Оценка учебных достижений в условиях компетентностного подхода при организации педагогического процесса.
Саблина Ирина Викторовна, преподаватель
высшей квалификационной категории
ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж»
Содержание изучаемых дисциплин осваивается лишь в том случае, если оно распредмечено и структурировано в системе учебных заданий. Чем менее формализуем предмет, тем большие трудности для проектирования учебных заданий он представляет. Не случайно методика изучения психологии располагает малым выбором задачников, сборников упражнений и заданий. Как показывают исследования, преподаватели часто ограничиваются достаточно узким выбором из всего возможного спектра задач. В задачниках, упражнениях преобладают задачи, создающие психологическую нагрузку преимущественно на восприятие, память, на простейшие мыслительные действия, которые выполняются по образцу. Таким образом, более сложные виды интеллектуальной деятельности не становятся предметом освоения.
Одним из наиболее эффективных методов преодоления этого недостатка обучения является использование типовых профессиональных задач, отражающих специфику труда специалиста (А.А.Вербицкий). В рамках обучения студентов они должны выступать как учебно-профессиональные задачи.
Рассматриваемое понятие является одним из фундаментальных в психологии, в кибернетике, в любой из наук естественно-математического цикла, в теории обучения и воспитания.
В самом общем значении задача трактуется как поставленная цель, которую необходимо достигнуть, как вопрос, требующий разрешения на основании определенных знаний и логических умозаключений. В психологической литературе наиболее распространено употребление этого термина применительно к категории деятельности субъекта и условий ее протекания. Как пишет А.Н. Леонтьев, задача - это «цель, данная в определенных условиях» Особенно широко пользуются термином «задача» при характеристике процессов мышления. В связи с этим весьма распространено понимание задачи как ситуации, в которой субъект для достижения стоящей перед ним цели должен выяснить неизвестное на основе использования его связей с известным. К.А. Славская замечает, что задачу можно рассматривать как некоторую особую форму познания действительности, выступающую как объект, детерминирующий процесс мышления человека.
В общей системе обучения задачи играют особую роль. Через решение задач осуществляется необходимая связь теоретических знаний с практикой, умение ставить и решать задачи определяет степень обученности, общей подготовленности учащихся.
Раздел обучения решению задач в любой предметной области считается наиболее трудным. Многочисленные наблюдения и исследования говорят о том, что трудность, как правило, представляют не вычисления, которые надо произвести в задаче, т. е. не исполнительская, техническая сторона задачи, а тот анализ, который предшествует нахождению пути решения, т. е. предварительное звено, связанное с пониманием условия задачи.
Одним из эффективных способов методической подготовки студентов по специальности «Профессиональное обучение» является организация работы по решению методических задач. Проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности педагога, являются источником методических задач.
Важно, выстраивая учебный процесс, охватывать все компетенции, которые необходимо формировать у студентов в процессе обучения.
С помощью тестовых заданий и ситуативных задач мы можем проверить общие и профессиональные компетенции, знания и умения, формируемые в результате изучения дисциплины, но и наоборот, формировать компетенции с помощью задач.
Возможны следующие подходы к задачам: от задач к анализу освоения компетенций и от компетенций к задачам.
При первом подходе анализ задач позволяет выстраивать учебный процесс, охватывая все компетенции. В результате заполнения таблицы мы можем увидеть насколько дисциплина формирует общие и профессиональные компетенции с помощью ситуативных задач.
При втором подходе к задачам мы, исходя из определенных компетенций, составляем условие задачи, таким образом, формируя их. Компетенции в задачах могут быть двойные, тройные, интегративные. В связи с этим задач может быть огромное количество. Но целесообразней, на мой взгляд, формировать задачи по видам деятельности, которых у данной специальности пять.
Те же задачи можно еще разделить на простые и сложные. К сложным мы будет относить задачи, сформулированные на бытовом языке и требующие перевода на язык научной дисциплины и простые, которые содержат в себе научную терминологию.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что задачи при изучении психологии позволяют не только лучше освоить учебную дисциплину, смоделировать реальную ситуацию, проработать ее, развивать различные виды мышления, но и приближены к их будущей профессиональной деятельности, что позволяет формировать у студентов профессиональные компетенции.
1