-Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае? -В нашем крае большей частью преобладают черноземные почвы. Они имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего края. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию. - А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться? - Да, плодородие необходимо сохранять, а как - мы сейчас узнаем из учебника. -Для этого поработаем в группах. Перед вами стоит проблема «Как защитить почву?»(с.172-174) (Слайд 15) 1 группа – какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых? 2 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды? (выступления представителей групп) Проблемный вопрос: (Слайд 16) Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть - О чем говорят эти расчеты ученых? -Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?» (Слайд 17) -Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей. (Слайд) -Спрячешь картофелину- вытащишь много. (Слайд ) -Крошечное семечко превращается в огромный арбуз. (Слайд ) -Тоненький росток превращается в прекрасный цветок. Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод. -Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. -Как она называется? (Земля). -Почему землю называют кормилицей? (Слайд18 ) -Основное свойство почвы - плодородие. Какие корни можем выделить в этом слове? Что обозначает слово «плодородие»? V. Закрепление новых знаний. (Слайд 19 ) - А теперь составим памятку для работников сельского хозяйства по защите почвы. Посмотрите на слайд и уберите неверные действия. Рефлексия -Достигли мы поставленных в начале урока целей? -Что узнали нового? -Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке? -Кто считает, что у него на уроке все получилось? -Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось? -Какое у вас настроение в конце урока?(показывают смайлы) (Выставление отметок за урок) Домашнее задание Стр.171-174. Задания по выбору: 1. Составить памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях». 2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице. -Спасибо за работу! |