СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомство с высшими споровыми растениями, изучить особенности строения, цикл развития и значение папоротников.

Просмотр содержимого документа
««Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности»»

Урок в 7 классе

«Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности»
















Подготовила:

учитель химии, биологии

Епишева Е.В.













м.Свобода 2023

Урок в 7 классе по теме «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности». Учитель Епишева Е.В.

Цель урока: продолжить знакомство с высшими споровыми растениями, изучить особенности строения, цикл развития и значение папоротников.

Задачи:

1.Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к урокам биологии через применение интерактивной доски;

  • развивать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы, коммуникативные способности и навыки сотрудничества (работа в группах);

  • развивать умения и навыки выполнения тестовых заданий;

  • развивать умения и навыки составления рассказа по схеме (с использованием презентации), внимание, мышление, речь;

  • развивать умения работы с дополнительной литературой и информацией на электронных носителях;

  • развивать умения наблюдать, сравнивать и делать выводы;

  • формировать интеллектуальные умения: выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать;

  • развивать умения применять знания на практике.

2.Образовательные:

  • расширить знания учащихся о высших растениях,

  • изучить особенности строения, цикл развития папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными;

  • изучить происхождение, многообразие, среду обитания, распространение, значение в природе и жизни человека.

  • способствовать формированию понятия о папоротниках как представителях высших споровых растений через выполнение лабораторной работы, отработке знаний терминологии.

  • создать условия для формирования понятия о взаимосвязи организма и среды обитания.

  • осуществить контроль определенных знаний о строении и развитии папоротников;

  • повторить, обобщить и систематизировать знания при работе с тестовыми заданиями;

  • формировать навыки работы с раздаточным материалом.

3.Воспитательные:

  • формировать экологическую культуру у школьников;

  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;

  • содействовать знакомству с традициями праздника Ивана Купала;

  • создавать ситуацию успеха для каждого ученика.

  • содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей;

  • способствовать эстетическому воспитанию учащихся, напомнить им о произведениях литературы и ознакомить с элементами эстетики в науке и природе, в быту.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблица, комнатное растение – папоротник, учебники, раздаточный материал (приложения).

Методы и методические приёмы: самостоятельная работа с информацией на электронных и бумажных носителях, работа с рисунком и текстом учебника, работа в группе, лабораторная работа, сообщения учащихся с использованием слайдов презентации.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать особенности внешнего строения, размножения и развития папоротников;

  • уметь называть эволюционные преимущества папоротников по сравнению с мхами, хвощами и плаунами;

  • показывать роль папоротников в природе и жизни человека.

Метапредметные:

  • понимать и стремиться выполнить учебную задачу урока;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • уметь организовывать работу в группах, договариваться о способе выполнения задания, осуществлять самопроверку, взаимоконтроль;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, умения оценивать свои достижения на уроке;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

Личностные:

  • формирование целостного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

  • Используемое оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, цифровое аналоговое оборудование центра естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста», таблицы, гербарный материал (папоротник), дополнительный информационный материал.

План урока.

1. Организация класса. (1 – 2 мин)

2. Актуализация знаний (5 –мин). Игра объедини слайды одним словом. Тест с использованием ЦОР.

3. Целеполагание.

4. Изучение нового материала.( 28 – 25 мин).

  1. Происхождение папоротников, древние и современные папоротники: жизненные формы и среда обитания.

  2. Изучение строения папоротника (лабораторнаяработа, работа с учебником, работа с гербариями, промежуточный контроль).

  3. Физкультминутка (значение папоротников).

  4. Размножение папоротника ( просмотр анимации, беседа, промежуточный контроль).

  5. Задания ВПР.

  6. Домашнее задание (2мин).

  7. Выставление отметок (2 мин).

  8. Рефлексия (2мин).

Ход урока

1. Организация класса. Приветствие. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Проверьте свои рабочие места - всё ли готово к уроку? Садитесь. Желаю нам отличного настроения и продуктивной работы на уроке.

2. Актуализация знаний. 

1. Давайте немного разомнемся. На экране представлены картинки, с изображением биологических объектов, назовите увиденное одним словом: жизненные формы, размножение, высшие споровые растения, листорасположение, органы растения. (по каждому слайду вопрос для пояснения терминов).

2. Как вы догадались – эти понятия вам необходимы для выполнения следующего задания. Работаем в парах. Возьмите пульты в руки и ответьте на вопросы теста. (5мин)

Тест по теме «Хвощи и плауны» с использованием ЦОС с применением пультов.

1.Среди папоротникообразных преобладают жизненные формы:

а) древовидные,

б) травянистые многолетние,

в) травянистые однолетние.

2. Увеличению числа особей папоротникообразных способствует их:

а) обитание под кронами деревьев,

б) размножение,

в) способность жить в слабо освещенных местах.

3. Что необходимо для размножения папоротникообразных:

а) свет, б) влага, в) тепло.

4. Папоротникообразные имеют органы:

а) корень, клубень,

б) корневище, стебель, листья,

в) листья, побеги.

5. Хвощ полевой – травянистое растение:

а) однолетнее, б) двухлетнее, в) многолетнее.

6. Листья у хвоща расположены:

а) очередное б) супротивное в) мутовчатое

7. Многолетние травянистые стелющиеся растения с придаточными корнями и шиловидными листьями:

а) хвощ б) плаун в) папоротник

8. Наука, изучающая мхи, называется: БРИОЛОГИЯ

На столах у вас есть Оценочные листы, ПОДПИШИТЕ ИХ. В течение урока вы будете оценивать свою работу. Если при выполнение теста у вас 5 и более правильных ответов поставьте плюс +, если меньше не ставьте ничего.

3. Целеполагание:

На прошлом уроке мы начали изучение Папоротникообразных. Какие отделы к ним относятся? Перечислите, что было уже изучено? Каких представителей высших споровых растений мы еще не изучили? Правильно – отдел папоротниковидные. Определите тему урока. Запись темы Папоротники. Особенности строения.

Исходя из темы, давайте сформулируем цель и задачи урока:

Цель: знакомство с высшими споровыми растениями, изучение особенностей строения, цикла развития и значения папоротников.

Задачи:

  • рассмотреть общие признаки папоротников;

  • изучить особенности их строения и жизнедеятельности;

  • раскрыть особенности цикла развития папоротников;

  • изучить происхождение, многообразие и значение папоротников.

Прежде чем мы приступим к решению задач урока, давайте выясним, что за удивительные растения - папоротники. На прошлом уроке вы получили творческие задания. Давайте внимательно послушаем ребят, подготовивших сообщения.

Ученик 1. рассказывает о древних папоротниках.

Произошли папоротники, как и хвощи, и плауны от псилофитов в  Каменноугольный период. Более 300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротников. Они вместе с хвощами и плаунами безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь. Этот период в истории нашей планеты называется каменноугольным периодом.

 Ученик 2.  Современные папоротники

В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих  иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах (около 2/3), а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Очень редко встречаются  папоротники  в степях и пустынях. В большинстве своём - это травянистые растения, но встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники- эпифиты, селящиеся на других растениях. “Самые, самые...”

Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.

Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник - азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)

Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.

Ученик 3. Папоротники родного края.

В лесах Курской области встречаются орляк обыкновенный, кочедыжник мужской и некоторые другие виды. Папоротниковидные Центрально-Чернозёмного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В. В.Алёхина насчитывают 11 видов. Довольно обычны в лесах щитовники шартрский и мужской, реже встречается кочедыжник женский. 3 вида папоротников ЦЧЗ внесены в Красную книгу Курской области: гроздовник полулунный  (редко на участках Стрелецкий, Казацкий, Баркаловка, Букреевы Бармы), гроздовник многораздельный (только Петрин лог Стрелецкого участка), ужовник обыкновенный (отмечен однажды на Зоринском).

В ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДОП, МАТЕРИАЛ ПОСТАВЬТЕ +

Первичное закрепление.

Давайте проверим, внимательно ли вы слушали сообщения своих одноклассников.

Задание. Вставь в текст пропущенные слова.

  1. Папоротники – это высшие, споровые растения.

  2. В настоящее время в природе сохранилось 10 тыс. видов папоротников.

  3. В наших лесах произрастают многолетние травянистые папоротники: кочедыжник женский, гроздовик полулунный, ужовник обыкновенный. и др.

  4. Некоторые папоротники живут в воде, например сальвиния.



4. Изучение нового материала

Строение папоротника Задание «Папоротники»

К нам на урок пришла моя знакомая – Фекла.

Летом она гостила у бабушки в деревне и узнала, что ее старший брат собирается на праздник «Ивана Купалы». Она решила расспросить об этом празднике бабушку.

Это древний языческий праздник в ночь на 7 июля единственный раз в году цветет папоротник. Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это оказалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, добыть его трудно. Бабушка сказала, что и она в молодости искала этот цветок, да так и не нашла.

Фекла заинтересовалась этой информацией и решила сама разузнать все об этом загадочном цветке. Чтобы узнать, есть ли у папоротника цветок, нужно изучить его строение и цикл развития. ПОМОЖЕМ ФЕКЛЕ?


Возьмите из файла лист заданий 1.

Выполните задания 1 – 2.

Задание 1. Выполните лабораторную работу «Изучение внешнего строения папоротника»

Внимательно прочтите  информацию в учебнике на стр.35 «Строение папоротников», рассмотрите выданные гербарии. Подпишите названия органов папоротника.

Правильный ответ

1-корневище, 2-придаточные корни, 3-лист-улитка (молодой лист), 4-листья (вайи), 5- спорангии.


Промежуточный контроль знаний. Вызвать к доске 1 ученика , который по слайду расскажет о строении .

Вывод: папоротник имеет листья, короткие стебли, корневище с придаточными корнями, спорангии со спорами, цветов нет.


ЗАДАНИЕ 2. Закончите предложения.

В лесах умеренной зоны у папоротников короткий стебель. Листья вырастают из почек корневища. В стебле хорошо развита проводящая ткань, между пучками которой располагаются клетки основной ткани; имеются придаточные корни. Листья обладают верхушечным ростом, достигают больших размеров и выполняют функции фотосинтеза и спорообразования.

Молодцы! Возьмите свои оценочные листы! Задание1 +, если все части папоротника подписаны верно. Задание 2 +, если правильно вставили слова.


Физкультминутка. Мы хорошо потрудились, давайте немного отдохнем. Но отдых наш будет максимально полезным!

На доске значение папоротников ( рисунок папоротника дети крепят значение в природе слева, в жизни человека справа). Информация о значении папоротников на листах. Вклеить схему в тетрадь!!!




Переходим к Листу заданий 2. Внимательно посмотрите ролик о размножении папоротников. И выполните задания 3- 4.

Промежуточный контроль знаний (фронтальный опрос, вывод)

Задание 3. Установите соответствие

Вопрос

Ответ

1) Какие способы размножения характерны для папоротников?

А) спорофит, взрослое растение

2) Как называется половое поколение папоротника?

Б) капля воды

3) Как называется бесполое поколение папоротника?

В) половой и бесполый

4) При каких условиях возможно оплодотворение яйцеклетки?

С) сорусы

5) Для чего необходимо это условие?

Д) для передвижения сперматозоидов

6) Какая фаза в жизненном цикле  папоротника преобладает?

Е) гаметофит, заросток

7) Как называются красные бугорки на внутренней стороне листа?

Ж) спорофит

1В 2Е 3А 4Б 5Д 6Ж 7С

ОТВЕТ:

1) Какие способы размножения характерны для папоротников? (половой и бесполый)

Бесполый: делением корневища;  присыпав почвой часть листа,  можно получить новый побег.

2) Как называется половое поколение папоротника? (гаметофит, заросток)

3) Как называется бесполое поколение папоротника? (спорофит, взрослое растение)

4) При каких условиях возможно оплодотворение яйцеклетки? (капля воды)

5) Для чего необходимо это условие? (для передвижения сперматозоидов)

6) Какая фаза в жизненном цикле  папоротника преобладает? (спорофит)

7) Как называются красные бугорки на внутренней стороне листа? (сорусы).


Как называются красные бугорки на внутренней стороне листа? (сорусы). Ребята давайте рассмотрим строение соруса с помощью цифровой видеокамеры из набора «Точка роста». Рассмотреть готовый микропрепарат и сорусы с комнатного папоротника.(Сорусы - представляют собой группы спорангиев, в которых формируются споры).

Задание 4. Работа в парах. Расположите в правильном порядке цикл развития папоротника начиная с образования спорангиев, в которых развиваются споры.


1. Из Зародыша развивается многолетнее зеленое растение.

2.На нижней стороне листа образуются спорангии со спорами.

3.Споры высыпаются из спорангиев.

4.Заросток прикрепляется к почве ризоидами и ведет самостоятельный образ жизни.

5.На заростке формируются половые органы: женские (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды).

6.Из зиготы развивается зародыш, первое время питаясь за счет заростка.

7. Заросток отмирает со временем.

8.Из проросшей споры развивается заросток.

9. В водной среде сперматозоид сливается с яйцеклеткой – происходит оплодотворение.

Правильный ответ

2,3,8,4,5,9,6,7,1.


В лист оценивания за соответствие «+» , за правильную последовательность +.


Задание №5. Возвращаясь к Фекле и ее бабушке: « Как бы вы объяснили бабушке почему ей не посчастливилось найти цветок папоротника?»


Правильный ответ

Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.



Вывод. ОБРАТНАЯ СТОРОНА ДОСКИ С ЦЕЛЬЮ И ЗАДАЧАМИ.

Итак ребята, давайте посмотрим, достигли ли мы с вами цель урока? (отвечают).

А где мы можем применить знания, полученные сегодня на уроке? ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

  1. Закрепление

Совсем скоро нас ожидает ежегодный срез знаний в виде ВПР. Давайте попробуем применить знания по теме Папоротники для решения заданий из банка ВПР.

  1. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Папоротники

Папоротники  — это ________(А) растения, поскольку размножаются с помощью специальных клеток, образующихся в специальных органах  — сорусах. Из споры развивается ________(Б)  — особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ________(В) необходима вода.

Список слов:

1)  архегоний

2)  заросток

3)  сперматозоид

4)  зигота

5)  споровый

6)  цветковый

Ответ: 524.

  1. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Папоротники

Папоротники наших лесов  — травянистые растения с крупными перистыми листьями. На нижней стороне листа образуются бурые бугорки, в которых созревают _______(А). Закрепление в почве у папоротников происходит с помощью _______(Б). В глубокой древности отмершие стволы древовидных папоротников образовали залежи _______(В).

 

Список слов:

1)  каменный уголь

2)  семя

3)  спора

4)  ризоид

5)  торф

6)  корень

 

Ответ: 361.

  1. Домашнее задание: 

На «3» - § 4, ответить на вопросы

На «4» - стр.39 Задание Сравните плауны хвощи и папоротники.

На «5» - Установите последовательность в цикле развития папоротника:

А. Попадание спор во внешнюю среду

Б. Формирование заростка

В. Формирование архегониев и антеридиев

Г. Формирование спорофита

Д. Образование зиготы

Е. Образование сорусов и созревание спор

По желанию Выполните творческую работу «Многообразие папоротников»

  1. Выставление отметок за урок в оценочных листах и сдать их учителю

5 и более + - отметка 5.

3-4 + - отметка 4. У кого меньше при подготовке к следующему уроку уделить больше внимания материалу.


  1. Рефлексия 

Закончить наш урок , я хочу стихотворением Юлии Тарабаровой

«Папоротник»

Я давно присмотрела поляну,

Ту, где папоротник пышно растет,

Я приду сюда в ночь на Ивана,

И волшебный цветок расцветет.

Тот цветок, что давно ищут люди,

Чтоб счастливее в жизни стать,

Чтоб узнать, что с тобою будет,

Нужно только цветок отыскать.

Как цветет, я пока не знаю,

Знаю лишь на Иванову ночь,

Он все тайны мои разгадает,

И, я думаю, сможет помочь.

Все на свете хотят быть счастливыми,

Счастлив тот, кто цветок найдет,

Только мы теперь точно знаем,

То, что папоротник- не цветет.










Справочник Строение папоротника

Папоротники широко распространены по всему зеленому шару и встречаются в самых разных местообитаниях. Как и у большинства высших растений, спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает господствующее положение по сравнению с половым поколением и является, как правило, многолетним растением. Тело папоротника расчленено на корень, стебель и лист.

Листья папоротников, называемые вайями, произошли в результате уплощения крупных ветвей. Растут листья папоротника медленно и своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного верхушечного роста вайи достигают крупных размеров. В большинстве случаев фотосинтезирующие листья расчленены на черешок и пластинку. У большинства папоротников листья перистые – однократно, дважды или многократно. Пластинка перистого листа имеет ось, или рахис, представляющий собой продолжение черешка. Рахис соответствует главной жилке цельного листа. По массе и размерам они, как правило, значительно преобладают над стеблем. У некоторых папоротников листья дифференцированы на стерильные (фотосинтезирующие) и фертильные (несущие спорангии

Стебель папоротников обычно не бывает сильно развит. Только у древовидных папоротников он представлен прямостоячим стволом, несущим на верхушке крону листьев. У большинства же папоротников короткий горизонтально расположенный стебель представлен корневищем.

Корневище бывает радиальным, т.е. придаточные корни и листья покрывают его равномерно, или дорсивентральным, листья которого сидят на верхней спинной стороне, а корни главным образом на нижней – брюшной. Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается в листья.

Спорангии развиваются на обыкновенных зеленых листьях или на специализированных листьях. Располагаться они могут одиночно или группами – сорусами. Сорусы расположены с нижней, лучше защищенной стороны листьев (спорофиллов). При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются. Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит.

Рисунок 1. Строение папоротника




















ЛИСТ 1.

Задание №1. Выполните лабораторную работу «Изучение внешнего строения ПАПОРОТНИКА»

Внимательно прочтите  информацию в учебнике на стр.35 «Строение папоротников», рассмотрите выданные гербарии, Приложение 1.

Подпишите названия органов папоротника. Сделайте вывод.




ЗАДАНИЕ 2. Закончите предложения.

В лесах умеренной зоны у папоротников короткий стебель. Листья вырастают из почек корневища. В стебле хорошо развита проводящая ткань, между пучками которой располагаются клетки основной ткани; имеются придаточные корни. Листья обладают верхушечным ростом, достигают больших размеров и выполняют функции фотосинтеза и спорообразования.















Лист 2.

Внимательно посмотрите ролик о размножении папоротников. И выполните задания 3- 4.

Задание 3. Установите соответствие

Вопрос

Ответ

1) Какие способы размножения характерны для папоротников?

А) спорофит, взрослое растение

2) Как называется половое поколение папоротника?

Б) капля воды

3) Как называется бесполое поколение папоротника?

В) половой и бесполый

4) При каких условиях возможно оплодотворение яйцеклетки?

С) сорусы

5) Для чего необходимо это условие?

Д) для передвижения сперматозоидов

6) Какая фаза в жизненном цикле  папоротника преобладает?

Е) гаметофит, заросток

7) Как называются красные бугорки на внутренней стороне листа?

Ж) спорофит




Задание 4. Работа в парах. Расположите в правильном порядке цикл развития папоротника начиная с образования спорангиев, в которых развиваются споры.


1. Из Зародыша развивается многолетнее зеленое растение.

2.На нижней стороне листа образуются спорангии со спорами.

3.Споры высыпаются из спорангиев.

4.Заросток прикрепляется к почве ризоидами и ведет самостоятельный образ жизни.

5.На заростке формируются половые органы: женские (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды).

6.Из зиготы развивается зародыш, первое время питаясь за счет заростка.

7. Заросток отмирает со временем.

8.Из проросшей споры развивается заросток.

9. В водной среде сперматозоид сливается с яйцеклеткой – происходит оплодотворение.



Размножение папоротника

Большинство папоротников – равноспоровые растения. Гаметофиты (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые, маленькие, разные по форме, питаются самостоятельно, реже – лишены хлорофилла и развиваются под землей. К почве гаметофит прикреплен многочисленными ризоидами. На нижней, брюшной стороне гаметофита развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше, также сосредоточены на нижней поверхности гаметофита. Каждый антеридий содержит сперматозоиды. В архегониях созревают яйцеклетки. Оплодотворение происходит только в капельножидкой среде, обеспечивающей активное движение сперматозоидов к архегонию. Зигота, возникающая из оплодотворенной яйцеклетки, дает начало диплоидному зародышу, развивающему в диплоидный спорофит.

Задание №2. Учебник стр.37-38









Значение папоротников

Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.

Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения, и вместе с другими болотными растениями является торфообразователем.

Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Папоротники, живущие в симбиозе с азотофиксирующими цианобактериями, применяют как источник азота на рисовых полях для насыщения почвы растворимыми соединениями азота. Некоторые виды азоллы используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом. Лоси используют листья папоротника в качестве корма.

Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк.

У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал.

Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.

Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос).

Природа создает растения, которыми можно просто любоваться. Недаром папоротники вдохновляли и художников, и поэтов. Посмотрите на картину великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Папоротники в лесу» или прочитайте стихи Валерия Брюсова, посвященные папоротнику: «В этих листьях слишком внешних, В их точеном очертаньи, Что-то есть миров нездешних...» И сразу поймете, что без этого растения жизнь на земле была бы значительно скучнее. Но каждый раз, когда захочется полюбоваться папоротником, в лес не побежишь. Вот и придумали люди выращивать папоротники дома.
Заведите в доме папоротник .Говорят, он примиряет людей, исправляет грубых, бестактных, делая их более мягкими и снисходительными,

Папоротник гармонизирует пространство, улучшает атмосферу в помещении.

Посадив его дома или в офисе, вы обеспечите себе мирную и тихую обстановку.

Папоротники – великие мудрецы и приспособленцы.

Прожив на Земле миллионы лет, они были свидетелями великих потопов и великих холодов. Папоротник очень легко выращивать в квартире. Посадите папоротник и будет вам счастье.











































СООБЩЕНИЯ

Ученик 1. рассказывает о древних папоротниках.

Произошли папоротники как и хвощи, и плауны от псилофитов в  Каменноугольный период.

Более 300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротников. Они вместе с хвощами и плаунами безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь. Этот период в истории нашей планеты называется каменноугольным периодом.



 Ученик 2.  Современные папоротники

Папоротники-это высшие споровые растения с хорошо развитыми тканями: фотосинтезирующей, проводящей, механической и покровной. Имеют стебель, листья и корни.

В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих  иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах (около 2/3), а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Очень редко встречаются  папоротники  в степях и пустынях. В большинстве своём - это травянистые растения, но встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники- эпифиты, селящиеся на других растениях.Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.

Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник - азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)

Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.

Ученик 3. Папоротники родного края.

В лесах Курской области встречаются орляк обыкновенный, кочедыжник мужской и некоторые другие виды. Папоротниковидные Центрально-Чернозёмного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В. В.Алёхина насчитывают 11 видов. Довольно обычны в лесах щитовники шартрский и мужской, реже встречается кочедыжник женский. 3 вида папоротников ЦЧЗ внесены в Красную книгу Курской области: гроздовник полулунный  (редко на участках Стрелецкий, Казацкий, Баркаловка, Букреевы Бармы), гроздовник многораздельный (только Петрин лог Стрелецкого участка), ужовник обыкновенный (отмечен однажды на Зоринском).

Первичное закрепление. Давайте проверим, внимательно ли вы слушали сообщения своих одноклассников.



















Тест по теме «Хвощи и плауны» с использованием ЦОС с применением пультов.

1.Среди папоротникообразных преобладают жизненные формы:

а) древовидные,

б) травянистые многолетние,

в) травянистые однолетние.

2. Увеличению числа особей папоротникообразных способствует их:

а) обитание под кронами деревьев,

б) размножение,

в) способность жить в слабо освещенных местах.

3. Что необходимо для размножения папоротникообразных:

а) свет, б) влага, в) тепло.

4. Папоротникообразные имеют органы:

а) корень, клубень,

б) корневище, стебель, листья,

в) листья, побеги.

5. Хвощ полевой – травянистое растение:

а) однолетнее, б) двухлетнее, в) многолетнее.

6. Листья у хвоща расположены:

а) очередно б) супротивно в) мутовчато

7. Многолетние травянистые стелющиеся растения с придаточными корнями и шиловидными листьями:

а) хвощ б) плаун в) папоротник

8. Наука, изучающая мхи, называется:



Тест по теме «Хвощи и плауны» с использованием ЦОС с применением пультов.

1.Среди папоротникообразных преобладают жизненные формы:

а) древовидные,

б) травянистые многолетние,

в) травянистые однолетние.

2. Увеличению числа особей папоротникообразных способствует их:

а) обитание под кронами деревьев,

б) размножение,

в) способность жить в слабо освещенных местах.

3. Что необходимо для размножения папоротникообразных:

а) свет, б) влага, в) тепло.

4. Папоротникообразные имеют органы:

а) корень, клубень,

б) корневище, стебель, листья,

в) листья, побеги.

5. Хвощ полевой – травянистое растение:

а) однолетнее, б) двухлетнее, в) многолетнее.

6. Листья у хвоща расположены:

а) очередно б) супротивно в) мутовчато

7. Многолетние травянистые стелющиеся растения с придаточными корнями и шиловидными листьями:

а) хвощ б) плаун в) папоротник

8. Наука, изучающая мхи, называется: