| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
Выполнила:
студентка Ш-21 группа
Нефедова Татьяна Андреевна
Преподаватель:
Великановская Людмила Анатольевна
г. Ейск, 2023 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………… | 5 |
2. | Внешний вид педагога …….…………………….……... | 6 |
3. | Речевая культура педагога …………………………….. | 8 |
4. | Педагогический такт ………….………………….……. | 10 |
5. | Деловой этикет педагога……....………………………. | 12 |
6. | Пантомимика и мимика педагога ……………………... | 14 |
7. | Внутренняя культура педагога ………………...……… | 16 |
8. | СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...…….. | 17 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: способствование формирования целостной, интеллектуально, нравственно и физически развитой личности, адаптированной к педагогической деятельности.
Актуальность: Профессиональная культура педагога является важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы. Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.
Данная брошюра содержит советы для учителей и студентов, связанные с внешним видом, речью, педагогическим тактом, деловым этикетом, пантомимикой и мимикой, а также с внутренней культурой педагога, которые помогут повысить качество деятельности педагога.
2. Внешний вид педагога
Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью.
Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала.
Такой одеждой может быть деловой костюм, которые подчёркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений к ученикам. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.
Традиционно строгими цветами в одежде являются: чёрный, синий, серый, коричневый и белый.
Украшений - минимальное количество. Также они должны быть неброскими.
Причёска должна быть в меру строгая: аккуратная стрижка, длинные волосы ниже плеч заколоты, гладко зачесаны или убраны в пучок. Цвет волос естественных тонов.
Макияж должен производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно макияж подбирается дневной, легкий, естественных тонов.
Маникюр для педагога обязателен. Ногти не должны быть чрезмерно длинными и лак для ногтей подбирается спокойных тонов без ярких элементов.
3. Речевая культура педагога
Педагог - человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому к речи педагога предъявляются следующие требования:
содержательность (речь должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);
грамотность речи и лексическое богатство;
логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);
техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);
интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (наибольшей образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);
уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);
литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету;
Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).
Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения.
Педагог должен говорить внятно со скоростью около 120 слов в минуту.
Педагог должен. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
М
елодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
4. Педагогический такт
Педагогический такт - уважительное отношение к личности, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.
Основными элементами педагогического такта являются:
требовательность и уважительность к воспитаннику;
умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
деловой тон общения;
внимательность, чуткость педагога.
Педагогический такт проявляется:
во внешнем облике педагога;
в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к воспитанникам;
в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
в самокритичной оценке своего труда.
5. Деловой этикет педагога
В устоявшемся коллективе со временем вырабатываются свои манеры поведения и общения. Но общие правила этикета обязательны для всех преподавателей. К числу таких норм относят:
Пунктуальность - учитель приходит на рабочее место вовремя. Даже заблаговременно, за 15-20 минут до начала первого урока. Это нужно для того, чтобы подготовиться к уроку, привести в порядок класс и внешний вид.
Собранность и аккуратность - рабочее место учителя содержится в порядке, документы лежат на местах. Это нужно для того, чтобы во время урока преподаватель не тратил время на поиск нужных бумаг или предметов.
Сдержанность - правила поведения педагога не позволяют повышать голос и демонстрировать раздражение вне зависимости от ситуации. Это касается как коллег, так и учеников.
Тактичность - грамотный преподаватель не сделает замечание ученику или коллеге громким голосом и в присутствии других людей. Ведь это оскорбляет и унижает оппонента.
Субординация - профессиональный сотрудник образовательного учреждения не позволяет себе пренебрежительное поведение или панибратское общение с коллегами, которые имеют меньший опыт работы или только недавно стали частью этого педагогического к
оллектива.
Педагог подает пример ученикам. Это касается не только знаний, ребенок, смотря на учителя, осваивает нормы и правила, принятые в обществе. И со временем он начинает копировать манеру поведения учителя.
6. Пантомимика и мимика педагога
Учителю необходимо постоянно поддерживать визуальный контакт с участниками педагогического взаимодействия, быть мимически выразительным, не гримасничать.
Раскрытая поза – жесты, свидетельствующие о положительном, открытом для взаимодействия общении, предполагающем равноправный, демократический стиль педагогической деятельности. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости.
Руки в бока – жест, который оказывает давление на детей, означает доминирование и агрессивность.
Должна быть прямая осанка, сдержанные движения без суетливости.
Сцепленные пальцы – жест, который означает напряженность, считается нежелательным в ходе педагогического общения.
Опора на стол, стул руками – жесты, выражающие определенную степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе. Стучание по столу также означает выражение недовольства, ярости, гнева.
Описательно-изобразительные жесты помогают описывать тот или иной предмет, или же жесты, которые дополняют вербальную информацию.
7. Культура педагога
В педагогической науке понятие «Педагогическая культура» определяется как динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются:
педагогическая позиция и личностные качества;
профессиональные знания и культура педагогического мышления;
профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;
саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.
Педагогическая культура обуславливает эффективность педагога, его стремление к саморазвитию и профессиональному росту, интегрированность в преподавательскую деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2021/05/17/mimicheskaya-tehnika-v-deyatelnosti-prepodavatelya
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/10/04/pedsovet-kultura-pedagoga-uslovie-uspeshnoy-professionalnoy
https://infourok.ru/doklad-na-temu-vneshniy-vid-pedagoga-3117430.html
https://urok.1sept.ru/articles/678383
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/02/15/rech-pedagoga-v-strukture-ego-deyatelnosti