МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ВПР
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 15 ЗАДАНИЕ.
Выражение «Любишь кататься — люби и саночки возить» уместно в ситуации, когда дети поиграли, а убирать за собой игрушки не хотят.
Выражение «Любишь есть калачи – не лежи на печи» уместно в ситуации, когда моя подруга хочет стать победительницей конкурса, но не хочет для этого приложить дополнительные усилия.
Выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» будет уместно в ситуации, когда девочка мечтает научиться хорошо рисовать акварелью, но не хочет переделывать неудачные работы, не любит мыть кисточки и менять воду.
Выражение «Дарёному коню в зубы не смотрят» уместно в ситуации, когда человеку подарили подарок, а он начинает искать в нем недостатки.
Выражение «Век живи – век учись» уместно в ситуации, когда человек совершает действие, не послушав совета опытного друга, а затем жалеет, что не воспользовался умным советом.
Выражение «Повторенье – мать ученья» уместно в ситуации, когда ученик понимает, что без повторения пройденного дальнейшее учение невозможно.
Выражение «Повторенье — мать ученья» будет уместно в ситуации, когда ты готовишься к контрольной работе по русскому языку и повторяешь всё, что изучали в четверти.
Выражение «Всяк кулик своё болото хвалит» уместно в ситуации, когда человеку кажется, что у него все лучше, чем у других.
Выражение «Семь раз отмерь – один раз отрежь» уместно в ситуации, когда человек не подумав, поспешно принимает какое-либо решение, не взвесив все «за» и «против».
Выражение «Семь раз отмерь — один раз отрежь» будет уместно в ситуации, когда мой старший брат размышляет о выборе профессии.
Выражение «Ум хорошо, а два – лучше» уместно в ситуации, когда рядом есть помощник, выполнить сложное задание гораздо легче
Выражение «Ум хорошо, а два лучше» будет уместно в ситуации, когда мама помогает дочке выбрать наряд на праздник.
Выражение «Люди – пахать, а он –руками махать» будет уместно в ситуации, когда ребята расчищали от снега каток, а Егор только командовал, кому куда идти, куда снег нести, а сам до лопаты даже не дотронулся.
Выражение «Не всё то золото, что блестит» будет уместно в ситуации, когда дорогой, красочно оформленный карандаш рисовал плохо и быстро сломался, а обычный, ничем не примечательный карандаш прослужил долго.
Выражение «Размах на рубль, удар на копейку» будет уместно в ситуации, когда девочки обещали приготовить к празднику много сладостей, а испекли только
один пирог.
Выражение «Дружному стаду и волк не страшен» будет уместно в ситуации, когда ребята в матче против очень сильного противника играли тесной, сплочённой командой, поддерживая друг друга даже при неудачах, выиграли.
Выражение «Друг познаётся в беде» будет уместно в ситуации, когда друг помог мне отыскать мою пропавшую собаку.
Выражение «Друг познаётся в беде» будет уместно в ситуации, когда твоя собака заболела, и твой друг не пошёл в кино, как планировал, а помог вам с бабушкой отвезти её к ветеринару.
Выражение «Легко сказать, да тяжело сделать» будет уместно в ситуации, когда, кто - то хвастался, что сможет быстро сделать какое - то дело, но не справился и подвёл других.
Выражение «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» будет уместно в ситуации, когда девочка пришла к подруге на день рождения и стала её учить, как лучше украшать стол, какие игры устраивать, в результате обидела именинницу.
Выражение «Дарёному коню в зубы не смотрят» будет уместно в ситуации, когда мальчику на день рождения подарили подарок, который ему не очень нравится, но говорить об этом это невежливо, потому что даривший старался, хотел сделать приятное.
Выражение «Кто вчера солгал – тому завтра не поверят» будет уместно в ситуации, когда мальчик вчера не сделал домашнее задание, потому что гулял, а учителю сказал, что помогал дедушке. Сегодня ему на самом деле надо будет помочь дедушке, и он не успеет сделать уроки, но его оправданию учитель не поверит.
Выражение «Глаза боятся – руки делают» будет уместно в ситуации, когда мама просит дочь помыть после обеда посуду, а дочери это кажется очень трудным, потому что посуды много, но она хочет помочь маме, моет посуду.
Выражение «Первый блин всегда комом» будет уместно в ситуации, когда мальчик сам впервые сколотил табуретку, а она получилась немного кривой.
Выражение «Делу время, потехе час» будет уместно в ситуации, когда тебе надо помочь маме по хозяйству, сделать уроки, сходить на тренировку. И только вечером
ты оставляешь немного времени, чтобы поиграть с друзьями.
Выражение «Одной рукой узла не завяжешь» будет уместно в ситуации, когда на прогулке дети решили попрыгать на скакалке, но скакалки были перепутаны. Девочки все вместе взялись за дело, быстро распутали скакалки, и все успели попрыгать.
Выражение «Будешь рано вставать, будешь везде успевать» будет уместно в ситуации, когда мальчик, для того чтобы выиграть кросс, встаёт рано утром перед уроками и совершает пробежку.
Выражение «Что посеешь, то и пожнёшь» будет уместно в ситуации, когда мама объясняет, почему брат не даёт мне свой набор «Лего»: ведь раньше я тоже не разрешал ему играть моим конструктором.
Выражение «Нет друга — ищи, а нашёл — береги» будет уместно в ситуации, когда кто-то обидел своего лучшего друга и может из-за этого потерять его дружбу.
Выражение «Маленькое дело лучше большого безделья» будет уместно в ситуации, когда бабушка просит меня вымыть посуду вместо игры на компьютере.
Выражение «Кончил дело — гуляй смело» будет уместно в ситуации, когда мой младший брат, не доделав уроки, просит маму разрешить включить мультфильм, а она ему не позволяет.
Выражение «Глаза боятся — руки делают» будет уместно в ситуации, когда мама просит сестру помыть после обеда посуду, а сестре это кажется очень трудным, потому что посуды много.
Выражение «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь» будет уместно в ситуации, когда моя сестра хвастается, что в этом учебном году она станет отличницей, а папа ей отвечает, что год ещё не закончился.
Выражение «Терпенье и труд всё перетрут» будет уместно в ситуации, когда ученик долго болел, пропустил много уроков, но упорно занимался дома и поэтому не отстал от класса.
Выражение «Дружба и братство дороже всякого богатства» будет уместно в ситуации, когда у ребёнка не так много вещей, игрушек, гаджетов, но есть друзья или сестры и братья, которые всегда ему помогут, не оставят в беде.
Выражение «Острый язык — дарованье, длинный язык — наказанье» будет уместно в ситуации, когда мой друг, который всегда остроумно выражает свои мысли, наговорил лишнего или сказал то, что обидело меня.
Выражение «В гостях хорошо, а дома лучше» будет уместно в ситуации, когда ты возвращаешься домой после летних каникул. Там, где ты отдыхал, было хорошо, но ты скучал по своим друзьям, родным, по своему дому.
Выражение «Слезами горю не поможешь» будет уместно в ситуации, когда ты проиграл в соревнованиях и плачешь от обиды. Но надо не плакать, а ещё больше тренироваться, чтобы в следующий раз обязательно победить.
Выражение «Упустишь минуту — потеряешь час» будет уместно в ситуации, когда ты не сумел вовремя собраться и опоздал на автобус или электричку, а следующий рейс будет только через какое-то время.
Выражение «Сначала думай, потом говори» будет уместно в ситуации, когда ты очень хотел, чтобы тебя на уроке спросили, поторопился и, не подумав, сразу дал неверный ответ.
Выражение «Семеро одного не ждут» будет уместно в ситуации, когда весь класс собрался на экскурсию в музей, ребята долго ждали Васю, который всегда опаздывает, и ушли без него.
Выражение «Кто мало говорит, тот больше делает» будет уместно в ситуации, когда девочки решили вышить салфетки на праздник. Света и Маша всем рассказывали, какая у них будет красивая вышивка, а Оля, молча, вышивала. Пока болтушки разговаривали, Оля свою салфетку уже закончила.
Выражение «У страха глаза велики» будет уместно в ситуации, когда мой младший брат в испуге убежал от бродячей собаки, всем рассказал, что она огромная, злобная, а когда мы с ребятами пошли на неё посмотреть, оказалось, что пёс небольшой и очень дружелюбный.
Выражение «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» будет уместно в ситуации, когда школьник из одной спортивной команды, где у него отличные результаты, переходит в другую, в которой его пообещали сделать капитаном, но в результате капитаном назначают другого спортсмена.
Выражение «Не рой другому яму — сам в неё попадёшь» будет уместно в ситуации, когда ученик хотел подшутить над товарищем на 1 апреля и натёр мелом его стул, а потом сам случайно на него сел и испачкал свою школьную форму.
Выражение «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» будет уместно в ситуации, когда мой друг на олимпиаде по математике взялся решить сразу две трудные задачи и не решил ни одной.
Выражение «Лучше поздно, чем никогда» будет уместно в ситуации, когда мой младший брат не сразу признался родителям, что получил двойку в школе.
Выражение «Маленький, да удаленький» будет уместно в ситуации, когда второклассник на соревнованиях по бегу обгонит ребят из средних и старших классов.
Выражение «Не всё то, золото, что блестит» будет уместно в ситуации, когда дорогой, красочно оформленный карандаш рисовал плохо и быстро сломался, а обычный, ничем не примечательный карандаш прослужил долго.
Выражение «Размах на рубль, удар на копейку» будет уместно в ситуации, когда девочки обещали приготовить к утреннику много сладостей, а испекли только один пирог.
Выражение «Дружному стаду и волк не страшен» будет уместно в ситуации, когда ребята в матче против очень сильного противника играли тесной, сплочённой командой, поддерживая друг друга даже при неудачах, и выиграли.
Выражение «Легко сказать, да тяжело сделать» будет уместно в ситуации, когда, например, мальчики похвастались, что обыграют футбольную команду противников, а те оказались сильнее. ИЛИ Кто-то хвастался, что сможет быстро сделать какое-то дело, но не справился и подвёл других.
Выражение «В одно ухо влетело, в другое вылетело» будет уместно в ситуации, когда ученик на уроке делал вид, что слушает учителя, но думал о чём-то постороннем, а теперь не помнит, как решить задачу.
Выражение «Правда глаза колет» уместно употребить в ситуации, когда я высказал своему однокласснику, что он был не прав по отношению к нашему товарищу.
Выражение «Здоровье — лучшее богатство» будет уместно в ситуации, когда слабый, болезненный ребёнок начинает закаляться, заниматься спортом, чтобы быть во всём наравне со своими товарищами.
Выражение «Как аукнется, так и откликнется» будет уместно в ситуации, когда я болею, мой друг (моя подруга) часто навещает меня и подбадривает. Если заболеет он (она), я тоже буду его (её) навещать.
Выражение «Нет худа без добра» будет уместно в ситуации, когда ты обидел друга и долго не общался с ним, но потом понял, как важно уметь дружить и ценить друзей, и извинился.
Выражение «Смелость города берёт» будет уместно в ситуации, когда девочка мечтала петь в хоре, но очень боялась вступительного экзамена, однако собралась с духом, выступила и была принята в хор.
Выражение «Тише едешь — дальше будешь» будет уместно в ситуации, когда мальчик на тренировке перенапрягся, потому что хотел быстрее достичь высоких результатов, а в итоге потратил время на восстановление.
Выражение «Каков привет, таков и ответ» будет уместно в ситуации, когда ребята не берут в свои игры мальчика, который всем грубит, всех задевает и обижает.
Выражение «Доброе слово и в мороз согреет» будет уместно в ситуации, когда человеку грустно, у него что-то не получается, а ему скажут что-то доброе, хорошее, поддержат словом, и сразу станет легче и теплее на душе.
Выражение «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь» будет уместно в ситуации, когда девочка обидела свою подругу неосторожным словом, а подруга теперь не хочет с ней разговаривать.
Выражение «Не в свои сани не садись» будет уместно в ситуации, когда ребята играли в футбол и поставили на ворота Ваню, но вратарём он оказался плохим, и команда проиграла.
Выражение «Сперва подумай, а потом скажи» будет уместно в ситуации, когда ученик хотел быстрее всех ответить на вопрос, ответил неверно, а потом понял свою ошибку, нашёл правильное решение, но уже изменить отметку не может.
Выражение «И в воде не тонет, и в огне не горит» будет уместно в ситуации, когда команда класса на туристическом слёте блестяще прошла всю полосу препятствий.
Выражение «Не спеши языком, торопись делом» будет уместно в ситуации, когда дочь пообещала помочь маме пересадить цветы, уже рассказала подругам, какая она помощница и садовод, а само дело так и не сделала.
Выражение «Не в свои сани не садись», будет уместно в ситуации, когда ребята играли в футбол и поставили на ворота Ваню, но вратарём он оказался плохим, и команда проиграла.
Выражение «Грамоте учиться — всегда пригодится» будет уместно в ситуации, когда мой друг (подруга) обдумывает возможность изучать второй иностранный язык.
Выражение «Конец — всему делу венец» будет уместно в ситуации, когда ребята решили разбить клумбу на территории школы, придумали оформление, подобрали и высадили растения. Клумба получилась великолепная.
Выражение «Кто духом упал — тот пропал» будет уместно в ситуации, когда два участника эстафеты из разных команд столкнулись и потеряли время. Но один расстроился и стал плакать, а другой взял себя в руки и вернулся на дистанцию.
Выражение «Семь пятниц на неделе» будет уместно в ситуации, когда девочкам поручили организацию новогоднего концерта, а они каждый день принимают новое решение о дате его проведения.
Выражение «Слезами горю не поможешь» будет уместно в ситуации, когда ты проиграл в соревнованиях и плачешь от обиды. Но надо не плакать, а ещё больше тренироваться, чтобы в следующий раз обязательно победить.
Выражение «Кончил дело – гуляй смело» будет уместно в ситуации, когда мой младший брат, не доделав уроки, просит маму разрешить включить мультфильм, а она ему не позволяет.
Выражение «Поспешишь – людей насмешишь» будет уместно в ситуации, когда мой старший брат, торопясь на футбол, был невнимателен и допустил в домашнем задании много ошибок.
4 ЗАДАНИЕ
Алфави́т, брала́, занята́, киломе́тр.
Включи́т, поняла́, арбу́з, ожила́.
Взяла́, алфави́т, докуме́нт, и́здавна.
Поняла́, досу́г, и́зредка, воро́та.
Жа́воронок, занята́, кварта́л, сантиме́тр.
При́нял, краси́вее, цеме́нт, позвоня́т.
Брала́, взя́ли, магази́н, портфе́ль.
Краси́вее, по́няли, инструме́нт, столя́р, о́жил, досу́г, звони́шь.
Сре́дства, повтори́м, шофёр, при́няли.
Щаве́ль, поло́жит, звони́м, зада́ст.
Звони́т, сре́дства, нача́ть, углуби́ть.
Столя́р, ста́туя, инструме́нт, кварта́л, нефтепрово́д.
Газопрово́д, жалюзи́, избалова́ть, попила́, цеме́нт.
Хода́тайствовать, догово́р, трубопрово́д, це́нтнер, хво́я.
Алфави́т, киломе́тр, крапи́ва, магази́н, проце́нт.
Зави́дно, о́жил, и́скра, кладова́я, догово́р.
Ту́фля, то́рты, не́нависть.
Кулинари́я, цеме́нт, катало́г, докуме́нт.
Сли́вовый, опто́вый, кра́ны, ба́нты, перезвони́т.
Ша́рфы, ту́фля, звала́, до́верху.
Щаве́ль, киломе́тр, по́нял, кварта́л.
Алфави́т, ба́нты, взяла́, доне́льзя.
Сре́дства, киломе́тр, звала́, звони́т.
Киломе́тр, воро́та, цеме́нт, поняла́.
Взяла́, досу́г, по́нял, докуме́нт.
Жа́воронки, занята́, краси́вее, цеме́нт, и́зредка, звоня́т, при́няли, ста́туя.
Звони́т, магази́н, повтори́т, шофе́р.
Брала́, положи́л, звони́т, киломе́тр.
Катало́г, ба́нты, щаве́ль, при́нял.
Начался́, глубоко́, кладова́я, инструме́нт, а́вгустовский, взяла́, брала́, добы́ча.
Звони́шь, столя́р, щаве́ль, проспала́.
Медве́дями, звала́, краси́вее, то́рты.
Цеме́нт, звони́ть, столя́р, повтори́м.
Краси́вее, портфе́ль, хво́я, сре́дства.
Магази́н, начала́, по́нял, портфе́ль.
Брала́, и́зредка, магази́н, портфе́ль.
Досу́г, звони́т, повтори́м, поняла́.
Начала́, брала́, кварта́л, алфави́т.
5 ЗАДАНИЕ. ФОНЕТИКА.
|
СОГЛАСНЫЕ |
ПАРНЫЕ | | НЕПАРНЫЕ |
Б | В | Д | Г | З | Ж | ЗВОНКИЕ | Н | М | Л | Р | Й | | | | |
П | Ф | Т | К | С | Ш | ГЛУХИЕ | | | | | | Х | Ц | Ч | Щ |
|
ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ: Ж Ш Ц |
ВСЕГДА МЯГКИЕ: Й Ч Щ |
ГЛАСНЫЕ |
Обозначают твёрдость согласных | А | О | У | Ы | Э |
Обозначают мягкость согласных | Я | Ё | Ю | И | Е |
12 ЗАДАНИЕ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Выпиши из предложения все имена существительные в той форме,
в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число,
падеж одной из форм имени существительного (на выбор)
13 ЗАДАНИЕ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
Выпиши из предложения все формы имён прилагательных с именами
существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть),
падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ПАДЕЖ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО, НЕОБХОДИМО:
ОПРЕДЕЛИТЬ, С КАКИМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ СОГЛАСУЕТСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, И В КАКОМ ПАДЕЖЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ДАННОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ПАДЕЖ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО БУДЕТ ТАКИМ ЖЕ)
ЗАДАНИЕ 14. РАСПОЗНАВАНИЕ ГЛАГОЛОВ.
ГЛАГОЛ
ДЕЙСТВИЕ
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
ЗАДАНИЕ 10. ПОДБОР СИНОНИМОВ.
Известный — знаменитый, популярный, прославленный, легендарный.
Старый — ветхий, изношенный.
Увязался — пошёл, последовал.
Запускать — засовывать, просовывать, совать.
Грустно — печально, безрадостно, тоскливо.
Преданность — верность.
Проливной — сильный, обильный.
Интересные — привлекательные, увлекательные.
Рассердиться — разгневаться, разозлиться.
Навестить — проведать, посетить.
Радостно, весело.
Щедро - богато, не жалея.
Привязался - подружился, сблизился.
Недавно - близко, рядом.
Творением - созданием, произведением, шедевром
Затейливые - причудливые, замысловатые.
Усмехнулся - засмеялся.
Загадочное - таинственное.
Грамотные - образованные, умные.
Проворно - ловко, умело.
Древний – старый
Секрет – тайна
Старинный – древний
Вкусная – аппетитная
Ненастье – непогода
Занимательные – интересные
Сведения – информация
Сооружать – строить
Слагать – создавать
Мгновенно – быстро
Беречь – охранять
Счастливый – весёлый
Переносят − перетаскивают.
Применяют – используют
Удивительное — поразительное, странное, необычное, невероятное.
Пронзительный — резкий, визгливый.
Лежебока — лентяй, бездельник, лодырь.
Всходит — поднимается, встаёт.
Смекалистая - догадливая, сообразительная.
Тяжёлый — опасный, серьёзный.
Отборный — лучший, превосходный
Старательно - усердно, ответственно, прилежно.
Годится - подходит, соответствует.
Угощение — лакомство, сладости, пища.
Спряталась - скрылась, притаилась, исчезла, укрылась.
Бережно - заботливо, внимательно, аккуратно.
Поправиться - выздороветь, вылечиться.