СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Земля -кормилица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;

Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Земля -кормилица"»

Открытый урок «Земля-кормилица»

Тема: «Земля-кормилица»

Цели урока:

Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;

Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.

УУД:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.

Оборудование: учебник, образцы почвы, стакан с водой, стеклянная палочка, салфетка, презентация.

Краткое описание хода урока.

       I.            Организационный момент. Мотивация учащихся.

    II.            Проверка домашнего задания (тест  с выбором ответа, самостоятельная работа).

III.            Формулирование темы и целей урока учащимися под руководством учителя.

  1. Открытие новых знаний о главных свойствах почвы и видах почв.

   V.            Закрепление новых знаний

  1. Рефлексия

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I. Организационный момент (слайд 1)

-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

-Какое у вас настроение на начало урока? (показывают смайлы)

Мобилизация внимания на плодотворную  работу.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

II. Актуализация знаний

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме. (Тест) (Слайд 2)

-Молодцы! Вы справились с тестом. (Слайд 3)     А теперь вас ждет индивидуальная работа. У каждого на парте лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача по внешнему виду вспомнить, как называется это полезное ископаемое, и описать его по плану. (план на листах)

-Кому не понятно, что делать?

-Приступайте, у вас есть 2 минуты.

-Закончили. Сдали работы.

Коммуникативное взаимодействие

Отвечают на вопросы.

III. Сообщение темы и целей урока

(Слайд 4) -Что бы узнать тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять.

Коммуникативное взаимодействие

Высказывают предположения

(Слайд 5 )-Сегодня тема нашего урока- «Земля кормилица».

-Какие цели в соответствие с темой мы перед собой поставим?

Направляющая деятельность

Выделение и формулирование познавательной цели

IV. Открытие новых знаний   о главных свойствах почвы и видах почв.

-У слова земля есть несколько значений, одно из них - почва.

-Давайте вспомним – что такое почва?(верхний плодородный слой земли).

-Предлагаю побыть вам исследователями и узнать, что входит в состав почвы.

Практическая работа (опыт№1)

- Возьмем стакан с водой и опустим туда кусочек почвы. Что вы видите?

- О чём это говорит? (Слайд 6)

Практическая работа (опыт№2)

- Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву в лоток.

- Что осталось на салфетке? (Слайд )

Практическая работа (опыт№3)

-Посмотрите в стакан, куда мы бросили кусочек почвы

-Что вы там видите?

-Как другим словом назвать остатки растения и животных в почве? Какой сделаем вывод?(Слайд)

Практическая работа (опыт№4)

- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы

- Что вы видите на дне стакана?

Какой делаем вывод? (Слайд )

-Посмотрим еще раз на слайд. Что входит в состав почвы?

— В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

— Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.

-Какие природные зоны вы знаете?

-Предположите, как могут называться почвы в названных вами природных зонах.

-Давайте проверим, верны ли были ваши предположения. Обратите внимание на экран мы рассмотрим резервы основных типов почв.

(Слайд 7)- В тундре распространены тундровые почвы.

Тундровая почва- светлая, почему? (в ней мало перегноя).

(Слайд 8)В тайге- подзолистая почва сероватого цвета. Почему она такого цвета?

(Слайд 9)-В лиственных лесах- серые лесные почвы, в ней много песка

(Слайд 10) -В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем - почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру. Как вы думаете, почему она такая темная?

(Слайд 11) -Болотная почва - содержит толстый слой торфа (слайд 14).

(Слайд 12) -Луговая почва - в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями.

Направляющая и контролирующая деятельность учителя

Направляющая и контролирующая деятельность учителя

Направляющая и контролирующая деятельность учителя

Направляющая и контролирующая деятельность учителя

Коммуникативное взаимодействие

Развитие умения опытным путем делать вывод.

Предполагаемые ответы  детей:

- Из почвы идут пузырьки.

- В почве есть воздух.

Предполагаемые ответы  детей:

- Влажное пятно, значит, в почве есть вода

Предполагаемые ответы  детей: видим мелкие корешки, остатки растений. В составе почвы есть перегной — гумус.

Предполагаемые ответы  детей:

- Вода в стакане стала мутной. В почве есть песок и глина

Повторяют состав почвы

Вспоминают

Высказывают предположения

Проверяют свои предположения

Высказывают предположения

Физкультминутка

-А теперь пришло время отдохнуть (Слайд 13)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

(движения маятника)

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)(Слайд 14)

Проводит физкультминутку с показом действий

Повторяют движения.

Осуществляют профилактику утомления

-Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае?

-В нашем крае большей частью преобладают черноземные почвы. Они имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего края. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

- А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?

- Да, плодородие необходимо сохранять, а как - мы сейчас узнаем из учебника.

-Для этого поработаем в группах. Перед вами стоит проблема «Как защитить почву?»(с.172-174)

(Слайд 15)

1 группа – какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых?

2 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды?

(выступления представителей групп)

Проблемный вопрос:

(Слайд 16)

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  • в лесу за 500000 лет,

  • на лугу за 3225 лет

  • там, где нет растений – всего за 15 лет

- О чем говорят эти расчеты ученых?

-Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?»

(Слайд 17)   -Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей.

(Слайд) -Спрячешь картофелину- вытащишь много.

(Слайд ) -Крошечное семечко превращается в огромный арбуз.

(Слайд ) -Тоненький росток превращается в прекрасный цветок.

Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.

-Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

-Как она называется? (Земля).

-Почему землю называют кормилицей?

(Слайд18 ) -Основное свойство почвы - плодородие. Какие корни можем выделить в этом слове? Что обозначает слово «плодородие»?

V. Закрепление новых знаний.

(Слайд 19 ) - А теперь составим памятку для работников сельского хозяйства по защите почвы. Посмотрите на слайд и уберите неверные действия.

  1. Рефлексия

-Достигли мы поставленных в начале урока целей?

-Что узнали нового?

-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

-Кто считает, что у него на уроке все получилось?

-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?

-Какое у вас настроение в конце урока?(показывают смайлы)

(Выставление отметок за урок)

Домашнее задание

Стр.171-174. Задания по выбору: 
1. Составить памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях». 
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

-Спасибо за работу!