СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Память и её внимание.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память- это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент   вспоминать, т.е. узнавать или воспроизводить то, что знаешь. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение -вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность пямяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, точностью воспроизведения.

Просмотр содержимого документа
«Память и её внимание.»

Память и ее  развитие

Память и ее развитие

Память- это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т.е. узнавать или воспроизводить то, что знаешь. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение -вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность пямяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, точностью воспроизведения. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Чаще всего они обнаруживаются в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения . Когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью , то имеют в виду именно эти общие различия. Однако кроме них, у каждого человека наблюдаются различия в уровне развития отдельных видов памяти.
  • Память- это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т.е. узнавать или воспроизводить то, что знаешь. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение -вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность пямяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, точностью воспроизведения.
  • В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Чаще всего они обнаруживаются в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения .
  • Когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью , то имеют в виду именно эти общие различия. Однако кроме них, у каждого человека наблюдаются различия в уровне развития отдельных видов памяти.

К образной памяти относятся зрительные , слуховые , двигательные воспоминания. Сюда же относят память на чувства- эмоциональную память. Это означает, что одни люди лучше запоминают зрительно, другие- на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений. Чаще встречаются люди со смешанным типом образной памяти.
  • К образной памяти относятся зрительные , слуховые , двигательные воспоминания. Сюда же относят память на чувства- эмоциональную память. Это означает, что одни люди лучше запоминают зрительно, другие- на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений. Чаще встречаются люди со смешанным типом образной памяти.

Логическая память помогает запомнить слова, числа, мысли,логиеские схемы, общие идеи. Многие профессии требуют хорошего развития конкретного вида памяти . Особенности своей памяти вы узнаете в ходе практической работы.

Логическая память помогает запомнить слова, числа, мысли,логиеские схемы, общие идеи.

Многие профессии требуют хорошего развития конкретного вида памяти .

  • Особенности своей памяти вы узнаете в ходе практической работы.

Задание № 1. Послушайте и запишите то, что запомнили: Слова: липа, ножницы, лампа, яблоко, карандаш, гроза, обруч, мельница, попугай, листок. Сколько слов вы воспроизвели правильно? 2. Числа: 43, 57, 12, 33, 71, 52, 8, 90, 14, 47. Сколько чисел вы воспроизвели  правильно?

Задание № 1.

Послушайте и запишите то, что запомнили:

  • Слова: липа, ножницы, лампа, яблоко, карандаш, гроза, обруч, мельница, попугай, листок.

Сколько слов вы воспроизвели

правильно?

2. Числа: 43, 57, 12, 33, 71, 52, 8, 90, 14, 47.

Сколько чисел вы воспроизвели

правильно?

Задание №2. В течение 20 секунд необходимо запомнить слова, а затем записать те , которые удалось запомнить. Слова : любовь , совесть,  чайник, пулемет, глина, логика, свеча, словарь, вишня, стрекоза. 2. За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел, а затем записать те, которые удалось запомнить:  43,12, 31, 81, 72, 15, 44, 96, 10, 37.

Задание №2.

  • В течение 20 секунд необходимо запомнить слова, а затем записать те , которые удалось запомнить.

Слова : любовь , совесть, чайник, пулемет, глина, логика, свеча, словарь, вишня, стрекоза.

2. За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел, а затем записать те, которые удалось запомнить:

43,12, 31, 81, 72, 15, 44, 96, 10, 37.

Успешность или продуктивность запоминания вычисляется умножением числа правильных ответов на 10.  90-100% - отличная память, 71-90% - очень хорошая, 51-70% -хорошая, 31-50% -удовлетворительная
  • Успешность или продуктивность запоминания вычисляется умножением числа правильных ответов на 10.

  • 90-100% - отличная память,
  • 71-90% - очень хорошая,
  • 51-70% -хорошая,
  • 31-50% -удовлетворительная

Как тренировать память Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая память- это нередко следствие слабого внимания. Но чтобы сконцентрироваться на задаче, мало заставлять себя думать только о ней. Постарайтесь представить ситуацию, выявить новые детали, творчески осмыслить задачу. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить.  Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску- это облегчит его запоминание.

Как тренировать память

Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая память- это нередко следствие слабого внимания. Но чтобы сконцентрироваться на задаче, мало заставлять себя думать только о ней. Постарайтесь представить ситуацию, выявить новые детали, творчески осмыслить задачу.

Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить.

Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску- это облегчит его запоминание.

Тренируйте все виды памяти. Одно из основных правил улучшения памяти- повторение. Лучше сблизить моменты первого повторения и восприятия материала. Близким повторением через 15-20 мин.предотвращается забывание. Последующее повторение лучше проводить через 8-9 часов и через 24 часа . Полезно повторять  перед сном, а  так-же утром на  свежую голову.

Тренируйте все виды памяти.

Одно из основных правил улучшения памяти- повторение. Лучше сблизить моменты первого повторения и восприятия материала. Близким повторением через 15-20 мин.предотвращается забывание. Последующее повторение лучше проводить через 8-9 часов и через 24 часа .

Полезно повторять

перед сном, а

так-же утром на

свежую голову.

Лучше запоминается начало и конец информации. Информацию, которая находится в середине , лучше повторять в начале или в конце. Для лучшего запоминания используйте такой прием, как установление ассоциаций между информацией, необходимой для запоминания, и чем-то хорошо знакомым, Например ,фраза: « Каждый охотник желает знать где, сидит фазан», помогает запомнить порядок цветов в спектре.

Лучше запоминается начало и конец информации. Информацию, которая находится в середине , лучше повторять в начале или в конце.

Для лучшего запоминания используйте такой прием, как установление ассоциаций между информацией, необходимой для запоминания, и чем-то хорошо знакомым, Например ,фраза: « Каждый охотник желает знать где, сидит фазан», помогает запомнить порядок цветов в спектре.

Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить детали дневных впечатлений. Всматривайтесь в лица, предметы и старайтесь потом вспомнить детали. Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Учите наизусть стихи, пусть небольшие отрывки, но каждый день,- и через пару месяцев почувствуете первые результаты.

Тренируйте зрительную память, пытаясь

перед сном как можно ярче представить детали дневных впечатлений. Всматривайтесь в лица, предметы и старайтесь потом вспомнить детали.

Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Учите наизусть стихи, пусть небольшие отрывки, но каждый день,- и через пару месяцев почувствуете первые результаты.

После тренировок можете проконтролировать себя с помощью подобных тестов. Для объективности лучше взять другие слова ,числа. P.S. Некоторые сравнивают память со школьной доской и сетуют, что знания быстро стираются. Но ведь это замечательно! Ни доска, ни память не беспредельны. Шерлок Холмс говорил:”Глупец натащит в свой чердак всякого хлама и в нужный момент не найдет нужную вещь”. А Эйнштейну приписывают ответ на вопрос журналиста о скорости света:”Я не запоминаю то, что можно прочитать в любом справочнике!”

После тренировок можете проконтролировать себя с помощью подобных тестов. Для объективности лучше взять другие слова ,числа.

P.S. Некоторые сравнивают память со школьной доской и сетуют, что знания быстро стираются. Но ведь это замечательно! Ни доска, ни память не беспредельны. Шерлок Холмс говорил:”Глупец натащит в свой чердак всякого хлама и в нужный момент не найдет нужную вещь”. А Эйнштейну приписывают ответ на вопрос журналиста о скорости света:”Я не запоминаю то, что можно прочитать в любом справочнике!”

Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников способностью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хорошее распределение внимания. Попробуйте одновременно выполнять хотя бы два дела. Желающие проверить внимание по очереди приглашаются к доске. В течение минуты они должны называть цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на доске в обратном порядке. Чем меньше затрачено времени и допущено ошибок , тем лучше распределение внимания.

Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников способностью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хорошее распределение внимания. Попробуйте одновременно выполнять хотя бы два дела.

Желающие проверить внимание по очереди приглашаются к доске. В течение минуты они должны называть цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на доске в обратном порядке. Чем меньше затрачено времени и допущено ошибок , тем лучше распределение внимания.

Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания есть не что иное, как недостаток мысли, иначе говоря- либо глупость, либо безумие. «Рассеяность, которая есть не что иное, как беспечность и недостаток внимания к тому, что происходит вокруг, делают человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда , а человек рассеянный -на время».

Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания есть не что иное, как недостаток мысли, иначе говоря- либо глупость, либо безумие. «Рассеяность, которая есть не что иное, как беспечность и недостаток внимания к тому, что происходит вокруг, делают человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда , а человек рассеянный -на время».

«У сэра Ньютона, мистера Д. Локка ( английского философа) и , может быть,еще у человек пяти- шести с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое его право на рассеянность обернется для него, скорее всего, тем , что он будет просто- напросто из общества исключен»,- пишет в письме своему сыну лорд Честерфилд.

«У сэра Ньютона, мистера Д. Локка ( английского философа) и , может быть,еще у человек пяти- шести с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое его право на рассеянность обернется для него, скорее всего, тем , что он будет просто- напросто из общества исключен»,- пишет в письме своему сыну лорд Честерфилд.

Как улучшить память Для этого надо уметь организовать запоминаемый материал и знать разнообразные приемы запоминания. В от некоторые из них. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того , что надо усвоить. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного ; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заученное ; пересказать текст своими словами.

Как улучшить память

Для этого надо уметь организовать запоминаемый материал и знать разнообразные приемы запоминания. В от некоторые из них.

  • Непременным условием хорошего запоминания является понимание того , что надо усвоить. Для лучшего усвоения материала полезно:
  • разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное;
  • составить план прочитанного ;
  • запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заученное ;
  • пересказать текст своими словами.

Заучивать материал необходимо сначала медленно , чтобы облегчить его осмысление, а затем более быстро . Если нужно осмыслить и запомнить обширный материал, то его следует делить на небольшие группы, объединенные по какому-то признаку. Скорее запоминается то, что связано какой-либо одной мыслью в тематическое целое. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться. Особое значение здесь приобретает способность находить в вещах сходство и различие.

Заучивать материал необходимо сначала медленно , чтобы облегчить его осмысление, а затем более быстро .

Если нужно осмыслить и запомнить обширный материал, то его следует делить на небольшие группы, объединенные по какому-то признаку. Скорее запоминается то, что связано какой-либо одной мыслью в тематическое целое. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться. Особое значение здесь приобретает способность находить в вещах сходство и различие.

2 . Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску- это облегчит его запоминание. Причем положительное запоминается лучше, чем нейтральное. Очень сильные эмоции препятствуют запоминанию. Как вы помните, интересы человека связаны с его чувствами (эмоционально-положительные отношение) , поэтому одно из условий хорошего запоминания и воспроизведения- - интерес к информации.

2 . Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску- это облегчит его запоминание. Причем положительное запоминается лучше, чем нейтральное. Очень сильные эмоции препятствуют запоминанию. Как вы помните, интересы человека связаны с его чувствами (эмоционально-положительные отношение) , поэтому одно из условий хорошего запоминания

и воспроизведения-

- интерес к информации.

3. Память развивается путем упражнений. Упражняйтесь в запоминании. Старайтесь побольше решать задач, выполнять практических упражнений с использованием той информации, которую необходимо запоминать. 4. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем точнее сохраняется материал, лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать все виды памяти.

3. Память развивается путем упражнений. Упражняйтесь в запоминании. Старайтесь побольше решать задач, выполнять практических упражнений с использованием той информации, которую необходимо запоминать.

4. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем точнее сохраняется материал, лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать все виды памяти.

Римский император Юлий Цезарь помнил имена всех своих 30000 легионеров

Римский император Юлий Цезарь помнил имена всех своих 30000 легионеров

 Моцарт мог точно  записать сложную  пьесу,  услышанную  один раз.

Моцарт мог точно

записать сложную

пьесу,

услышанную

один раз.

 Фемистокл  знал каждого  жителя Афин  в лицо и по имени.

Фемистокл

знал каждого

жителя Афин

в лицо и по имени.

Подсчитано, что емкость индивидуальной памяти обычного человека измеряется огромной величиной бит, что соответствует информационному фонду библиотеки В.И.Ленина, насчитывающему более 25 млн.книг, брошюр, статей.

Подсчитано, что емкость индивидуальной памяти обычного человека измеряется огромной величиной бит, что соответствует информационному фонду библиотеки В.И.Ленина, насчитывающему более 25 млн.книг, брошюр, статей.