ГБОУ СОШ № 1482
Методические рекомендации
для учеников
по созданию проектной работы
Проект - это «продукт», результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Вид проекта | Цель проекта | Проектный продукт |
Практико-ориентированный (социальный) | Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации |
Исследовательский проект | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов |
Информационный проект | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации |
Творческий проект | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия |
Игровой или ролевой проект | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное ) |
Основные рекомендации:
Определись с интересующей тебя проблемой.
Поставь цель (решить проблему, описать ее, изучить ее, предложить вариант решения). От поставленной цели будет зависеть вид твоего проекта.
Реши для себя: тебе нужна команда или ты сам будешь заниматься данной проблемой. В зависимости от твоего решения проект будет или индивидуальным или групповым.
Выбери руководителя проекта. Им может быть учитель - предметник, классный руководитель, родители, преподаватели ВУЗов, специалисты в данной области, аспиранты, студенты старших курсов.
Если твой проект научный, нужно выдвинуть ГИПОТЕЗУ, т. е предположение, которое в ходе работы ты или докажешь или опровергнешь.
Составь план работы над проектом. Это и будут твои ЗАДАЧИ.
Изучи имеющуюся литературу по данной проблеме. Может, на твой вопрос уже кто–то дал ответ. Тогда твоя работа не будет самостоятельным проектом и тебя обвинят в плагиате (присвоение чужих мыслей и идей).
Назови свой проект. В процессе работы название может поменяться и цель тоже. Название должно быть «говорящим», т. е. должно раскрывать суть проекта. Нельзя назвать проект «Музыка цветов», если ты изучаешь «Особенности выращивания цветов в условиях школы».
Проект должен быть правильно оформлен и преподнесен: он имеет письменную форму и форму презентации или стендового доклада. Для составления письменной части и презентации есть правила, с которыми познакомит тебя твой руководитель.
Для защиты проекта нужно хорошо знать материал, иметь презентабельный вид, рассказывать о проблеме только на память, уметь отвечать на вопросы.
Презентация не должна полностью повторять текст самой работы.
Успехов!
ГБОУ СОШ № 1482
Методические рекомендации
для учителей
по созданию проектной работы
Проект - это «продукт», результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Вид проекта | Цель проекта | Проектный продукт |
Практико-ориентированный (социальный) | Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации |
Исследовательский проект | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов |
Информационный проект | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации |
Творческий проект | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия |
Игровой или ролевой проект | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное ) |
Последовательность работы над проектом
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Основные рекомендации по осуществлению проекта для учителя
Четко определитесь с видом проекта. От этого будет зависеть итоговый продукт.
Четко сформулируйте цель. Она должна быть одна.
Определитесь с задачами - последовательными действиями ученика (или группы) по осуществлению проекта.
Если проект исследовательский или практический (социальный), выдвигается гипотеза и в ходе осуществления проекта она или подтверждается, или опровергается.
Познакомьте учеников с правилами написания проекта и правилами оформления.
Если проект готовится для выступления в классе или на школьной конференции, должны соблюдаться основные требования, принятые в школе (смотри Приложения)
Если проект готовится к участию в городских или Всероссийских конкурсах, сначала нужно ознакомиться с Положением данного конкурса (конкурсов) и выполнить проект в соответствии с требованиями Положения.
Назовите проект. Название должно давать четкое представление о сути проекта. Нельзя называть проект «образно». Например, если Вы делаете проект о влиянии мобильных телефонов на слух учеников 1-4 классов, нельзя назвать проект «Дети и гаджеты», так как не понятно какие дети и какие гаджеты.
Проект обязательно имеет теоретическую часть, которая оформляется на бумажном носителе в объеме 5-15 страниц ( в зависимости от возраста ученика) или в соответствии с требованием Положения конкурса. Теоретическая часть состоит из вступления, основной части и заключения. Фотографии, схемы, таблицы выносятся в Приложения.
Обязательно указать используемые источники информации (статьи, книги, монографии, сайты).
Сноски оформляются в соответствии с общепринятыми стандартами.
К текстовой части прилагается компьютерная презентация или стендовый доклад (смотри Приложения)
Проект защищается авторами 5-7 минут, озвучивая только самое главное.
Приложение 1. Титульный лист.
Государственное Бюджетное Образовательное учреждение города Москвы
Школа № 1482
Исследовательский проект
Тема : « ……………»
Автор: ученик 10 «а» класса
Ф. И. О.____________________
e-mail:____________________
Руководитель: учитель истории
Ф. И. О.___________________
e-mail:________________
Москва
2017 год
Приложение 2
Требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов
Письменная часть проекта должна содержать:
Титульный лист: (наименование конкурса, название номинации, тема проекта, сведения об авторе (ФИО полностью, класс и учебное заведение) и руководителе (ФИО полностью, должность, место работы).
Введение: тема проекта и краткое описание сути проекта (в том числе проблема, на решение которой направлен проект, цель проекта и конкретные задачи, которые необходимо было решить в процессе ее достижения).
Актуальность проекта. Благо, которое получили (получают, получат) сам автор проекта и другие люди от реализации проекта.
Основная часть. Развернутый план работы с указанием всех основных этапов.
Обзор информации по данной проблеме с указанием источников (книги, периодическая печать, Интернет и т.п.).
Подробное описание проделанной работы. Каждая глава должна иметь название и печатается с новой страницы.
Выводы (полученные результаты; риски реализации проекта и сложности, которые учащемуся удалось преодолеть в ходе его реализации; самооценка результатов проекта, перспективы дальнейшей деятельности).
Список используемой литературы.
Порядок расположения источников:
книги и статьи по алфавиту, учебники, монографии;
газетные и журнальные публикации;
Интернет-сайты.
Примеры оформления сносок:
книга: Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993. - 280 с.
статья в журнале: Урысон Е.В. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» // Вопр. языкозн. 1995. № 3. - С. 3-16.
статья из сборника: Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект: Сб./ Пер. с англ, и нем. - М.: Прогресс, 1995. - С. 143-184.
Приложения (по необходимости).
Объем письменной части не должен превышать 10-15 страниц формата А4 (без учёта титульного листа и приложений). Приложения могут занимать еще до 10 дополнительных страниц. Это может быть видео – ролик, Презентация, макет. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, для фотографий указаны автор и дата снимка. В тексте на них должны содержаться ссылки. Текстовый редактор – Word; шрифт — Times New Roman; размер шрифта — 14 ; цвет шрифта — черный; размер полей — 2 см; межстрочный интервал — одинарный.