СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падеж имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок - путешествие

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

Просмотр содержимого документа
«Падеж имен существительных»

План-конспект урока русского языка 5 класс.

«Падеж имен существительных»

УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок - путешествие

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

-развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода;

-развитие критического мышления;

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково--символических, коммуникативных):

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

-развитие умения опираться на изученный материал

Воспитательные:

-воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-развитие коммуникативных УУД;

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

Метапредметные:

- формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

Личностные

- воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (карточки), презентация по теме урока.


Ход урока:

1. Организационная часть

2. Мотивация

Звучит песенка «УЛЫБКА».

-Здравствуйте, ребята!

Подровнялись, подтянулись

И соседу улыбнулись.

Все на месте ли?

Пенал, тетрадка, дневничок. Все готово.

Тогда начинаем наш урок!

3. Повторение теории

- Прочитайте, пожалуйста, слова (слайд 2)

Улыбка, оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки, улитка


-Слова какой части речи вы прочитали?

-Какая часть речи называется именем существительным?

Словарная работа. Какие слова Вам непонятны? Оттепель – это теплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда.

4. Актуализация знаний (слайд 3)

Сообщение ученика "Это интересно".

Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. В осетинском-8.

Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

"Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

В современном русском их 6.

- О чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова тема урока?

- Откройте тетради и запишите число, тему (слайд 4, 5)

Итак, тема нашего урока : «Падеж имен существительных»

5.Постановка цели (слайд 6)

-Ребята ,сегодня мы совершим путешествие на паровозике и

будем собирать «рюкзак знаний». Как вы думаете, что мы должны положить в наш рюкзак? (ответы учащихся).

1.Падежи и вопросы к ним (слайд 7)

2.Умение находить имена существительные и определять падеж.

Итак, сколько падежей в русском языке? (6)

Давайте повторим падежи и вопросы к ним (слайд 8)

6.Первичное закрепление.

Задание 1.

Выписать существительное «дело» и определить падеж. (слайд 10,11)

  1. Велик телом, да мал делом.

  2. Дело шуток не любит.

  3. От слова до дела целая верста.

  4. И умен, и крепок, и в деле гож.

  5. Всех дел не переделаешь.

  6. Жизнь дана на добрые дела.

  7. Умен на словах, да глуп на делах.

  8. Языком не спеши, а делами не смеши.

  9. По твоим делам о тебе судят.

Взаимопроверка, обменяться тетрадями и проверить друг у друга (ответы на слайде).

Устная работа.

-Как вы поняли смысл пословицы «Велик телом, да мал делом».

ЛИСТ САМООЦЕНКИ. (ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ, «+», «-).

Задание 2.

- посчитайте, сколько существительных в данном тексте (слайд 12).

- перечислите их.

Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)

1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный пруд.

2. Осень рощи подожгла.

3. Под дубом спрятался домик.

4. Грустно стоять одному у дороги.

5. Кто-то в телеге по ельнику едет.

6. Тот герой, кто за родину горой.

Задание 3.

Определить падеж существительных, выделить окончание и записать словосочетания в порядке следования падежей. Списать с доски. Два ученика выполняют работу у доски. Проверка: сигнальные карточки (плюс-правильно, минус-неправильно)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

7.Станция «ОТДЫХАЙКА»

Физминутка «Падежи» (слайд 13).

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

8.Станция «Закрепляйка»

Работа с учебником. Упр. 522- коллективно (устно)

Работа в группах. Сочинить сказку, стихотворение, рассказ о падежах по группам.

Защита творческих работ по группам.

1 группа

Именительный падеж.

Он начало, самый первый.

Именительный падеж.

Кто есть? Что есть?

Мы все знаем

Мама, папа, стол, манеж.

Родительный падеж.

Чего же нет?

Автомобиля.

И где же он?

Уехал. Ну как же так. Куда уехал?

Дательный падеж.

У меня есть пять конфет,

Кому же их отдать? Может Оле, может Вите?

Нет, я лучше съем сама!

Винительный падеж.

Ой! У нас в доме – кавардак!

И не пойму кого винить?

Маму, папу, или всех нас?

За то, что в доме все вверх дном.

Творительный падеж.

Хочу стишки я сочинять,

Но чем я буду их писать?

Писать мне ручкой, или пером, или цветным карандашом.

Предложный падеж.

О ком я думаю? О маме, папе, или о бабе?

Или о чем-нибудь другом.

2 группа.

Именительный падеж, его легко все узнают.

Он отвечает на вопросы: кто и что?

Родительный падеж.

Очень любит он меня.

Дательный падеж.

К друзьям всегда торопится и дарит всем подарки.

Винительный падеж обвиняет всех и вся.

И нет для него преград.

Творительный падеж творит пером, карандашом

Хочет стать творцом.

Предложный падеж мечтает о каникулах и думает о друге.

3 группа.

Названия падежей.

В одном царстве, в одном государстве жила-была семья. Когда у них должен был родиться первенец, они придумали ему имя – Именительный. После рождения стал Родительным. Это имя им больше понравилось. Он был маленький, его баловали, все давали, и стал он Дательным. Малыш был большим озорником, за проделки его винили. Поэтому он стал Винительным. Затем он подрос, стал творить добрые дела, помогать родителям, и прозвали Творительным. Став взрослым, предлагал всем свою помощь, и народ прозвал его Предложным.


ЛИСТ САМООЦЕНКИ.


-А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)

-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?

11. Рефлексия

(слайд 14).

СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ».

Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. Пожалуйста, вспомните как вы работали на уроке.

-Какую цель перед собой поставили?

-Достигли ли этой цели, как?

-Какие задания были трудными и в чем состояла трудность?

-Получили ли удовольствие?

А) Как вы работали на уроке? Выберите фразеологизм (написаны на доске)

С огоньком

С душой

Через пень колоду

Засучив рукава

Б) Как поняли тему?

Светлая голова

Каша в голове

Голова варит

Дубовая голова

В) Как вы ощущали себя на уроке?

Как рыба в воде

Ни рыба ни мясо

С легким сердцем

Не в своей тарелке

Г) С чем пойдете с урока?

С царем в голове

Ни бе ни ме

Домашнее задание по выбору.

  1. Параграф 96, №523

  2. Составить кроссворд из 6-8 слов

  3. Составить словарный диктант по теме урока