СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательному развитию" Эти удивительные насекомые ". Старшая группа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД образовательная область  " Понание "  ( природно окружение ) " Эти удивительные насекомые ". Старшая группа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию" Эти удивительные насекомые ". Старшая группа.»

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино»»





НОД

образовательная область

«Познание»

(природное окружение)

тема:

«Эти удивительные насекомые».

Старшая группа

Выполнила: воспитатель Панфилова Е.В.

2014г.


Тема: Эти удивительные насекомые.



Задачи: Формировать элементарные представления о насекомых. Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении; представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым.

Словарная работа: личинка, кокон.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», Л. Толстой «О муравьях», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых»; наблюдение за насекомыми в повседневной жизни; рассматривания демонстрационных картинок с изображением насекомых; заучивание стихов о насекомых; отгадывание загадок; дидактические игры.

Оборудование: Оформление зала «лесная поляна», муляжи насекомых, предметные картинки - карточки «насекомые», аудиозапись «Звуки луга», музыкальный центр, альбомные листы, фломастеры, ноутбук, слайды «Появление бабочки», магнитная доска, видеопроектор, экран.























Ход :

1. Организационный момент.

Дети под звуки луга входят в зал и приветствуют гостей, становятся в круг.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну – Страну насекомых. В нашей Стране насекомых насекомые необычные – большие. Прежде, чем туда отправиться, давайте вспомним правила поведения.

Можно насекомых в руки брать?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Можно их давить?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Можно их домики ломать?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: А что можно делать? Дети: Можно только за ними наблюдать и любоваться ими.

2. Тематическая беседа о насекомых.

Воспитатель: На земле великое множество насекомых. А вы знаете, почему насекомых называют насекомыми? Я вам сейчас расскажу. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Ребята, у всех насекомых шесть ножек. Сколько ножек у насекомых?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Кого мы с вами можем встретить в Стране насекомых? Перед тем как ответить, послушайте загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о ком идет речь, что это за насекомое?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: А с чем сравнивают крылья бабочки?

Дети: С цветком.

Воспитатель: Какие крылья у бабочки?

Дети: Яркие, воздушные, красивые и т. д.

Воспитатель: Ребята, а сколько крыльев у бабочки?

Дети: Четыре.

Воспитатель: А сколько ножек у бабочки?

Дети: Шесть ножек.

Воспитатель: А когда бабочек больше бывает?

Дети: Летом.

Воспитатель: Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком. А теперь давайте сядем и посмотрим, как этот процесс происходит.(Показ слайдов).

Воспитатель: Ребята, так как появляются бабочки?

Дети с опорой на слайды самостоятельно рассказывают о появлении бабочки.

Дети:1.Бабочки откладывают яички.

2. Из яичек появляется гусеница.

3.Гусеница ест много листвы и растет.

4.Она обматывается липкой паутиной.

5.Гусеница превращается в кокон.

6.В коконе гусеница начинает превращаться в бабочку.

7.Из кокона появляется бабочка.

Воспитатель: Давайте с вами станем в круг и тоже превратимся в бабочку.

3.Упражнение «Бабочка».

Утром бабочка проснулась, (Помахать руками, как крыльями)

Улыбнулась, потянулась, (Поднять руки вверх, потянуться)

Раз – росой она умылась, (Умываются)

Два – изящно покружилась, (Покружиться)

Три – нагнулась и присела, (Нагнуться, присесть)

На четыре – улетела. (Помахать руками, как крыльями)

Воспитатель: Давайте мы с вами продолжим наше путешествие по поляне насекомых.

Воспитатель: Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит — стрекочет.

Дети: Стрекоза.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте ее рассмотрим. Какие крылышки у стрекозы?

Дети: Прозрачные.

Воспитатель: А сколько ножек у стрекозы?

Дети: Шесть ножек.

Воспитатель: Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.

Дети: Комар.

Воспитатель: Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха

Эта цокотуха.

Дети: Муха.

Воспитатель: Ребята, а муха — это очень вредное насекомое или полезное?

Дети: Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.

Воспитатель: Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. А как нужно бороться с мухами?

Дети: С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мухи приносят пользу?

Дети: Да ими питаются некоторые птицы.

Воспитатель: Правильно, если бы мух не было, то некоторым птицам нечего было бы есть. Запомните! Нет ничего лишнего на земле. А сейчас я вам загадаю загадку о красивом маленьком насекомом. Слушайте внимательно.

Воспитатель: Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней,

А на ней кружочки

Черненькие точки.

Кто же это? (…)

Дети: Это божья коровка.

Воспитатель: Что вы знаете о божьей коровке?

Дети: Это красивый маленький жучок, она красная, на ней черные точки.

Воспитатель: Верно, ребята, я вам сейчас расскажу о божьей коровке. У нее выпуклое округлое тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Как вы думаете, зачем ей такая яркая окраска?

Дети: Этот цвет предостерегает других животных от нападения на божьих коровок. Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные, потому что выделяют ядовитое молочко, поэтому их не едят.

Воспитатель: Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать. В поисках пищи она может преодолевать очень большие расстояния. А чем она питается?

Дети: (Высказывают свое предположение) нектаром, травкой, маленькими жучками.

Воспитатель: Эти красавицы, ребята, поедают большое количество маленьких жучков, которых называют тля и, которые наносят вред растениям. Особенно на огородах, в садах, на ягодных кустах. Тем самым божьи коровки помогают людям сохранять урожай от вредителей.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение и поиграть. Все в круг становись и в жучков превратись (несколько раз повторить).

4.Упражнение «Жук».

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Ой, упал, упал мой жук (наклоняются).

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях

(Дети машут руками).

Воспитатель: О каком насекомом это стихотворение?

Дети: О жуке.

Воспитатель: Посмотрите на жука. Сколько у него ножек?

Дети: Шесть.

Воспитатель: А есть ли крылышки у жука?

Дети: Есть.

Воспитатель: Прозрачные тонкие крылья жука спрятаны, видны только в полете. Тело жука покрыто жесткими крыльями. На голове у жука глаза, ушки, рот, усики.

Воспитатель: Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть?

Дети: Крылышки.

Воспитатель: Выберите насекомых на картинках только тех, которые летают. У которых есть крылья. Назовите их.

Дети называют насекомого, которого выбрали.

Воспитатель:. Кого мы встретим дальше, узнаем ,отгадав загадку:

На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа:

Без работ, хоть убей,

Жить не может…

В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

Дети: Муравей.

Воспитатель: Посмотрите на муравьев. Почему они быстро бегают?

Дети: У них много ножек.

Воспитатель: У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а муравьи полезные или вредные насекомые?

Дети: Муравьи — полезные насекомые. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.

Воспитатель: Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Ребята, а где живут муравьи?

Дети: Живут муравьи в муравейниках.

Воспитатель: Если вам встретится муравейник, что вы должны сделать?

Дети: Обойти его. Муравейники надо беречь и оберегать!

Воспитатель: Молодцы, правильно. Возвращаясь на зеленую лужайку, к нам неожиданно подскочил… Внимательно послушайте, кто подскочил?

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

Воспитатель: Отгадайте, ребята, кто этот скрипач?

Дети: Это кузнечик.

Воспитатель: Рассмотрите кузнечика. Сколько у него ножек?

Дети: Шесть ножек.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Длинные.

Воспитатель: А крылышки у него есть?

Дети: Есть, но он не летает, а прыгает.

Воспитатель: Давайте попрыгаем с вами, как кузнечики.

5.Физминутка «Кузнечики».

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко

(Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую).

Воспитатель: Отгадайте еще загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

Дети: Пчела.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на пчелу. Есть ли у нее крылышки? Какие?

Дети: Есть, они у нее прозрачные.

Воспитатель: Сколько у нее ножек? Посчитайте.

Дети: Шесть.

Воспитатель: Ребята, а пчела полезное насекомое или вредное?

Дети: Пчела полезное насекомое, потому что дает мед, воск.

Воспитатель: А где живут пчелы?

Дети: Пчелы живут в ульях.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделаны ульи?

Дети: Ульи сделаны из дощечек.

Воспитатель: Правильно, ребята, давайте мы с вами пройдем к столам и нарисуем домики для пчел.

Дети рисуют под спокойную музыку.

Воспитатель: Молодцы, какие у вас получились ульи. Пчелки будут очень рады своим новым домикам. Ребята, бабочки, пчелы, майские жуки, муравьи, кузнечики - это все кто?

Дети: Это насекомые.

Воспитатель: Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы, жуки?

Дети: Они летают.

Воспитатель: Как передвигаются муравьи?

Дети: Они ползают.

Воспитатель: Как передвигаются кузнечики?

Дети: Они прыгают.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю стать в круг и поиграть. Кому я брошу мяч, тот будет называть насекомое ласково.

6. Дидактическая игра «Назови ласково».

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

7. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Муха разносит … (болезни).

Пчела собирает … (мед).

Комар кусает … (человека).

Бабочка летает … (цветком).

Жук грызет … (кору).

Божья коровка поедает … (тлю).

8. Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, к кому мы сегодня с вами совершили путешествие?

Дети: К насекомым.

Воспитатель: Какие бывают насекомые?

Дети: Насекомые бывают большие и маленькие.

Воспитатель: А почему насекомых называют насекомыми?

Дети: На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Название «насекомые» - от слова «насекать».

Воспитатель: Чем питаются насекомые?

Дети: Насекомые - обжоры: они едят зелень, мелких насекомых. Воспитатель: Как передвигаются насекомые?

Дети: Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день.

Воспитатель: Когда в природе появляются насекомые?

Дети: Только тогда, когда тепло (весной, летом).

Воспитатель: Кто поедает насекомых?

Дети: Насекомых поедают птицы.

Воспитатель: Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними мы настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать. Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в группу.