МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино»»
НОД
образовательная область
«Познание»
(природное окружение)
тема:
«Эти удивительные насекомые».
Старшая группа
Выполнила: воспитатель Панфилова Е.В.
2014г.
Тема: Эти удивительные насекомые.
Задачи: Формировать элементарные представления о насекомых. Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении; представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым.
Словарная работа: личинка, кокон.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», Л. Толстой «О муравьях», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых»; наблюдение за насекомыми в повседневной жизни; рассматривания демонстрационных картинок с изображением насекомых; заучивание стихов о насекомых; отгадывание загадок; дидактические игры.
Оборудование: Оформление зала «лесная поляна», муляжи насекомых, предметные картинки - карточки «насекомые», аудиозапись «Звуки луга», музыкальный центр, альбомные листы, фломастеры, ноутбук, слайды «Появление бабочки», магнитная доска, видеопроектор, экран.
Ход :
1. Организационный момент.
Дети под звуки луга входят в зал и приветствуют гостей, становятся в круг.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну – Страну насекомых. В нашей Стране насекомых насекомые необычные – большие. Прежде, чем туда отправиться, давайте вспомним правила поведения.
Можно насекомых в руки брать?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Можно их давить?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Можно их домики ломать?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: А что можно делать? Дети: Можно только за ними наблюдать и любоваться ими.
2. Тематическая беседа о насекомых.
Воспитатель: На земле великое множество насекомых. А вы знаете, почему насекомых называют насекомыми? Я вам сейчас расскажу. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Ребята, у всех насекомых шесть ножек. Сколько ножек у насекомых?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Кого мы с вами можем встретить в Стране насекомых? Перед тем как ответить, послушайте загадку:
На цветок пахучий
Сел цветок летучий
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о ком идет речь, что это за насекомое?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: А с чем сравнивают крылья бабочки?
Дети: С цветком.
Воспитатель: Какие крылья у бабочки?
Дети: Яркие, воздушные, красивые и т. д.
Воспитатель: Ребята, а сколько крыльев у бабочки?
Дети: Четыре.
Воспитатель: А сколько ножек у бабочки?
Дети: Шесть ножек.
Воспитатель: А когда бабочек больше бывает?
Дети: Летом.
Воспитатель: Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком. А теперь давайте сядем и посмотрим, как этот процесс происходит.(Показ слайдов).
Воспитатель: Ребята, так как появляются бабочки?
Дети с опорой на слайды самостоятельно рассказывают о появлении бабочки.
Дети:1.Бабочки откладывают яички.
2. Из яичек появляется гусеница.
3.Гусеница ест много листвы и растет.
4.Она обматывается липкой паутиной.
5.Гусеница превращается в кокон.
6.В коконе гусеница начинает превращаться в бабочку.
7.Из кокона появляется бабочка.
Воспитатель: Давайте с вами станем в круг и тоже превратимся в бабочку.
3.Упражнение «Бабочка».
Утром бабочка проснулась, (Помахать руками, как крыльями)
Улыбнулась, потянулась, (Поднять руки вверх, потянуться)
Раз – росой она умылась, (Умываются)
Два – изящно покружилась, (Покружиться)
Три – нагнулась и присела, (Нагнуться, присесть)
На четыре – улетела. (Помахать руками, как крыльями)
Воспитатель: Давайте мы с вами продолжим наше путешествие по поляне насекомых.
Воспитатель: Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет.
Дети: Стрекоза.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте ее рассмотрим. Какие крылышки у стрекозы?
Дети: Прозрачные.
Воспитатель: А сколько ножек у стрекозы?
Дети: Шесть ножек.
Воспитатель: Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
Дети: Комар.
Воспитатель: Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
Дети: Муха.
Воспитатель: Ребята, а муха — это очень вредное насекомое или полезное?
Дети: Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.
Воспитатель: Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. А как нужно бороться с мухами?
Дети: С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мухи приносят пользу?
Дети: Да ими питаются некоторые птицы.
Воспитатель: Правильно, если бы мух не было, то некоторым птицам нечего было бы есть. Запомните! Нет ничего лишнего на земле. А сейчас я вам загадаю загадку о красивом маленьком насекомом. Слушайте внимательно.
Воспитатель: Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки
Черненькие точки.
Кто же это? (…)
Дети: Это божья коровка.
Воспитатель: Что вы знаете о божьей коровке?
Дети: Это красивый маленький жучок, она красная, на ней черные точки.
Воспитатель: Верно, ребята, я вам сейчас расскажу о божьей коровке. У нее выпуклое округлое тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Как вы думаете, зачем ей такая яркая окраска?
Дети: Этот цвет предостерегает других животных от нападения на божьих коровок. Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные, потому что выделяют ядовитое молочко, поэтому их не едят.
Воспитатель: Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать. В поисках пищи она может преодолевать очень большие расстояния. А чем она питается?
Дети: (Высказывают свое предположение) нектаром, травкой, маленькими жучками.
Воспитатель: Эти красавицы, ребята, поедают большое количество маленьких жучков, которых называют тля и, которые наносят вред растениям. Особенно на огородах, в садах, на ягодных кустах. Тем самым божьи коровки помогают людям сохранять урожай от вредителей.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение и поиграть. Все в круг становись и в жучков превратись (несколько раз повторить).
4.Упражнение «Жук».
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Ой, упал, упал мой жук (наклоняются).
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях
(Дети машут руками).
Воспитатель: О каком насекомом это стихотворение?
Дети: О жуке.
Воспитатель: Посмотрите на жука. Сколько у него ножек?
Дети: Шесть.
Воспитатель: А есть ли крылышки у жука?
Дети: Есть.
Воспитатель: Прозрачные тонкие крылья жука спрятаны, видны только в полете. Тело жука покрыто жесткими крыльями. На голове у жука глаза, ушки, рот, усики.
Воспитатель: Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть?
Дети: Крылышки.
Воспитатель: Выберите насекомых на картинках только тех, которые летают. У которых есть крылья. Назовите их.
Дети называют насекомого, которого выбрали.
Воспитатель:. Кого мы встретим дальше, узнаем ,отгадав загадку:
На лужайке росла большая сосна,
А под сосной кипела работа:
Без работ, хоть убей,
Жить не может…
В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет.
Дети: Муравей.
Воспитатель: Посмотрите на муравьев. Почему они быстро бегают?
Дети: У них много ножек.
Воспитатель: У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а муравьи полезные или вредные насекомые?
Дети: Муравьи — полезные насекомые. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.
Воспитатель: Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Ребята, а где живут муравьи?
Дети: Живут муравьи в муравейниках.
Воспитатель: Если вам встретится муравейник, что вы должны сделать?
Дети: Обойти его. Муравейники надо беречь и оберегать!
Воспитатель: Молодцы, правильно. Возвращаясь на зеленую лужайку, к нам неожиданно подскочил… Внимательно послушайте, кто подскочил?
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Воспитатель: Отгадайте, ребята, кто этот скрипач?
Дети: Это кузнечик.
Воспитатель: Рассмотрите кузнечика. Сколько у него ножек?
Дети: Шесть ножек.
Воспитатель: Какие они?
Дети: Длинные.
Воспитатель: А крылышки у него есть?
Дети: Есть, но он не летает, а прыгает.
Воспитатель: Давайте попрыгаем с вами, как кузнечики.
5.Физминутка «Кузнечики».
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко
(Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую).
Воспитатель: Отгадайте еще загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на пчелу. Есть ли у нее крылышки? Какие?
Дети: Есть, они у нее прозрачные.
Воспитатель: Сколько у нее ножек? Посчитайте.
Дети: Шесть.
Воспитатель: Ребята, а пчела полезное насекомое или вредное?
Дети: Пчела полезное насекомое, потому что дает мед, воск.
Воспитатель: А где живут пчелы?
Дети: Пчелы живут в ульях.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделаны ульи?
Дети: Ульи сделаны из дощечек.
Воспитатель: Правильно, ребята, давайте мы с вами пройдем к столам и нарисуем домики для пчел.
Дети рисуют под спокойную музыку.
Воспитатель: Молодцы, какие у вас получились ульи. Пчелки будут очень рады своим новым домикам. Ребята, бабочки, пчелы, майские жуки, муравьи, кузнечики - это все кто?
Дети: Это насекомые.
Воспитатель: Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы, жуки?
Дети: Они летают.
Воспитатель: Как передвигаются муравьи?
Дети: Они ползают.
Воспитатель: Как передвигаются кузнечики?
Дети: Они прыгают.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю стать в круг и поиграть. Кому я брошу мяч, тот будет называть насекомое ласково.
6. Дидактическая игра «Назови ласково».
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
7. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Муха разносит … (болезни).
Пчела собирает … (мед).
Комар кусает … (человека).
Бабочка летает … (цветком).
Жук грызет … (кору).
Божья коровка поедает … (тлю).
8. Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, к кому мы сегодня с вами совершили путешествие?
Дети: К насекомым.
Воспитатель: Какие бывают насекомые?
Дети: Насекомые бывают большие и маленькие.
Воспитатель: А почему насекомых называют насекомыми?
Дети: На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Название «насекомые» - от слова «насекать».
Воспитатель: Чем питаются насекомые?
Дети: Насекомые - обжоры: они едят зелень, мелких насекомых. Воспитатель: Как передвигаются насекомые?
Дети: Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день.
Воспитатель: Когда в природе появляются насекомые?
Дети: Только тогда, когда тепло (весной, летом).
Воспитатель: Кто поедает насекомых?
Дети: Насекомых поедают птицы.
Воспитатель: Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними мы настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать. Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в группу.