МКОУ Колбинская СОШ
Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества
Коваль Н. М.
учитель начальных классов
Федеральный государственный образовательный стандарт задаёт образовательный результат как совокупность предметных, метапредметных и личностных результатов и предполагает комплексный подход к их оценке, позволяющий контролировать достижения обучающихся во всех трёх направлениях. Сформированность коммуникативных учебных действий наряду с регулятивными и познавательными является объектом оценки метапредметных результатов. Эта группа включает следующие умения:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
– управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является проблемным для школы: в школьном расписании нет такого предмета, цель которого – формирование коммуникативных действий на уровне интеракции (понимание других позиций, мнений, интересов), кооперации (умения договариваться, находить общее решение, согласовывать свои действия в совместной работе), интериоризации (умение донести свою позицию до других). В связи с этим для формирования умений этой группы учителю целесообразно на разных предметах использовать технологию сотрудничества.
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах не является чем-то принципиально новым, но рассматривается нами как наиболее актуальное с позиции современных требований к процессу обучения.
Идеи обучения в сотрудничестве получили развитие во многих странах мира, хотя и имеют заметные различия в своих вариантах.
В России это направление отразилось в педагогике сотрудничества, представляющей собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.
При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте ещё не было, поэтому её надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. И начинать это делать надо с первых дней пребывания ребёнка в школе.
Технологический процесс групповой работы складывается из следу-
ющих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).
2. Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы
в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное
выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания).
3. Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах,
анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой
работе и достижении поставленной цели).
При выполнении задания в группе учащиеся действуют по определённому алгоритму.
В табл. 1 представлен алгоритм работы группы, а также описаны возможные действия учащихся в ходе групповой работы и формируемые коммуникативные умения.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложным заданиям, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и упорного труда, однако по мере освоения алгоритма работы в группе возрастает самостоятельность учащихся.
Для выполнения задания в группе учитель может использовать разнообразные методы организации групповой работы: мозговой штурм, метод «пилы», метод «вертушки» и др.
Другой проблемой является оценка сформированности коммуникативных умений: их трудно, а порой и нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром» (ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника, стремление учитывать и координировать различные мнения и т.д.), можно оценить в ходе внутренней оценки в виде листов наблюдения учителя и/или учащихся. Вот один из возможных вариантов программы наблюдения за участием учащегося в групповой работе.
Для наблюдения учитель выбирает одну группу на определённый период времени, достаточный для оценки действий каждого участника группы. Например, в продолжение недели педагог наблюдает за одной группой. В течение учебного дня он фиксирует активность одного из участников группы. Во второй день ведёт наблюдение за вторым участником и т.д. Свои наблюдения учитель фиксирует в табл. 2.
В конце недели учитель оценивает уровень сформированности групповой коммуникации учеников этой группы, ориентируясь на основной и дополнительный диагностические признаки (табл. 3). На следующей неделе ведёт аналогично работу со второй группой и т.д. Следует обратить внимание на то, что учитель диагностирует уровень сформированности групповой коммуникации у школьников только при условии, что групповая работа является неотъемлемой частью урока.
Таким образом, постепенно складывается картина по классу в целом, которая позволяет педагогу планировать дальнейшую деятельность по обучению детей работе в группе и/или оценивать сформированность коммуникативной группы метапредметных результатов образования.
По классу в целом лист наблюдений может быть оформлен так же, как табл. 4.
Опираясь на алгоритм самооценки технологии оценивания образовательных достижений, учащимся предлагается алгоритм оценивания работы в группе. После выполнения группового задания и демонстрации его результатов представитель группы проводит оценку деятельности по шагам:
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью
других?
5. Кто организовывал работу группы?
6. Кто предложил основную идею, решение задачи?
7. Были ли спорные мнения?
8. Кому удалось отстоять свою точку зрения?
9. Это было сделано корректно?
10. Кто не проявил себя в групповой работе? С чем это связано?
Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Работа в направлении формирования коммуникативных универсальных учебных действий с использованием технологии сотрудничества, групповой формы организации деятельности на уроках способствует тому, что у школьников возрастает степень владения коммуникативными умениями. Становятся более активными робкие, неуверенные в себе учащиеся, начинают терпеливо слушать одноклассников активные и словоохотливые ученики, школьники овладевают умениями сотрудничать, выстраивать общий план действий, принимать совместное решение и выражать мнение группы.
Кроме того, следует отметить, что возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей. Помимо этого, развивающий потенциал коммуникативных действий не ограничивается сферой своего непосредственного приложения – общением и сотрудничеством, он напрямую затрагивает познавательные процессы и личностную сферу школьников.