не получилось? Какой фрагмент сказки был пропущен?
      У.-  Расскажите сказку снова, перераспределив выбор фрагментов между участниками.
   Воспроизведение сказки в классе (от каждой группы — один человек).
   Рефлексия на рассказанное. (Что получилось? Что не получилось? На что необходимо обратить внимание при рассказывании?)

4.Прослушивание вариантов ответа. Чтение сказки до конца.

5. Итог по бытовым сказкам. Концовка сказки.
У. – Какими же словами заканчивается сказка?
У. – Вспомните, какими ещё словами заканчиваются русские народные сказки./Ответы детей./
У. – Называется это – концовка./Прикрепляется карточка КОНЦОВКА./ 

6. Рефлексия деятельности. Итог урока.

У.- Как строится сказка русская?

- В чём особенность сказочного сюжета?
-А можем ли мы поменять местами, например, зачин и концовку?
Д. – Нет.
У. -А ТУТ И ДЕЛУ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ МОЛОДЕЦ!
Ерёма: -Поиграли мы отлично!
И устали мы прилично!
Фома: - Всем спасибо за участье!
Вот сувениры вам на счастье!
/Скоморохи раздают детям леденцы, бублики, конфеты./
Фома: - Всё! И ярмарке конец –
Шуткам, играм, сказкам!
До свидания! Спасибо!
За урок ребятам!
У. – Вот и солнце закатилось-
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам –
Рады мы всегда гостям! 

- Что больше всего вам запомнилось и понравилось на уроке?

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя…

  • Сегодня я сумел…

/Под музыку дети выходят из класса/