СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оздоровительная минутка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физические минутки в стихах для красивой осанки использовать на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Оздоровительная минутка»

Оздоровительная минутка
                                                                     

Минутка! Что можно сделать за это время? Потратьте минуту — всего лишь одну минуту — на свое здоровье, и она обернется для вас часами жизни, радости, счастья.

Очень важно, чтобы учитель, проводя оздоровительные минутки, участвовал в них вместе с детьми. Ведь личный пример — сильнодействующее средство.
      Итак, за одну минуту вы можете: 

      • потянуться 1 — 2 раза;
      сесть ровно и спокойно подышать, а значит отдохнуть;
      изгнать плохие мысли и успокоить мозг;
      сказать много добрых слов друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;
      мысленно пожелать терпения, выдержки, мудрости всем людям на Земле. Может, эта минутка спасет
 кому-то жизнь;
      снять стресс, вылив на себя ведро воды;
      помассировать пальцы;
      походить по камушкам;
      выпить 0,5 стакана воды;
      уснуть;
      сделать 1 — 2 упражнения для осанки и многое, многое другое — всего за одну МИНУТУ!

     ЭТИ МИНУТЫ ВЕРНУТСЯ СТОРИЦЕЮ 
Начало первого урока в классе. Учитель проводит этюд для души. Дети сидят за партами, положив руки в удобном положении. Закрыв глаза, мысленно направляют во все стороны от себя Мир, Любовь, Добро, проникаясь этим состоянием. Так ребенок творит вокруг себя поле любви, мира и добра. Это и есть благодатная почва для хороших всходов.
Учитель, который повторяет эти слова вслух, мысленно представляет себя в окружении МИРА, ЛЮБВИ и ДОБРА.
Мы часто говорим с детьми об экологии, о засорении окружающей среды, но не задумываемся о том, какой вред наносим природе своими плохими мыслями и словами.
   

      НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ СИДЕТЬ ЗА ПАРТОЙ

Каждый воспитатель или учитель начальных классов знает позу ученика, "позу отличника" — руки  аккуратно сложены на парте. Это положение всегда считалось необходимым для хорошего поведения детей на уроке. Мы даже говорили: "Молодцы, как красиво сидите". А поинтересуйтесь у ребят, что они чувствуют при этом.
Прошу детей не отвечать сразу, а внимательно прочувствовать и запомнить свое состояние. Затем прошу занять другое положение: руки свободно положить на парту, немного вытянув вперед и согнув в локтях, ладонями вниз, вверх или боком, так, чтобы было удобно. Задаю те же вопросы.
    
ВНИМАНИЕ! Попробуйте заменить "позу отличника" на позу, когда руки свободно лежат на парте, и хотя бы один-два раза на каждом уроке, занятии вместе с детьми примите положение, при котором голова, шея и позвоночник находятся на одной прямой линии в течение 20 — 30 секунд. Это поможет улучшить кровоснабжение головного мозга и выработать хорошую осанку. А регулярное выполнение упражнений для укрепления мышц живота и спины поможет выработать мышечный каркас, который не допустит искривления позвоночника.
Не забывайте в оздоровительные минутки выполнять упражнения для осанки, которые приводятся ниже.

                                        УЧИТЕСЬ СТОЯТЬ ПРАВИЛЬНО 
Этот совет прежде всего касается взрослых, но, как и любые другие здоровые навыки и привычки, его нужно передать детям.
Из-за привычки стоять неправильно, не распределяя вес тела на всю стопу, мы приобретаем изменения в позвоночнике, которые препятствуют его гибкости. Кроме того, неправильное положение приводит к напряжению мышц ног, и мы начинаем тяжесть своего тела перекладывать с одной ноги на другую. В конечном итоге нам хочется быстрее присесть.
Так как же правильно стоять, чтоб не уставать и не вредить позвоночнику?
Станьте так, чтобы стопы обеих ног были параллельны друг другу. Расстояние между ними подберите
удобное для вас, но не превышающее ширину плеч. 
В таком положении можно стоять в транспорте, не придерживаясь руками ( если они заняты сумками).
Когда мы стоим, перенося всю тяжесть тела на пятки (пятки сближены, носки врозь), живот выпячивается, корпус отклоняется назад, в позвоночнике появляется напряжение и усталость.
Кроме того, мы тратим много лишней энергии, чтобы удержать свое тело.     

ХОТИТЕ ЛИ ВЫ ИМЕТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ?

Посмотрите на детей; предложите им понаблюдать друг за другом. Как они сидят за партой? Вы увидите, что один согнулся, как знак вопроса, другой локоть свесил, а третий и вовсе "клюет" носом. И так — по несколько часов ежедневно. Пусть ребята взглянут на себя со стороны. Но наблюдать мало, надо знать, что происходит с осанкой и какой она может быть.
При правильной осанке лопатки расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном. уровне. Плечи тоже находятся на одном уровне и слегка развернуты. Позвоночник проходит по прямой линии. Живот подтянут, ноги прямые. Хорошо развиты мышцы живота, спины, ног и рук. Красивая походка, красивая фигура. Такая осанка способствует нормальной работе всего организма.
При нарушении осанки, особенно в период роста, возникают деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, наступает расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.
Нарушение осанки может привести к нарушению носового дыхания, снижению слуха, неправильному прикусу.
Искривление позвоночника тоже часто является следствием нарушения осанки. Это может быть искривление выпуклостью вперед (лордоз); искривление позвоночника (обычно грудного отдела) выпуклостью назад (кифоз).
Боковое искривление (сколиоз) — позвоночник искривлен влево или вправо. Бывает двойной сколиоз в верхнем отделе позвоночника искривление в одну сторону, а в нижнем — в другую. При этом наблюдается деформация грудной клетки.
У детей, переболевших рахитом, тоже может быть сколиоз. Поэтому в работе с такими детьми нужно уделять особое внимание профилактике сколиоза.
  
Как видите все в организме взаимосвязано, и поэтому быть стройным — это не требование моды, а главнейшее условие для здоровья!

Что делать, чтобы осанка была хорошей?

 Приучаться к правильному положению, когда сидишь, стоишь, делаешь какую-либо работу.
       Не носить, не поднимать слишком тяжелые предметы, особенно при слабых мышцах спины и живота.
       •
Спать на жесткой постели с плоской подушкой, а лучше вообще без нее.
       Приучаться к правильному положению за столом, (партой), не горбиться.
         Обеспечить хорошее освещение рабочего места. Употреблять богатую витаминами пищу.
       Выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц туловища, и особое внимание уделять
мышцам спины и живота. Именно они образуют своего рода каркас, поддерживающий позвоночник в вертикальном положении. 
    
Помните! С красивой осанкой не рождаются, ее творят своим трудом!
Не откладывая, тут же, если вы в помещении, предложите детям выполнить упражнение "Стульчик". Сделайте его вместе с ними.

Прислонитесь спиной к ровной поверхности (это может быть стена, шкаф, дверь), затем, медленно опускаясь вниз, образуйте "стульчик". При этом ноги должны быть вертикально выставлены к полу, стопы вместе, бедра (верхняя часть ног) расположены горизонтально полу, спина, голова, таз прижаты к стенке, а руки вытянуты вперед, параллельно друг другу, ладонями вниз.

        КОМПЛЕКС "КРАСИВАЯ ОСАНКА"
Упражнения этого комплекса важно осваивать с дошкольного возраста и выполнять на протяжении всей жизни. Они помогают сохранить не только красивую осанку, но и подвижность суставов рук, позволят укрепить мышцы спины, улучшить кровообращение позвоночника и головного мозга. Их можно выполнять в повседневной жизни: дома, в детском саду, в школе и на производстве.
     1. Поза дерева
 
Стоя или сидя за столом, ноги поставьте вместе, стопы должны быть прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте  спокойный вдох и выдох, успокойте дыхание и плавно поднимите руки вверх. Держите их на уровне ушей, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Внимание сосредоточьте на позвоночнике. Дыхание произвольное, спокойное.
Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.
Держите позу 15 — 20 секунд. Затем плавно опустите руки и расслабьтесь, сделав два-три спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох.

 


    2. Божественная поза
Выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку   максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание произвольное, спокойное.
Удерживайте позу 20 — 30 секунд. Затем медленно вернитесь в исходное положение. Погладьте запястья,  снимите с них напряжение, встряхните кистями и спокойно подышите. Само название позы говорит о ее красоте. Ваша спина становится ровной, мышцы крепкими, руки гибкими. Вам дышится легко и свободно. Грудная клетка раскрылась, ушло напряжение, сердце работает равномерно.
      ВНИМАНИЕ! Если вы почувствовали боль в суставах, уменьшите время удержания позы. Регулярное выполнение упражнения позволит избавиться от неприятных ощущений. Если школьники, сидя за партой во время объяснения учителя, заменят традиционное складывание рук (хотя бы иногда) на эту позу, то их спина всегда будет прямой.
3. 1Iозa лебедя
Те, кому пока трудно выполнить божественную позу, могут заменить ее позой лебедя.
Сядьте так, чтобы спина касалась спинки стула, или встаньте прямо. Руки опустите, плечи отведите назад. Руки за спиной возьмите в замок, выпрямите и медленно поднимайте вверх, не наклоняя туловище. Обратите внимание на область между лопатками, почувствуйте  тепло между ними и плавно опустите руки. Отдохните, сделав несколько спокойных вдохов и выдохов.
    ВНИМАНИЕ! При выполнении упражнения строго следуйте этапам, указанным в описании. Руки резко не поднимайте, следите за своими возможностями. Удерживайте позу в меру своих сил от 3 до 10 секунд.

Это упражнение помогает снять напряжение в спине, укрепляет мышцы спины, улучшает кровообращение в позвоночнике и подвижность в плечевых суставах.
Заметьте, когда вы долго сидите, вам невольно хочется оттянуть руки назад, сам организм просит об этом. Так помогите ему.






      4. Поза перекреста
Встаньте или сядьте прямо. Правую руку с силой вытяните вверх, левую опустите вниз. Затем правую руку опускаете по позвоночнику вниз, ладонью к позвоночнику. Левая рука развернута тыльной стороной к спине так, чтобы средний палец коснулся позвоночника, то есть середины спины, и тянется к правой руке. Постарайтесь сцепить пальцы в замок.
Голову держите ровно, поднятый вверх локоть прижмите к голове. Обратите внимание. На рисунке правильно выполняет упражнение девочка справа; Удерживайте это положение 10 — 15 секунд. Затем опустите руки и отдохните. Повторяйте упражнение, меняя положение рук.
    ВНИМАНИЕ! Если захват не получается, то можно использовать вспомогательные средства — веревку полотенце, а еще лучше шариковый массажер. Цепляясь за шарики, вы постепенно сблизите пальцы.
Это упражнение полезно не только для укрепления позвоночника, оно улучшает его состояние при искривлении и других нарушениях осанки. Если позвоночник искривлен вправо — дольше удерживайте снизу правую руку, если влево — левую.


 


























Оздоровительные минутки  

  «Упражнения животных»

1.     «Жираф» - голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.

2.     «Осьминог» - круговые движения плечами назад - вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

3.     «Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад вперед.

4.     «Обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево.

5.     «Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

6.     «Аист» - подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой ногой по полу.

7.     «Кошка» - потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.

«Самомассаж»

Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами (массаж).

«Гора» (для осанки)

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет!» – решили они. – «Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.

«Деревце» (для осанки)

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.

Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.

Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх. Представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Выполняется 15-20 сек.

Опустите руки и расслабьтесь.

«Гимнастика для глаз»

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

1.                 Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2.                 Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх налево – вниз. Повторите 10 раз.

3.                 Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

4.                 Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

«Держи осанку»

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 сек.). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

«Сотвори солнце в себе»

1.     В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь, звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир, звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой как солнце (руки в стороны перед собой).

2.     Постарайтесь ежедневно 1 – 3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите!

«Этюд души»

Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями, горизонтально к полу, и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!» Поднимите руки вверх, ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

Оздоровительная минутка

-       Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему вы так думаете? (Дети отвечают)

       Можете ли вы назвать себя закаленными? Приведите примеры закаленных людей.

       Что нужно сделать, чтобы попасть в страну Здоровячков? Вспомним волшебные слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!