СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ознакомление со свойствами глины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие познавательного интереса через знакомство с глиной и ее свойствами.

Задачи:

-образовательные: расширять представления детей о свойствах глины, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия в процессе которых выделяются свойства материала - глина, способствовать овладению способами обследования предметов;

-развивающие: формировать у детей умение называть форму, цвет посуды, определять из чего она сделана, (вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов),

-развивать внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие;

-развивать умение аккуратно пользоваться глиной;

-воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, трудолюбие.

Просмотр содержимого документа
««Ознакомление со свойствами глины»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска»





Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста

Тема:



«Ознакомление со свойствами глины»






Воспитатель:
Ягишева Елена Владимировна











г.Бокситогорск
2021



Тема: «Ознакомление со свойствами глины»

Цель: развитие познавательного интереса через знакомство с глиной и ее свойствами.

Задачи:

-образовательные: расширять представления детей о свойствах глины, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия в процессе которых выделяются свойства материала - глина, способствовать овладению способами обследования предметов;

-развивающие: формировать у детей умение называть форму, цвет посуды, определять из чего она сделана, (вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов),

-развивать внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие;

-развивать умение аккуратно пользоваться глиной;

-воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, трудолюбие.

Демонстративный материал:

(макет избы, подобрана глиняная посуда, ширма (имитация входа в мастерскую), (мольберт с обучающими карточками (правила поведения в мастерской), глина сухая и твердая, лейки, дощечки для лепки, миски с сухой глиной для исследовательской деятельности, тазики для мытья рук, передники).














Ход: Организационный момент

Избушка. Воспитатель в образе бабушки. Встреча детей:
- "Здравствуйте гости дорогие! Давайте познакомимся.

- Меня зовут - бабушка Варварушка. У меня есть клубочек дружбы, он нам поможет познакомиться. (Дети встают в круг, у бабушки в руках клубок.)

. (Передаю клубочек ребенку)
- Свое имя называй, клубок другу передай.
- У нас образовался круг дружбы. Собрались ребята в круг, слева друг и справа друг.
- Проходите гости дорогие, усаживайтесь на лавки, грейтесь у печки.

"Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит."

- Печь избу обогревает, на печи обед готовлю, пироги пеку
Посмотрите у меня в печи стоит горшочек.( Достать горшок из печки)

- Какой он формы? ( круглый) Горшочек круглой формы.
- Какого цвета? (коричневый) Горшочек коричневого цвета.
- Да он круглый, он коричневого цвета.
-А из какого материала он сделан? ( ответы детей)
- Горшочек сделан из глины. Это глиняный горшочек. Повторите вместе.
- Для чего нужен горшочек? (Варить кашу) Да, но еще можно приготовить еду.
- В моей доме есть не только глиняный горшочек, но и много других предметов , назовите их: (Чашки, блюдца, миски)
-Назовите их одним словом.(Посуда). Правильно - это посуда.

- Из чего сделана эта посуда? (ответы детей).

-Все это сделано из глины. Чтобы познакомиться с глиной поближе, я приглашаю вас в мастерскую. Готовы? Повторяйте за мной: (Воспитатель произносит слова, дети делают движения:)

"Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперёд,

А затем – наоборот.

Вокруг себя покружиться,

Чтоб в мастерской нам очутиться."
(Проходим через ширму)
- В мастерской мы должны работать в передниках.

- При работе с глиной необходимо соблюдать правила:

не брать глину в рот;

не бросать глину на пол;

не тереть глаза грязными руками.

(карточки – символы)

(На столе стоя тарелочки с твердой и сухой глиной,)

(Показ глины)
- Это глина Давайте скажем все вместе: глина.

- Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!»



-Возьмите в руки глину. Какая она? (сухая, рассыпчатая). Верно, дети - это сухая глина.
- Возьмите другую глину. Какая она? (твердая). Верно, дети - это твердая глина.
- Можно из нее что-нибудь слепить? Давайте попробуем. Нет, не получается, рассыпается глина, а другая твердая. Что же делать? ( ответы детей). Я расскажу Вам сказку.
- Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро. И потому с ней никто не дружил, все просто проходили мимо. Загрустила глина, загоревала, не знала, что делать, как найти себе друзей.
- Но однажды пошел дождь и дождевые капельки встретились с водой. — Надо, — сказали капельки дождя глине — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро и у тебя появятся друзья.
Застучали, зажурчали, заскакали капельки дождя по глине — и та сразу стала мягче. Это было в сказке, а на самом деле сделает вода глину мягкой или нет мы с вами узнаем.

Устроим встречу дождика и глины. Как же мы сделаем дождик?(польем из лейки) Правильно, полить глину из лейки.
- Помешали, замесили глину.

"Мы глину месили, мы глину месили,
(сжимать и разжимать кулачки)
Нас тщательно всё промесить попросили,
(ладони обеих рук обхватывают друг друга перед грудью)
Но, сколько не месим и сколько не мнём,
(похлопывать ладошками по коленям)
Комочки опять и опять достаём.
(хватательные движения вытянутыми руками) "


-Что происходит с глиной? (варианты детей)

-Она становится мягче, липкой. Чтобы глине с водой как следует подружиться нужно время. (Таз с водой, тряпочки)
-А мы пока намоем руки и поиграем.
( Пока дети играют на столах меняют миски с мокрой глиной, на мисочки с готовой глиной)

Игра «Давайте сделаем».

"Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу,
Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперед, в стороны) .
Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками,
А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;
Будем мы посуду печь (лепят ладошками,
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают) .
А в печи- не калачи (машут указательным пальцем,
А в печи- посуда! (вытягивают руки вперед) .



Продолжение опыта:
- Посмотрим, подружилась ли наша глина с водой?

Возьмите глину, помните ее в руках. Какая она? (Мягкая, пластичная,).Какой вода сделала глину? (мягкой, пластичной) .

Продуктивная деятельность:

- Попробуем вылепить из нее тарелку?


(Воспитатель предлагает детям разместиться за столами. Напоминает о том, что работать нужно аккуратно, подсказывает последовательность лепки)
- В начале надо скатать шарик, Покажите, как вы будете лепить шарик? Дети руками показывают прием лепки, проговаривая:


Кусочек глины

на ладошку положили и ладошкою прикрыли.

В руках кусок крутился.

И в шарик превратился. (Дети лепят из глины шарики)

  • Правильно, молодцы. А затем нужно сдавить шарик ладошками, чтобы получилось лепешка.

Воспитатель;- сделать небольшой бортик, прищипывая край (показать) .
Звучат вариации на темы русских народных песен.
(Дети лепят тарелочки. Воспитатель от имени бабушки оказывает индивидуальную помощь жестами, советами, вопросами. Осуществляет индивидуальную работу с детьми, испытывающими затруднения.)
В конце занятия воспитатель – бабушка объясняет, что тарелки из глины обжигают в печи, чтобы они стали прочными, поэтому их необходимо аккуратно разложить на подносе для сушки.
- Давайте мы поставим наши тарелочки в печку
- Намойте руки , снимайте фартуки, подойдите ко мне
- А сейчас, с помощью волшебного клубка мы расскажем, что нового узнали?
- Скажи , что нового узнал, клубок другому передал.( передаем клубок друг другу)
Вопросы?
- Где мы сегодня были? ( В мастерской)
- С каким материалом мы познакомились? ( с глиной)
- Какой бывает глина? ( сухой, рассыпчатой, твердой, мягкой)
- Что необходимо сделать, чтоб из глины можно было лепить?
-Что можно лепить из глины?
- Что нужно сделать с глиной, чтобы она стала твердой?

Спасибо гости дорогие, что пришли ко мне в гости. Я рада встречи с вами! Вам пора возвращаться в детский сад.