СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Культура педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Культура педагога"»


Министерство образования, науки и

молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Ейский полипрофильный колледж»








КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА







Выполнила:

студентка Ш-21 группа

Нефедова Татьяна Андреевна

Преподаватель:

Великановская Людмила Анатольевна





г. Ейск, 2023 г


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………

5

2.

Внешний вид педагога …….…………………….……...

6

3.

Речевая культура педагога ……………………………..

8

4.

Педагогический такт ………….………………….…….

10

5.

Деловой этикет педагога……....……………………….

12

6.

Пантомимика и мимика педагога ……………………...

14

7.

Внутренняя культура педагога ………………...………

16

8.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...……..

17



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: способствование формирования целостной, интеллектуально, нравственно и физически развитой личности, адаптированной к педагогической деятельности.

Актуальность:  Профессиональная культура педагога является важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы. Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.

Данная брошюра содержит советы для учителей и студентов, связанные с внешним видом, речью, педагогическим тактом, деловым этикетом, пантомимикой и мимикой, а также с внутренней культурой педагога, которые помогут повысить качество деятельности педагога.


2. Внешний вид педагога

Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью.

Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала.

Такой одеждой может быть деловой костюм, которые подчёркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений к ученикам. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.

Традиционно строгими цветами в одежде являются: чёрный, синий, серый, коричневый и белый.





Украшений - минимальное количество. Также они должны быть неброскими.

Причёска должна быть в меру строгая: аккуратная стрижка, длинные волосы ниже плеч заколоты, гладко зачесаны или убраны в пучок. Цвет волос естественных тонов.

Макияж должен производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно макияж подбирается дневной, легкий, естественных тонов.

Маникюр для педагога обязателен. Ногти не должны быть чрезмерно длинными и лак для ногтей подбирается спокойных тонов без ярких элементов.

3. Речевая культура педагога

Педагог - человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому к речи педагога предъявляются следующие требования:

  • содержательность (речь должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);

  • грамотность речи и лексическое богатство;

  • логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

  • техническая  отточенность  (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп  и  ритм  речи);

  • интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность  (наибольшей образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);

  • уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);

  • литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету;

  • Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

  • Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения.

  • Педагог должен говорить внятно со скоростью около 120 слов в минуту.

  • Педагог должен. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

  • М елодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

4. Педагогический такт

Педагогический такт - уважительное отношение к личности, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.


Основными элементами педагогического такта являются:

  • требовательность и уважительность к воспитаннику;

  • умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

  • деловой тон общения;

  • внимательность, чуткость педагога.

  • Педагогический такт проявляется:

  • во внешнем облике педагога;

  • в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

  • в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

  • в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к воспитанникам;

  • в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

  • в самокритичной оценке своего труда.

5. Деловой этикет педагога

В устоявшемся коллективе со временем вырабатываются свои манеры поведения и общения. Но общие правила этикета обязательны для всех преподавателей. К числу таких норм относят:

  • Пунктуальность - учитель приходит на рабочее место вовремя. Даже заблаговременно, за 15-20 минут до начала первого урока. Это нужно для того, чтобы подготовиться к уроку, привести в порядок класс и внешний вид.

  • Собранность и аккуратность - рабочее место учителя содержится в порядке, документы лежат на местах. Это нужно для того, чтобы во время урока преподаватель не тратил время на поиск нужных бумаг или предметов.

  • Сдержанность - правила поведения педагога не позволяют повышать голос и демонстрировать раздражение вне зависимости от ситуации. Это касается как коллег, так и учеников.

  • Тактичность - грамотный преподаватель не сделает замечание ученику или коллеге громким голосом и в присутствии других людей. Ведь это оскорбляет и унижает оппонента.

  • Субординация - профессиональный сотрудник образовательного учреждения не позволяет себе пренебрежительное поведение или панибратское общение с коллегами, которые имеют меньший опыт работы или только недавно стали частью этого педагогического к оллектива.






Педагог подает пример ученикам. Это касается не только знаний, ребенок, смотря на учителя, осваивает нормы и правила, принятые в обществе. И со временем он начинает копировать манеру поведения учителя.



6. Пантомимика и мимика педагога

Учителю необходимо постоянно поддерживать визуальный контакт с участниками педагогического взаимодействия, быть мимически выразительным, не гримасничать.

Раскрытая поза – жесты, свидетельствующие о положительном, открытом для взаимодействия общении, предполагающем равноправный, демократический стиль педагогической деятельности. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости.








Руки в бока – жест, который оказывает давление на детей, означает доминирование и агрессивность.

Должна быть прямая осанка, сдержанные движения без суетливости.

Сцепленные пальцы – жест, который означает напряженность, считается нежелательным в ходе педагогического общения.

Опора на стол, стул руками – жесты, выражающие определенную степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе. Стучание по столу также означает выражение недовольства, ярости, гнева.

Описательно-изобразительные жесты помогают описывать тот или иной предмет, или же жесты, которые дополняют вербальную информацию.

7. Культура педагога

В педагогической науке понятие «Педагогическая культура»  определяется как динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются:

  • педагогическая позиция и личностные качества;

  • профессиональные знания и культура педагогического мышления;

  • профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;

  • саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.

Педагогическая культура обуславливает эффективность педагога, его стремление к саморазвитию и профессиональному росту, интегрированность в преподавательскую деятельность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2021/05/17/mimicheskaya-tehnika-v-deyatelnosti-prepodavatelya

  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/10/04/pedsovet-kultura-pedagoga-uslovie-uspeshnoy-professionalnoy

  3. https://infourok.ru/doklad-na-temu-vneshniy-vid-pedagoga-3117430.html

  4. https://urok.1sept.ru/articles/678383

  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/02/15/rech-pedagoga-v-strukture-ego-deyatelnosti