Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
- в выработке длительного ротового выдоха;
- в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Последовательность работы над формированием речевого дыхания.
Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.
Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.
Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
Что же такое речевое дыхание:
вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
губы при выдохе немного открыты;
выдох продолжительный и плавный;
не поднимать плечи;
не надувать щеки при выдохе.
Рекомендации при проведении дыхательной гимнастики:
осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи);
проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики;
упражнения на развитие дыхания повторять 3-5 раз.
Упражнения для тренировки речевого дыхания:
«Шарик» (развитие физиологического дыхания)
Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).
«Наслаждаемся запахами». Ребенок вдыхает аромат цветов, фруктов, пряностей. Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Гармошка». Ребенок стоит прямо, руки опущены. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
«Сдуй бабочку с цветочка». Сдуть легким, длительным ротовым выдохом бабочку с цветка, лежащего на ладони на уровне рта ребенка.
«Облачко»
На уровне рта ребенка подвешены на ниточках бумажные капельки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»).
«Буря в стакане»
Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.
«Буря в стакане». Подуть через трубочку в стакан с водой до образования пузырей. Чем дольше выдыхаем, тем дольше продолжается буря.
«Подуем с блинчика»
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.
«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.
Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Дракончик». Приклеиваем полоску салфетки на кончик языка, расположенного на нижней губе. Сильно дуем, чтобы возникла вибрация.
Используйте специальные тренажеры, дудочки, губные гармошки, выдувайте мыльные пузыри.
И еще несколько правил:
- ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением (вдох должен быть спокойным);
- следите, чтобы ребенок не надувал щеки; Вдох должен быть спокойным;
- занимайтесь только со здоровым ребенком, в хорошем расположении духа;
- не занимайтесь долго, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение;
- делайте все упражнения вместе с ребенком, ведь ничто так не сближает, как совместный досуг;
- и, конечно же, ХВАЛИТЕ ребенка за его достижения!
Муниципальная казённая общеобразовательная организация
«Палкинская средняя школа»
«Формирование речевого дыхания»
(Памятка для родителей)
Учитель-логопед
Саукова Л.А.
2021 г.