ОЖОГИ, ВИДЫ ОЖОГОВ. ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ
Цель урока: сформировать представления о видах ожогах и оказании первой доврачебной помощи.
Задачи урока:
Обучающие – расширить и углубить знания о видах ожогов; обобщить знания о причинах различных ожогов; сформировать представления о задачах первой доврачебной помощи
Развивающие - развивать познавательный интерес учащихся, умение работать с учебником, таблицами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
Воспитательные - воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье, чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Методическая цель: использование ИКТ – как одного из способов развитие интереса обучающихся, развитие информационной и коммуникативной компетенций.
Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.
Межпредметные связи: биология.
Ход урока:
Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Мотивация учебной деятельности
Создание проблемной ситуации.
Учитель: В современном мире никто не застрахован от непредвиденных ситуаций. В любой момент вы можете оказаться в неожиданной опасной ситуации на улице, дома, в гостях. И необходимо знать, что делать в данной ситуации и как оказать первую помощь пострадавшим. Зачастую, по дороге в школу или из школы, мы встречаем пожарные машины, которые спешат на помощь.
Введение в тему
-Что может произойти во время любого возгорания?
Учащиеся: ожоги.
Учитель: Как вы уже поняли тема нашего урока «Ожоги, виды ожогов. Первая доврачебная помощь при ожогах».
Целеполагание
Учитель: Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?
Учащиеся: Выяснить что такое ожоги, их виды; как правильно оказать первую доврачебную помощь.
Изучение нового материала
Учитель: Давайте выясним, что такое ожог. Перечислите причины их возникновения.
Учащиеся: Ожог возникает от кипятка, пара, огня, а также от прямых солнечных лучей.
Учитель: Правильно. Вы сейчас перечислили ожоги, возникающие при воздействии высокой температуры, однако, это не единственная причина. На самом деле ожоги возникают также под воздействием некоторых химических веществ и электрического тока.
По ходу рассказа, учащиеся заполняют таблицу.
Обычно при ожогах поражается кожа, но иногда могут быть обожжены и подкожные ткани, а также внутренние органы, причем даже при отсутствии поражения кожи. Так, при употреблении внутрь очень горячей жидкости или едкого вещества (например, кислоты) может произойти ожог пищевода и желудка, а вдыхание дыма и горячего воздуха (например, при пожаре) может привести к ожогу легких.
Итак, ожог - повреждение ткани вследствие воздействия тепла, химических веществ или электричества.
Чаще всего, нам приходится сталкиваться с термическими и солнечными ожогами, их мы более подробно сегодня и рассмотрим.
Термические ожоги
Термические ожоги появляются вследствие попадания на тело горячей жидкости, пламени или соприкосновения кожи с раскаленными предметами. В зависимости от температуры и длительности ее воздействия на кожу образуются ожоги разной степени.
Задание. Составить таблицу или схему по степеням ожогов и их характеристикам.
Проверка выполненного задания.
Ожоги I и II степени называют поверхностными. Такие ожоги способны к самопроизвольному заживлению.
Заживление глубоких ожогов (III и IV степени) невозможно без врачебной помощи.
Когда площадь поражений кожи превышает 10% следует ожидать развития ожогового шока.
Степени ожогов:
Ожог I степени проявляется покраснением кожи, ощущением незначительной боли.
Ожог II степени характеризуется сильной болью, интенсивным покраснением кожи с образованием пузырей, наполненных прозрачной жидкостью.
При ожоге III степени место ожога выглядит как обнаженная рана.
IV степень ожога (обугливание)- самая тяжелая форма ожога, при которой повреждается кожа, мышцы, сухожилия, кости.
Учитель: Как действовать при ожогах или в случае опасности их получить?
Оказание первой медицинской помощи начинается с тушения воспламенившейся одежды. С этой целью пострадавшего нужно облить водой, а если воды нет набросить на него одеяло, пальто, чтобы прекратить доступ кислорода.
Если загорелась одежда, надо погасить пламя или быстро скинуть ее. Чтобы не травмировать пострадавшего, нельзя пламя сбивать, нужно укутать горящего несинтетической плотной тканью, чтобы прекратить доступ кислорода к огню и таким образом потушить его.
Нельзя бежать в горящей одежде: огонь только усилится.
Что категорически нельзя делать при ожогах:
Сдирать с поврежденной кожи одежду;
Вскрывать пузыри и отслаивать кожу;
Обрабатывать рану на месте лопнувшего пузыря йодом, зеленкой и другим спиртосодержащими растворами;
Накладывать на ожоги бактерицидный пластырь;
Смазывать место кремами и жирами, мазями (кроме специальных), посыпать мукой и крахмалом.
Оказания первой помощи при термических ожогах.
При ожогах I степени. Приложить на место ожога холод или подставить под струю холодной воды на 5-10 минут. Обожженную поверхность спиртом, водкой.
При ожогах II - IV степени. Обработать ожоговую поверхность пенообразующими аэрозолями или накрыть стерильной простыней, поверх которой положить пузыри со льдом или пакеты со снегом, холодной водой.
Дать пострадавшему 1-2 таблетки анальгина.
Вызвать «скорую помощь».
Предложить пострадавшему обильное питье (теплый чай, минеральная вода и др.)
Мотивационный момент
Учитель: Проанализируйте ситуацию. В ожоговый центр поступило 8 человек, трое из которых страдали ожогами 3 степени тяжести с поражениями кожных покровов небольшой площади. Больные были госпитализированы в стационар и через 5 дней они были переведены на амбулаторное лечение с ежедневным посещением больницы для перевязки и других необходимых процедур. А у остальных 5 пострадавших ожоги 2 степени тяжести, но площадь ожогов значительно больше. За этими больными был больничный уход в течение 12-14 дней. Объясните, какие еще причины, кроме степени тяжести, могут являться угрозой жизни при ожогах?
Учащиеся: Площадь поражения кожи.
Дополнения учителя
При обширных, даже неглубоких ожогах возникает шок, в обожженных местах образуются токсические вещества, которые, проникая в кровь, разносятся по всему организму. На обожженные участки попадают микроорганизмы; ожоговые раны, как правило, начинают нагнаиваться. Уже при ожоге II степени, охватившем одну треть поверхности тела, возникает серьезная опасность для жизни пострадавшего.
Изучение правил оказания помощи при термических ожогах с использованием раздаточного материала.
Задание. Ученикам необходимо разложить карточки по порядку действий, а затем записать действия в тетрадь.
Солнечные ожоги
Учитель: После длительного пребывания на солнце без одежды нередко появляются ожоги кожи. Обычно это ожоги I степени, ожоги отдельных участков бывают II степени. Назовите признаки солнечного ожога?
Учащиеся: Покраснение кожи, жжение, боль.
Учитель: Признаками солнечного ожога являются резкая краснота, боли, отек и пузыри беспокоят пострадавшего 3–5 дней. Признаки ожога кожи иногда дополняются признакам общего перегревания тела.
Оказание помощи при солнечных ожогах
Информацию об оказание помощи учащиеся записывают самостоятельно.
Проверка выполненного задания
Дополнение учителя
Три правила лечения солнечных ожогов
1. Поверхность кожи следует оберегать от проникновения бактерий;
2. Для устранения боли следует охлаждать поверхность;
3. Для предотвращения шелушения и отслоения эпидермиса следует проводить обработку питательными составами, раствором алое и витамина Е.
Закрепление
Учитель: Давайте рассмотрим конкретные ситуации:
Ситуация № 1
Если вы пролили горячий чай на руку, покраснение, пузырей нет. Твои действия? Какой степени ожог?
Правильный ответ.
1.Подставить руку под воду, подержать 10-15 минут.
2.Обработать спреем «Пантенол».
Ситуация № 2
Ожог горячим утюгом. Покраснение кожи, отёчность, появились пузыри. Ожог какой степени? Ваши действия?
Правильный ответ.
1.Сделать не тугую повязку.
2. Наложить лёд на повязку или воду в пакете.
3. Обратиться к врачу.
Ситуация № 3
Человек оказался в зоне пожара. На коже кровавые пузыри, повреждение ткани под кожей, мышц, костей. Какая степень ожога? Ваши действия?
Правильный ответ.
1. Накрыть тканью.
2. Дать обезболивающее средство (анальгин).
3. Дать тёплый чай.
4. Вызвать скорую помощь.
Чего нельзя делать?
Итог урока
Учитель: Сегодня мы узнали виды ожогов, критерии оценки степени тяжести ожогов и оказание первой доврачебной помощи.
Умение квалифицированно и своевременно оказать первую помощь позволит уменьшить страдания потерпевшего, предупредит развитие возможных осложнений, облегчит тяжесть течения болезни и спасет жизнь пострадавшему.
Рефлексия. Составление Синквейна
Пример:
Ожог
Термический, химический
Болит, краснеет, жжет
Образует волдыри
Повреждение